104.1
2 августа 2021 • Пн • 06:51
$ 73.14 € 86.99
Сейчас:
+21°C
Утром
+24°C
Днем
+34°C

42 лошадиные силы, 3 скорости и деревянная кабина: на каких машинах катались по городу орские чиновники в 1937 году?

Павел Лещенко, Урал56.Ру
20.06.2021
2222

1938 год, жители Орска с легендарной «эмкой» – ГАЗ-М1. Фото ОКМ

Нынешних орских чиновников часто критикуют из-за машин, на которых они ездят: и за любовь к роскоши, и за отсутствие патриотизма – мол, в гараже сплошь дорогущие «японцы» да «корейцы»… А знаете, на чем их предшественники передвигались по городу лет эдак 85 назад? Можем вам рассказать. Дело в том, что в одной из папок, хранящихся в местном филиале государственного архива Оренбургской области, мы нашли одно письмо 1937 года. 


Это заявка на бензин – сколько его нужно закупить для машин, обслуживавших подразделения тогдашней администрации, в 1938 году.

 

ГАЗ-А


Самой престижной из ездивших по Орску машин (вернее, из всех, что находились в гараже местных органов власти – наверняка у начальства, курировавшего всесоюзные стройки, того же Франкфурта, например, имелась техника и покруче, у него и самолет имелся персональный, чтобы на важные совещания в Москву летать) была, безусловно, легковушка «ГАЗ-А».

Три таких машины возили членов горкома ВКП(б), то есть главных партийцев Орска, еще две – членов городского Совета, и по одной было в распоряжении ГорФО (финансовый отдел), ГорЗО (земельный отдел) и ГорОНО (отдел народного образования).

ГАЗ-А был гордостью советского автопрома, первым отечественным автомобилем массовой конвейерной сборки. Вообще-то, если честно, он был не таким уж и советским – лицензию на производство СССР приобрел у компании Форда. Точно такие же машины ездили и по дорогам США, только назывались они Ford-A. Некоторые изменения советские конструкторы, впрочем, внесли: например, убрали декоративную решетку с радиатора (красиво, но непрактично), чуть изменили конструкцию системы питания…

Итак, это была четырехдверная машина на 5 человек, с 42-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой передач (3 скорости вперед, 1 – назад), с колесами на спицах… Мечта, в общем, а не машина.

Впрочем, к 1937 году модель эта уже считалась устаревшей, и в крупных городах была вытеснена более современной «эмкой» – ГАЗ-М1. Это, к слову, тоже фордовская разработка, Ford-B (в СССР порядковую «В» заменили на «М» – в честь наркома Молотова). Ну, об «эмках» орские чиновники могли только мечтать и благополучно ездили на ГАЗ-А.

 

ГАЗ-4


Еще одна легковая машина в списке – это «пикап», принадлежавший госбанку. Очевидно, речь шла об автомобиле «ГАЗ-4», выпускавшемся в 1933-37 годах. Двигатель в 40 лошадиных сил, такая же трехступенчатая коробка, что и в «ГАЗ-А»… Ну и в целом, схожая конструкция, разве что не на 5 человек кабина рассчитана, а только на 2 – зато в кузов сажай столько, сколько хочешь.

Кстати, машинка эта, старенькая, но надежная, активно использовалась во время Великой Отечественной войны. Помните, у Симонова: «на пикапе драном / и с одним наганом / первыми въезжали в города». Вот именно о нем и речь – о ГАЗ-4. Ну, а по городу Орску на этом пикапе в 1937-м передвигались банковские служащие. Не исключено, кстати, что и с наганом тоже.

 

ГАЗ-АА


Собственно, этими двумя моделями – ГАЗ-А и ГАЗ-4 – список легковых машин и закрывается. Все остальные чиновники передвигались на грузовиках. Причем вовсе не обязательно возили какие-то грузы – в те времена могли ради того, чтобы одного начальник из точки А в точку Б доставить, и крупную технику погонять порожняком… Как в «Место встречи изменить нельзя» (там про послевоенные времена, но все же) – матерый уголовник Фокс приезжает в ресторан, чтобы сорить грязными деньгами, на грузовом «Студебеккере»…

Так вот, о грузовиках. Больше всего в гараже оказалось машин «ГАЗ-АА». 4 таких машины принадлежали Горкомхозу (нынешнее УЖКДХТ), 1 – Горместпрому (отдел местной промышленности, курировавший мелкие, местного значения, предприятия), 5 – Горстройконторе, 10 – Горздраву, 2 – Гортоптресту (эта контора обеспечивала Орск топливом на зиму) и 1 – ГорОНО.

Производить эти полуторатонные грузовички с деревянными кабинами начали в том же 1932 году, что и легковушки «ГАЗ-А». И это тоже были «американцы» – копия Ford-AA. Интересно, что обе машины – и легковая, и грузовая – были оснащены одинаковым 42-сильным двигателем. Вообще, грузовик этот, хоть и выпускался в больших количествах, оказался слабеньким и вообще не очень удачным, и вскоре его сменила улучшенная, хотя внешне неотличимая модель – ГАЗ-ММ (угадайте, почему «М», в чью честь?).

 

ЗИС-5


А это был уже довольно мощный по тем временам грузовик. Легендарная «трехтонка» перемещала большие тяжести, за что очень ценилась в условиях бездорожья. Кстати, и в боевых условиях ЗИС-5 использовали очень активно, упоминание о нем можно встретить и в «Василии Теркине», и в песнях военной поры.

Три ЗИСа имелось у Горкомхоза, еще десяток – у стройконторы.

«ЗИС» – это завод имени Сталина. Нам он более известен, как «ЗИЛ» – в 1956 году, осудив культ личности, предприятие переименовали в честь бывшего директора Ивана Лихачева.

У «трехтонки» тоже были корни зарубежные, и тоже американские. Хотя начиналось все, вобще-то, с технологий итальянских… Еще до революции, в 1916 году, купцы Кузнецовы и Рябушинские подрядились по заказу государя-императора создать автомобиль для нужд армии, и основали АМО – автомобильное московское общество. Они приобрели у итальянцев лицензию на производство легкого грузовичка FIAT 15 Ter, приступили к работе, но тут грянула революция, за ней – Гражданская война, и купцам стало не до автопрома. Новые власти. Однако, проекта сворачивать не стали, и в 1924 году завод начал выпускать полуторатонные грузовики АМО-1. Но фиатовские технологии оказались не очень эффективными, и СССР затеял глобальную модернизацию производства: у американцев были закуплены производственные линии «Autocar», и вскоре завод стал выпускать грузовики АМО-2 и АМО-3. Потом завод переименовали в честь товарища Сталина, АМО-3 доработали – и стали выпускать ЗИС-5.

Под капотом этой машины скрывался мощный для того времени двигатель – 73 лошадиных силы. 4-ступенчатая коробка передач позволяла развивать довольно большую скорость, ну, и грузоподъемность была на уровне. Производили эти машины аж до 1858 года!

 

Я-3


Это – самая старая модель в списке. К 1937 году такая машина осталась всего одна – в стройконторе.

Я-3 начал выпускаться ярославским государственным автозаводом еще в 1925 году. Он тоже основывался на разработках американских конструкторов: лицензию приобретали у фирмы White, которая выпускала недорогие и очень популярные во всем мире грузовики.

Выглядел этот грузовик забавно, мог перевозить до 3 тонн груза, немилосердно жег бензин (40 литров на 100 километров), но разгонялся не быстрее 30 километров в час. Уже к 1928 году он был признан устаревшим, и его вытеснил модернизированный Я-4. В Орске, однако, он верой и правдой служил стройконторе еще и в 1937-м…

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
20.06.2021 Область

Календарь материалов

Август
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на наш канал в Viber

9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел