Мастерская, клуб, детсад: сложная судьба Орской соборной мечети

29.04.2020
8940
Минарет Орской Соборной мечети в 2012 году

В одной из предыдущих «старостей» мы рассказывали о судьбе православного Покровского храма: как он был построен при монастыре, как в годы гонений на религию превратился в солдатский клуб и как в 90-х вернулся к верующим. Сегодня расскажем о другом «культовом сооружении» со схожей судьбой. Речь об Орской Соборной мечети.

 

Первый орский имам – переводчик Ивана Кирилова

Первая мечеть в Орске появилась, очевидно, сразу после основания города (который поначалу назывался Оренбургом). 15 августа 1735 года Иван Кирилов заложил «крепость о четырех бастионах купно с цитаделью малой при пушечной пальбе», и сразу приступил к строительству деревянной православной церкви во имя Андрея Первозванного, о чем написал довольно подробный отчет в столицу. 


Орская крепость в середине 19 века. Рисунок из фондов ОКМ

По поводу мечети он ничего не сообщал, но государыня императрица, в 1734 году отправляя Оренбургскую экспедицию в путь, особо распорядилась: «Тутошнему башкирскому народу и новоподданным нашим киргиз-кайсацким, каракалпацким народам, из азиатсих стран прибывающим, селиться, жить, торговать, всяким ремеслом промышлять, без всякой опасности и удержания». В общем, царская воля была очевидна: с мусульманами дружить. Поэтому, вероятно, и мечеть основали не мешкая. Во всяком случае, 1 февраля 1738 года Мансур Абдрахманов писал в донесении Василию Татищеву: «Есче ж во известие объявляю, что в Оренбурге по силе своей одну маленькую мечеть я построил, и молюсь вначале единому богу и за здравие Е.И.В. [Ее Императорского Величества]».


Пару слов об этом человеке. Мансур Абдрахманов был членом Оренбургской экспедиции, одним из ближайших помощников Кирилова. По национальности он был киргиз-кайсаком (то есть казахом), по статусу – ахуном, то есть ученым религиозным деятелем. Состоял при Кирилове переводчиком, помогал ему налаживать дипломатические связи с казахскими правителями – в частности, Абулхаир-ханом, который, собственно, и привел свой народ в Российскую империю. Так вот: ахун Мансур построил «маленькую мечеть», в которой и стал имамом.

Простояв 150 лет, та мечеть сгорела, но к тому времени она была уж не единственной. Когда произошла революция, в Орске имелось 5 мечетей: 4 деревянных и 1 каменная. Каменную, которая устояла до наших дней, о которой, собственно, мы и будем рассказывать сегодня, построил в 1900 году другой известный представитель казахского народа: Дербисалы Беркимбаев.

 

Полковник с перстнем императора

Дербисалы Беркимбаев родился в Тургайской губернии, на территории нынешней Республики Казахстан. Его отцом был богатый старшина Беркимбай Бутырбаев (то есть Беркимбаев – это, по сути, не фамилия, а отчество). Будучи представителем влиятельного рода, и, вероятно, обладая к тому же незаурядными способностями, Дербисалы быстро шел по карьерной лестнице. Всего в 20 лет он получил должность бия – то есть судьи. В 22 его назначили начальником 15-й дистанции оренбургских казахов – проще говоря, он стал командовать крупным формированием пограничной стражи.


Дербисалы Беркимбаев

Беркимбаев получил отличное образование, хорошо понимал и обычаи своего народа, и нужды Российской империи, поэтому его включили в состав комиссии по разработке «Временного Положения об управлении об управлении степных областей Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Это был важнейший документ, который юридически регулировал взаимоотношения представителей разных народов.

Позднее он чем только не занимался: и сопровождал известного ученого Николая Пржевальского в его экспедиции по казахским степям, и занимал важную должность в администрации Актюбинского уезда, и строил почтовый тракт Оренбург-Казалинск, и открывал в казахских аулах школы…

Он стал важным человеком не только на окраине империи, но и в ее столице: когда Дербисалы исполнилось 37 лет, он был удостоен дворянского звания. В 1891 году он встречал прибывшего в Орск цесаревича Николая (будущего последнего императора Николая II) и получил от него в подарок золотой перстень. В 1913 году, когда империя (казавшаяся еще прочной) отмечала 300-летие воцарения дома Романовых, был приглашен в столицу, ко двору.


Одна из первых фотографий Орска, 1909 год. Съемка велась с горы Преображенской. Позади мальчика – каменная мечеть, построенная 9 лет назад. Фото из фондов ОКМ

К концу своей жизни Дербисалы Беркимбаев являлся военным полковником (между прочим, полковником был и сам Николай II), членом Императорского Географического общества, внештатным чиновником особых поручений среди казахов Тургайской области, имел 5 орденов... Умер он незадолго до революции рядом с Орском, в селе, которое сам основал и (по одной из версий) назвал в честь своей дочери: Урпия. Там и сегодня стоит памятник этому человеку.

Но все же лучшим памятником ему остается, безусловно, Орская Соборная мечеть.

 

Там где совершался намаз, стали крутить кино

Как уже говорилось, в 1900 году в так называемой Татарской слободе было возведено двухэтажное здание мечети с красивым минаретом, с которого муэдзин созывал верующих на молитву. Вскоре рядом было построено здание медресе (училища) и дом для имама (настоятеля мечети).


Еще один дореволюционный снимок, ориентировочно 1914 года. Сделан со стороны Никольской (сейчас – Преображенской) церкви. Напротив – Нагорная мечеть. Автор фото неизвестен. 

Это имущество приглянулось новой власти. В начале 30-х в Орске закрыли все «культовые сооружения» всех конфессий. Постройками распорядились по-разному: например, православный монастырь перепрофилировали под казармы кавалерийской части; Никольскую (или, как ее еще называли, Нагорную – ту, что на Преображенской горе) церковь разобрали на кирпичи, из которых выстроили здание театра имени Октябрьской революции; деревянную Нагорную мечеть (она находилась тут же, напротив Никольской церкви, прямо через дорогу) сделали радиоузлом: гора сама по себе над городом возвышается, а тут еще и минарет к небу вытянулся – радиоволны великолепно расходились… А каменную мечеть, построенную Беркимбаевым, приспособили под механические мастерские.


Та же Нагорная мечеть в 20-х годах. Фото из фондов Орского филиала госархива Оренбургской области

Впрочем, мастерские там работали недолго: местные власти быстро осознали, что станки могут работать и в здании попроще, а эту красоту можно использовать с большей пользой. Там расположился «нацменский» клуб имени 1 мая. Вот что сообщалось в докладной записке в 1936 году:

В Орске имеется национальный клуб, размещенный в бывшей старой мечети, состоящий из 1 неприспособленной комнаты без кино и надлежащего оборудования. Требуется пристройка к этому клубу 2 комнат стоимостью 50 тысяч рублей… 

Докладная записка «О состоянии работы Орского горсовета среди национальных меньшинств»
В общем, мечеть использовалась примерно так же, как и Покровский храм: в ней крутили кино, устраивали концерты самодеятельных артистов, проводили комсомольские собрания... Только не красные кавалеристы, а дети тех мусульман, что еще недавно совершали в этих стенах намаз.


А это – фото из газеты 1933 года. Никольскую церковь уже разобрали, а Нагорная мечеть пока стоит, и даже полумесяц с минарета не сняли. Но в 1934 году место полумесяца займет антенна...

В 1937 году известный геолог Иосиф Рудницкий предложил открыть в Орске геологический музей. Когда осуждали, где его разместить, среди прочих вариантов предлагалось использовать для этого здание бывшей мечети. Но в конце концов «восточному колориту» нашли иное применение: в красивом двухэтажном домике расположили детский сад. В нем воспитывались многие поколения детей работниц Орской швейной фабрики: ведь изначально «швейка» находилась в Старом городе, и лишь в конце 50-х перебралась на улицу Ленинского Комсомола. Дети ходили в садик в бывшую мечеть, а сами швеи жили в бывшем медресе –там располагалось общежитие… Так продолжалось вплоть до 1990 года.

 

Мечеть возвращается «религиозным мусульманам»

В последние годы Советской власти отношение государства к религии существенно смягчилось. Конечно, каждый комсомолец, по Уставу ВЛКСМ 1989 года, по-прежнему обязан был «решительно бороться с любыми проявлениями буржуазной идеологии, религиозными предрассудками и другими чуждыми социалистическому образу жизни взглядами и нравами» (слова про тунеядство из «перестроечной» редакции Устава убрали, а про религию все-таки оставили), но «показать по телевизору последнего попа» уже никто не обещал. И по стране повсеместно стали создаваться религиозные объединения. Орск тоже не был исключением.

25 января 1990 года городской Совет рассматривал вопрос «О передаче здания детского сада №50… под мечеть общества религиозных мусульман». Сама формулировка, конечно, странная: что значит «религиозные мусульмане»? Неужели могут быть мусульмане «нерелигиозные» или «антирелигиозные»? Ну, все, что касалось религии, было городской власти в новинку, не будем судить строго.


Протокол 1990 года

Итак, горсовет констатировал: на весь Старый город имеется всего 3 садика, и тот, что в бывшей мечети, самый крупный.

Комиссия, в составе которой депутаты горсовета, работники отдела народного образования, представители общества мусульман, врач санэпидстанции… изучила вопросы размещения детей… Старого города. Детский сад №48 на капитальном ремонте, дети определены в детские сады №25, 50, в которых отмечено значительное переуплотнение: на 345 мест 469 детей. Закрытие в настоящее время детского сада №50 усугубит положение в имеющихся детских садах. 

При этом выявились и другие подробности: да, здание мечети просторное, но детсад из него не очень. Здание было приспособлено под эти нужды, «не имеет спален, общие для всех групп умывальные и туалеты, нет участков для прогулок и игр детей». Словом, лучше бы построить настоящий садик, а мечеть отдать уже «религиозным мусульманам»… В итоге было принято решение:

Городскому отделу народного образования (т. Сорокин), директору производственного объединения [швейной фабрики] т. Бутыриной до 1 августа 1990 года решить вопрос о размещении детей детского сада №50 в другие дошкольные учреждения. Передать здание детского сада №50 обществу мусульман, закрыв его с 1 августа 1990 года. Обязать городскую плановую комиссию (т. Ачкасова) в 1990 году запланировать, а в 1991 году осуществить строительство нового дошкольного учреждения на 190 мест в Старом городе. Контроль за исполнением данного решения возложить на т. Франца, заместителя председателя горисполкома. 
Осенью 1990 года мусульмане получили здание, 90 лет назад построенное царским полковником Беркимбаевым. Им пришлось много поработать, чтобы восстановить мечеть в ее нынешнем виде. 


Минарет Орской Соборной мечети в 2012 году

В октябре 1991 года на заново отстроенный минарет водрузили полумесяц. Над Старым городом снова раздался азан – призыв к молитве…



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
29.04.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел