19 сентября 2021 • Вc • 09:17
$ 72.56 € 85.46
Сейчас:
+2°C
Утром
+4°C
Днем
+10°C

«Орск занимает огромную территорию; сообщение лошадьми могут поддерживать лишь отдельные учреждения…»

Павел Лещенко, Урал56.Ру
12.04.2020
11017
Водитель и кондуктор у автобуса ЗИС в Москве. Фото yandex.ru

Всем известно, что Орск – 7-й по площади город России. Он занимает больше места, чем миллионники вроде Екатеринбурга или Самары… Поэтому и транспортный вопрос здесь всегда стоял остро. Во второй половине 30-х местные власти решили преодолеть трудности с помощью научного прогресса: пустить по городским улицам автобусы! Конечно, на этом пути им пришлось набить шишек. О том, как это было, нам расскажут очередные несколько документов, хранящихся в городском архиве.

 
Докладная записка 82-летней давности


Автобусы ехали в Орск, а приехали в Оренбург – там и остались

В апреле 1935 года председатель Орского горсовета, некий Смирнов, отправил в Оренбургский облисполком докладную записку, в которой просил выделить Орску хотя бы 2 пассажирских автобуса. Это, уверял он, совершенно необходимо – город велик, а общественного транспорта нет:

Самый Орск занимает огромную разбросанную территорию, связь между частями которой поддерживается исключительно пешеходная; сообщения лошадьми могут поддерживать лишь отдельные учреждения, расположенные на окраинах…

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета 

«Самый Орск» – это Орск исторический, дореволюционный, то есть нынешний Старый город. Чтобы определить его размеры, представьте: вы начинаете путь на улице Озерной, что за старогородским рынком, и направляетесь к Покровскому храму – бывшему монастырю (этот монастырь как раз построили на городской окраине). Получится, что вы по диагонали пересечете «самый Орск». Протопать вам придется чуть больше 3 километров. Для человека молодого и сильного расстояние не страшное; а для пожилого? А если спешить нужно? В общем, транспорт совсем не помешал бы!


При этом у предприятий, расположенных на окраинах (например, у кожевенного завода – за Форштадтом, на берегу Ори; у салотопенного – возле той самой Озерной улицы, на берегу Урала), писал Смирнов, транспорт был – гужевой. Но ведь транспорт предприятий не станет возить пассажиров, которые там не работают!

Но главная проблема заключалась в том, что Орск к тому времени сильно шагнул за границы «самого Орска». Тут и там закипели стройки предприятий, а при них появились рабочие поселки; к тому же далеко за городом находился железнодорожный вокзал:

Транспортные связи Орска с жел. дор. вокзалом (свыше 4 км от центра города), с новостройками (до Мясокомбината от центра около 5 км, до Крекингстроя – 6 км., и т.д.) чрезвычайно затруднены и фактически поддерживаются лишь при помощи лошадей. Доставка пассажиров на вокзал и обратно находится в руках гужартелей. Новостройки имеют свои приспособленные для перевозки людей грузовые машины, но для посадки в последние нужно, как правило, разрешение соответствующей дирекции.

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета
Опять-таки: на самих стройках транспорт имелся, пусть и не комфортабельные автобусы, но грузовики с лавочками в кузове (то еще удовольствие, наверное, ездить в таких – особенно осенью под дождем или зимой по морозу). Но кого попало в кузов этот не пускали: только работников этих предприятий и только по служебной необходимости. А новое время требовало нового подхода к рабочему: его не только из цеха-в цех, его и в театр, и в библиотеку свозить нужно, чтоб развивался и становился истинным советским пролетарием!
Орский городской Совет просит обеспечить выделение для Орска 2 автобусов во II квартале. Этот начальный автобусный парк будет использован для установления регулярных рейсов между городом, площадками строек и вокзалом; лишь при посредстве машин может быть решен вопрос о доставке рабочих с площадки МХС [мясохладострой – прим. Урал56.Ру] в городской театр, в кино, библиотеку им. Шевченко и об обеспеченной доставке этих рабочих обратно по домам.

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета
В общем, хотя бы пара автобусов была необходима Орску! И, самое удивительное, Орск почти их получил – да увели из-под носа оренбуржцы! В те времена это случалось сплошь и рядом: мы уже рассказывали, как в 35 году оренбургское начальство разбазарило (по крайней мере, так утверждал председатель горсовета) деньги, выделенные Орску на строительство моста через Коровий лог; потом, в 37 году, оно же перехватило средства, направленные Орску на пожарное депо, и построило это депо у себя; в 40 году забрало себе машину скорой помощи, «занаряженную» для Орска… В общем, отношения между двумя городами были очень непростыми. Да они и сейчас довольно напряженные, что уж говорить… 
Занаряженные для Орска автобусы были переданы Оренбургу, с тем, что Орск будет удовлетворен автобусами в начале II квартала из первой же партии автобусов, получаемых в апреле.

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета
Услышали ли Смирнова в облисполкоме, нет ли, а 3 года спустя у Орска имелось 2 своих автобуса. Правда, оба не на ходу.

 

Эксплоатация прекращена из-за отсутствия резины

В мае 1938 года новый заведующий горокомхозом, некий товарищ Каширин, отправил в Оренбург, председателю облисполкома Милованову, отчаянное письмо:

Орский городской коммунальный отдел с 1937 г. имеет автопарк в количестве 4-х грузовых машин и 2-х автобусов. В данное время эксплоатация [такое написание этого норма предполагалось языковыми нормами 30-х, – прим. Урал56.Ру] парка, в том числе и автобусов, прекращена из-за отсутствия резины. За весь период работы автопарка областным коммунальным отделом автопарк горкомхоза не обеспечивался резиной. Имеющаяся резина выслана в облкоммунотдел для замены. Просим вашего содействия в снабжении резиной.

Тов. Каширин
Заведующий горкомхозом
Сейчас автолюбители могут удивиться: да что ж такое происходило с авторезиной, что всего за год, с 37 года по 38, шины так износились, что все 6 автомобилей оказались не на ходу? Да и почему городские власти не могли самостоятельно решить этот вопрос, писали челобитные в область?

На самом деле, в довоенных архивных документах жалобы на отсутствие резины встречаются удивительно часто. Да вот хоть бы по нашим «старостям» посмотреть: в 1936 году руководства только что созданной в Орске автоколонны жаловалось, что из 32 грузовиков на ходу остаются только 5 – остальные в той или иной степени неисправны. И самая частая причина – «отсутствие баллон». Или недавно мы рассказывали про то, как в 1940 году из 2 орских машин «скорой помощи» действовала лишь одна. Причина та же – «вторая машина не работает за неимением баллон».


Сборка советских автобусов на заводе имени Сталина (ЗИС, позднее ЗИЛ). Фото yandex.ru

Действительно, в те довоенные времена авторезина изнашивалась ужасно быстро. Если бы мы сейчас увидели покрышку того времени, мы бы изумились: настолько она не похожа на современную! Во-первых, состав самой резины: тогда еще не научились делать ее по-настоящему износоустойчивой. Во-вторых, рабочая поверхность автошины была тогда не плоской, а округлой – как у велосипеда. Естественно, и стиралась она куда быстрее. В-третьих, устроена она была совсем иначе: например, радиальный принцип расположения корда был изобретен лишь в 1946 году, сами кордовые нити изготавливались из хлопка (какая уж тут прочность), а уж шипами зимние шины придумали оснащать и вовсе в 60-х…

Ну и, конечно, тогда шины нельзя было запросто купить в магазине. Машин-то в городе было раз-два и обчелся (это было не меньшей редкостью, чем сейчас самолет), и ни одной частной, все государственные. Поэтому и снабжение шло с областного склада…

Так что товарищ Каширин имел все основания впадать в отчаянье и требовать помощи высокого областного начальства.

 

«Создаются большие очереди у автовокзала и остановок»

Еще год спустя, в 1939, председатель горсовета Милованов проводил совещание. Да-да, тот самый, что в 38-м был председателем облисполкома, к которому обращался главный орский коммунальщик Каширин. Говоря современным языком, его из губернаторов перевели в главы. По нынешним временам – вроде бы понижение в должности. Может, и тогда это было понижением, может, проштрафился чем-то Милованов…

Но не факт. Именно в конце 30-х Орск развивался невероятными темпами; тут разом строились несколько громадных предприятий всесоюзного значения! Количество населения за несколько лет увеличилось в разы (в областной столице подобных потрясений не происходило), и местной власти приходилось решать множество важнейших вопросов разом: всех накормить, всех расселить, всех обучить и в театр сводить… Вполне возможно, прежний «глава» такой нагрузки не потянул, и было решено усилить местное руководство опытным кадром. Кстати, мы недавно рассказывали, как именно в то время орских чиновников уравняли в зарплатах с оренбургскими – в порядке исключения…


Автобус в условиях бездорожья. Фото yandex.ru

Так вот: Милованов собрал у себя руководителей городских предприятий, чтобы договориться с ними, как рациональней использовать городские и ведомственные автобусы. Судя по документу, в 1939 году их было уже немало: автобаза треста – 7 штук; никелькомбинат – 9; Крекинг – 3; автобаза №60 – 2; мясокомбинат – 4; мясохладострой (то есть не сам комбинат, а строительная организация, это были разные предприятия) – 1; горкомхоз – 5; шахтстрой – 6; ТЭЦ – 2. Итого 39 автобусов – уже приличный парк! Но работали они, как говорится, кто в лес, кто по дрова: как какому предприятию удобно. А городские власти стремились сделать так, чтобы удобно было горожанам. Впрочем, не только жителям непосредственно Орска: Шахтстрой, например, возил людей из Орска в Домбаровку, Никель – в Аккермановку (на тамошнем руднике, который сейчас снабжает известняком цементный завод, раньше добывали никелевую руду).

Так вот, Милованов был недоволен:

Отметить полную необеспеченность транспортирования трудящихся имеющимся в движении автобусным транспортом. В результате необеспеченности создаются большие очереди, как у автовокзала, так и у других остановок.

Товарищ Милованов
Председатель Орского городского Совета
Автовокзал в те времена (и вплоть до самого 1987 года) располагался в Старом городе, на площади, которая так и называлась – Автовокзальная. Теперь она известна нам, как площадь Богдана Хмельницкого, или Богданка – новое имя она получила в 1954, когда страна отмечала 300-летие воссоединения России и Украины. И градоначальник предложил: поручить формирование маршрутов диспетчерам автовокзала. А предприятиям, чьи автобусы будут обслуживаться таким образом, оплачивать эти услуги городских специалистов:
Для лучшего обслуживания трудящихся признать правильным подчинение диспетчерскому составу автовокзала всех автобусов, в чьем бы они ведении ни находились. Считать правильным распределение оплаты диспетчерам в зависимости от числа выделенных автобусов.

Товарищ Милованов
Председатель Орского городского Совета




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.
Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
12.04.2020 Область

Календарь материалов

Сентябрь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на наш канал в Viber

9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел