Авиашоу для трудящихся орчан и новый барак для орчан-заключенных

29.10.2018
3420

Площадь Революции готовится к празднованию 7 ноября 1939 года. Фото из фондов ОКМ


Совсем скоро в нашей стране будет отмечаться 101-летняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Правда, теперь это уже не государственный праздник, и вряд ли у нас в Орске ему будут посвящены какие-то масштабные мероприятия. А ведь когда-то городские власти готовились к нему в высшей степени серьезно! Давайте заглянем в архивные документы, датированные 1935 годом.

 

На торжественный митинг – стройными колоннами

Существовал даже специальный орган при местном горсовете – Городская Октябрьская Комиссия. Входило в нее – только представьте – 76 человек! Встретившись в здании исполкома, эти уважаемые орчане определили, как будет отмечаться самый главный революционный (да что там революционный – просто самый-самый главный!) праздник года. А планы были весьма интересными…



Протокол 83-летней давности


Понятно, что главным событием считалась демонстрация трудящихся – и ее организовывали тщательно, расписывая все до мелочей. Особо оговаривалось, какая колонна откуда выдвинется к месту празднования. Все орские ученики, например, должны были собраться у здания образцовой школы №1 на улице Карла Маркса (построено оно было в 1906 году для гимназии, а теперь там размещается коррекционная школа №10). Работники УПП – на площади Республики, там теперь располагается Старогородской рынок. Бывшие красногвардейцы и красные партизаны – на стадионе «Динамо», который тогда находился на месте нынешней школы №49. А «неорганизованное население» – на площади III Интернационала, там теперь находится улица с тем же названием.



Была в Орске и своя Красная площадь... Видите, вдали двухэтажное здание с флагом? Там располагался исполком – то есть горадминистрация. Теперь в этом доме на Советской находится детсад «Гномик»


С разных концов города – тогда еще крошечного городка – народ должен был стекаться к площади Революции. В царские времена она называлась Пороховой, а теперь известна нам как площадь Кирилова. После митинга всем нужно было организованно отправляться на площадь Свободы для проведения второй части митинга – судя по карте 1937 года, которую нам удалось найти в городском архиве, эта площадь занимала часть нынешнего парка имени Малишевского.



Слева - архивная карта 1937 года, справа - карта google.maps. Красным выделена площадь Революции, синим - площадь Свободы


На площади Свободы планировалось установить специальную трибуну. Выглядеть она должна была примерно так:



Эскиз, приложенный к протоколу


Как мы видим, главным элементом в этой композиции должен был стать портрет товарища Сталина (почему-то на эскизе художник его изображать не стал, а просто подписал буквами).

 

Авиаторы и аниматоры дарили людям радость

Помимо демонстрации, планировалось организовать, как сейчас сказали бы, красочную шоу-программу. В первую очередь это художественная самодеятельность, конечно – в этом плане за 83 года ничего не изменилось, концерты местных коллективов до сих пор украшают каждый орский праздник.



Вырезка из газеты «Орский рабочий», ноябрь 1935 года


«Гвоздем» праздничной афиши, судя по всему, стало катание детей на автомобилях. Сейчас это может показаться нам смешным: вот ведь развлечение! Но не нужно забывать: шел 1935 год, машин в городе было совсем мало. И для орских детей возможность прокатиться на «Форде» или «Студебеккере», безусловно, оказалась потрясающим подарком.

А от следующего пункта программы и нынешние дети пришли бы в восторг. В Орске проводилось авиашоу! Да-да: в демонстрации участвовали аэропланы, разбрасывавшие праздничные листовки.



Реклама 1938 года. К 7 ноября власти приурочили ярмарку... Вырезки из газеты «Орский рабочий»


Чтобы трудящиеся вполне насладились праздником, горсовет постановил развернуть торговлю с лотков. Орчане могли купить бутерброд («50 грамм булки и колбасы 50 грамм», - оговаривалось в распоряжении), пончик или плюшку. А еще – карамельку или печенье.



Тысяча бутербродов и две тысячи пончиков для трудящихся


Чтобы дети не мешали взрослым отмечать великий праздник, городские власти распорядились «оборудовать при учреждениях и предприятиях специальные комнаты для увеселения детей». Сейчас подобные комнаты с аниматорами существуют при торговых центрах – чтобы мамы с головой погружались в шопинг и не отвлекались на капризы своего чада, оставляя в магазинах как можно больше денег… А вот «аниматоры» образца 1935 года работали с другой целью – чтобы дать родителям возможность «свободно участвовать в демонстрациях».

 

В барак ГУЛАГ тоже пришел праздник

К празднику готовилось не только городское начальство: на каждом предприятии была собственная торжественная программа. Вот как, например, решило порадовать своих сотрудников руководство Крекинга (нынешнего ОНОСа):

 — …Рабочие из летних бараков будут переселены в теплые зимние… В квартирах лучших ударников будет оборудовано не менее 50 радиоприемников. Площадка Крекингстроя красиво декорируется. Центральное место займут ворота-арка, оформленная звездой, флагами и лозунгами… На башне – гигантский портрет тов. СТАЛИНА. Керосиноочистка убирается светящимися лозунгами и большим портретом тов. Орджоникидзе.

Интересно, что портрет Сталина гигантский, а Орджоникидзе – просто большой. И первая фамилия набрана прописными буквами (как сейчас принято говорить, «капсом»), а вторая – самым обычным образом.



Вырезка из газеты «Орский рабочий», ноябрь 1935 года


Сейчас некоторые постоянные читатели начнут возмущаться: мол, вот опять автор принялся глупости про культ личности выдумывать, не было ничего такого… Ну, не было так не было, перейдем к другой теме.

Управление уполномоченного Народного комиссариата тяжелой промышленности (УУНКТП) тоже отчиталось о подготовке к празднику. Отметить 18-ю годовщину Великого Октября там решили великими трудовыми победами. Например, провести соревнования между сменами кирпичеделательного (слово-то какое!) агрегата, лесхоза, станочного цеха. А еще между строительными бригадами. Строителям нужно было в кратчайшие сроки возвести 14, 15 и 16 рабочий бараки… И барак ГУЛАГ.



Трудовые победы во славу Октября


Те же читатели поморщатся: мало было культа личности, автор еще и политические репрессии сейчас приплетет!

Приплетет обязательно. И напомнит, что тем самым уполномоченным НКТП в Орске был в ту пору Сергей Франкфурт. И для Франкфурта 18-я годовщина революции оказалась предпоследней: в декабре 1936 года он был арестован, а в сентябре 1937 – расстрелян как враг народа.

 

«Сухой закон» по-раннесоветски

Ну, и напоследок опубликуем еще один документ той эпохи. Правда, речь в нем не о 7 ноября, а о 1 мая, но документ уж очень занятный.

Сейчас многие орчане возмущаются, что в праздничные дни власти запрещают продавать алкоголь. Мол, выдумали чепуху какую-то… Нет, друзья, такое практиковалось уже очень давно. Например, в далеком 1934 году президиум горсовета запрещал торговлю «спиртными напитками и пивом» еще за день до праздника, а разрешал только через 2 дня после его окончания.



Распоряжение, датированное 1934 годом


И, зная о строгости тогдашних законов, можно с уверенностью сказать: на демонстрации орчане наверняка приходили (да и уходили с них) как стеклышки…






Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.




Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
29.10.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел