15-метровая живописная скала с мрачным названием «Чертов палец» является одной из достопримечательностей Орска. Туда любят заезжать туристы, там тренируются местные скалолазы. Она хорошо видна с железной дороги между Орском и Новотроицком, причем на боку ее заметно большое белое пятно – там в прежние времена к дикому камню крепилось отлитое из бетона изображение, барельеф.
Усы Иосифа Виссарионовича
Он, точнее, его обломки, сейчас валяются у основания скалы: узнаваемая ленинская бородка, густой сталинский ус…
Борода Владимира Ильича
Бетонный глаз отца народов смотрит из травы в орское небо. О том, как там оказались изображения вождей и что вообще было на этом месте, мы и расскажем в сегодняшней «старости».
Место купеческих детей заняли пионеры
Располагается скала неподалеку от железнодорожной станции «Ущелье». До революции здесь, в живописной долине на берегу Урала, находились летние дачи богатых купцов. Когда власть сменилась, дачи были национализированы, и в 1928 году на их месте открыли дом отдыха для местных трудящихся – его так и назвали, «Ущелье». Место было очень удобным для того, чтобы перевести дух вне городской суеты: тут встречаются и широкая степь, и естественный пойменный лес, и живописные скалы, и река. Хочешь – гуляй, хочешь – купайся, хочешь – грибы собирай. Тогда еще не было ни чадящих труб на горизонте (сейчас-то с гор хорошо просматриваются две промзоны: и орская, и новотроицкая), ни автомобильного шоссе, ни железной дороги…
Дети учителей школы №8 на пикнике в Ущелье, 1940 год. Фото Владилена Николаева
И в это место орчане ехали не только отдыхать. Тут же в 30-х годах разбивали лагеря ОСОАВИАХИМа – там орские допризывники учились стрелять из винтовок, ползать по-пластунски и оказывать первую помощь раненым.
Документ 1935 года
А у подножия Чертова пальца (кстати, это не оригинальное орское название – счет этих «пальцев» по России идет на десятки… так народ с древности называл высокие, но небольшие в диаметре скалы: мол, это черт из преисподней ткнул пальцем – он и вылез из-под земли) расположился пионерлагерь. Вот как в своих мемуарах его описывает Владилен Николаев – сын Петра Николаева, директора орской школы №8, который в 1941 году выпустил учеников, отправился на фронт и погиб, защищая Москву:
Второй дом для потерявших семью
В годы Великой Отечественной в доме отдыха «Ущелье» разместили эвакуированных детей. Они были доставлены в Орск без родителей: летом 1941 отправились в пионерлагерь Наркомчермета куда-то на запад страны (вероятно, на Украину), а, когда немцы напали на СССР, были заброшены глубоко в тыл – везти их к родителям, которые и сами подвергались опасности (а может, даже оказались «под немцами», на оккупированной территории»), смысла не имело. В «Ущелье» дети жили довольно долго: для малышей там устроили неполную среднюю школу, а старшеклассников возили на уроки в Аккермановку.
1949 год, фото из газеты. Как мы видим, на Чертовом пальце нет барельефа, но реет огромный флаг – труба, которая его держала, есть на скале до сих пор, она прочно вбита в породу. Иллюстрация группы «Орск вчера и сегодня» в соцсети Facebook
Тут же отдыхали и местные дети. Снова обратимся к мемуарам Владилена Николаева:
«Лагерь почтового ящика»
В военное время в Орск эвакуировали множество предприятий. Одно из них – Орский механический завод, или, как его называли из соображений секретности, «почтовый ящик 11 Росбоеприпаса». После Победы пионерлагерь «Ущелье» достался этому предприятию.
Май 1956 года. Фото С. Евграшкина в группе «Орск вчера и сегодня» соцсети Facebook
В начале 50-х на Чертовом пальце появился бетонный барельеф с изображениями профилей Сталина и Ленина. С этим связана живучая городская легенда: якобы придумал это, а заодно и отлил барельеф некий художник, находившийся в заключении в местном лагере системы ГУЛАГа.
Начало 60-х. Фото С. Пшеничка в группе «Орск вчера и сегодня» соцсети Facebook
Говорят даже, будто за такую находчивость ему «скостили» срок и отправили к родным раньше времени… Скорее всего, это просто выдумка. Исправительно-трудовой лагерь в Орске, действительно, имелся – упоминания о нем мы то и дело находим в разных архивных документах. Известно, что заключенные выполняли самые тяжелые работы на большинстве промышленных объектов города и района и даже возводили школы для местных детей. Но барельеф, судя по всему, отлили не зека, а рабочие мехзавода – чтобы их дети, наслаждаясь лучами летнего солнца, не забывали о роли партии и правительства в их судьбе. Вожди строго смотрели на юных пионеров со скалы, а над их головами развевался красный флаг…
Рельсы – не место для игр
На протяжении долгого времени пионерлагерь спокойно соседствовал с железной дорогой. Но, когда движение поездов стало интенсивным (то есть когда заработали в полную мощь новотроицкие предприятия), это стало неудобным и даже опасным: пионеры, по примеру Владилена Николаева, бегали через рельсы на затон или на Урал купаться, и прошмыгивали прямо перед составами. В общем, лагерь расформировали. Корпуса были разобраны (впрочем, они оказались легкими, летними постройками, так что это было нетрудно). Теперь от них и следов почти не осталось, заметить можно только чуть видные, заросшие травой площадки в степи, да торчащие кое-где обломанные деревянные столбики – бывшие опоры линий электропередач.
1972 год. Фото В. Фомина в группе «Орск вчера и сегодня» соцсети Facebook
А потом, когда наступили новые времена, со скалы сковырнули и барельеф с лицами вождей. Упав с 15-метровой высоты, бетонная плита раскололась на части (впрочем, они и изначально не была цельной – изображение отливалось частями, а затем скреплялось). Они и теперь лежат у подножия: ухо Сталина, знаменитый ленинский прищур…
