Дороги Орска в 1937 году были «возмутительно-безобразно-варварскими»

03.12.2018
5109

Так в середине 30-х выглядел нынешний проспект Мира


В орском филиале государственного архива Оренбургской области среди прочих хранятся два пожелтевших листа бумаги. На первом – штемпель с грозной аббревиатурой НКВД. На втором – подпись начальника УРКМ (управления рабочее-крестьянской милиции) Оренбургской области. В этом письме главный милиционер требует сделать что-то с городскими дорогами и прекратить разбивать на них дорогую государственную автотехнику.



Письмо вышло необычно эмоциональным


Интересная деталь бросается в глаза при прочтении этого документа: человек, возглавляющий милицию огромной области, находится в звании капитана. По нынешним временам это что-то невообразимое – сейчас-то каждым отделом в каждом райцентре руководит как минимум подполковник… Дальше – больше. Выясняется, что начальник областного же отдела ГАИ – и вовсе лейтенант! Видимо, не было принято разбрасываться званиями в те годы…



Так Орск выглядел в мечтах городского руководства (рисунок из проекта середины 30-х)...


...а так он выглядел в реальности (фото середины 30-х)


Впрочем, объяснение может быть и другим: очень уж быстро сменялись руководящие работники в годы Большого Террора, может, просто не успевали сменщики врагов народа высоко взобраться по служебной лестнице. Известно, что в 1937 году областное УНКВД возглавил комиссар госбезопасности 3 ранга Успенский – это, по-нынешнему, генерал-майор. Солидное звание для солидной должности – НКВД объединяло и чекистов, и милиционеров, и пожарных. Но руководил он всего 10 месяцев, после чего был обвинен в шпионаже. Его сменил старший лейтенант госбезопасности Зайцев. Зайцеву сразу присвоили капитана, но через 8 месяцев арестовали. Тогда на важную должность взошел… младший лейтенант госбезопасности Бзырин. Ему, перешагнув сразу через две ступеньки, дали капитанское звание.

Итак, начальник областного управления милиции капитан Семенов 10 мая 1937 года писал:

 — Тов. Терентьевым… и тов. Богаевским выявлено целый ряд возмутительно-безобразно-варварской эксплоотации Автотранспорта. Несмотря на неоднократные предупреждения… об исправлении дорог, подъездных путей к погрузке и выгрузке стройматериалов на Новостройках на сегодняшний день эти пути и подъезды находятся в самом безобразном состоянии.

Неожиданно эмоциональным оказалось письмо милиционера. Видимо, в те годы в «органах» еще не прижился сухой юридически-канцелярский язык… Далее капитан рассказывает о конкретных выявленных недостатках:

 — Почти по всем дорогам, где работает Автотранспорт, имеются ухабы глубиной до 50 см… Машины буксуют и получают частые поломки отдельных деталей или совершенно выход из строя… На Водоканалстрое имел место со стороны прораба Борисова возмутительный факт, который обязал под подписку шофера Гонтарь, машина №130 ЯГ-5, ехать совершенно по непригодному пути, невзирая на предупреждения шофера… Машина провалилась в зарытый пожарный колодец глубиною 6 метров, откуда извлекалась 8 часов.

Помните, не так давно мы все возмущались, что в центре Орска КамАЗ под асфальт провалился? Так вот: ничего страшного, это просто местная традиция. 80 лет назад грузовики в 6-метровую яму с разгону бухались, а сейчас пустячок – только задний мост под землю ушел. Прогресс, так сказать, налицо!



Тяжелый грузовик ЯГ-5. Выпускался с 1929 по 1934 годы в Ярославле, имел массу 4,8 тонн и 93-сильный двигатель объемом 7 литров. Максимальная скорость - 50 км/ч. По тем временам - зверь, а не машина! Фото wikipedia


Должностные лица на воззвания начальника милиции, похоже, внимания не обращали. Прокурор остался «без движения», а начальник стройучастка Чоботов и вовсе нахамил ГАИшникам:

 — Об этих безобразиях отмечено актом обследования… Материал отправлен Гор. Прокурору, который до настоящего времени находится без движения. Пом. Нач. Строй участка тов. Чоботов заявил «асфальтировать дороги он не будет, а ездийте по тем, какие есть, не хотите возить гравий на машинах, таскайте его сами руками».

В общем, пытаясь сберечь дорогую технику, начальник милиции обратился к председателю горсовета Бондовскому (которого в шапке письма назвал Бандовским), и попросил его «принять срочные и решительные меры».

Бондовский, очевидно, решил принять. На письме имеется его резолюция: «Вызвать н-ка автобазы т. Пичугина ко мне».

Но вряд ли председатель горсовета успел сделать что-то срочное и решительное: руководить городом ему оставалось всего 2 месяца. В июле он был объявлен врагом и арестован. В органах власти, как и в органах внутренних дел, была бешеная ротация кадров…





Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.

Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
03.12.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел