ВТБ

27 сентября 2021 • Пн • 12:57
$ 73.01 € 85.68
Сейчас:
+8°C
Утром
+8°C
Днем
+11°C

«Угонщиком был совершен наезд на велосипедиста»... Какие ДТП происходили в Орске 60 лет назад и как автодружинники помогали милиции исправить ситуацию

Павел Лещенко, Урал56.Ру
13.06.2021
2555
Начало 60-х, площадь Комсомольская. Фото М. Куликова

Изношенная покрышка взорвалась на ходу, и автобус с пассажирами снес столб с трамвайными проводами; грузовик, управляемый пьяным шофером, опрокинулся вместе с пассажирами, сидевшими в кузове; мотоциклист, налетевший на бетонную плиту, брошенную на дороге, разбился насмерть… О таких ужасах начальник городского отдела ГАИ рассказывал орским депутатам на очередном заседании городского Совета, состоявшемся 59 лет назад – в сентябре 1962 года.


Первый лист архивного документа

В повестке этого дня значился очень важный вопрос: «О мерах по предупреждению ДТП». Депутаты изучили статистику ГАИ и пришли к выводу: проблема есть, проблема серьезная, что-то решать нужно срочно.

За семь месяцев текущего года по городу зарегистрировано 48 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадало 49 человек, в том числе со смертельным исходом 15 человек.
Давайте попробуем сравнить ситуацию, которая сложилась тогда, почти 60 лет назад, с нынешней. Разумеется, аварий сейчас происходит куда больше. В феврале 2021 года начальник местной полиции тоже отчитывался перед депутатами горсовета: за 2020 год в городе произошло 1564 дорожно-транспортных происшествия. Если пересчитать на 7 месяцев, получается 912. Почти в 20 раз больше, чем в 1962-м! Но в другом статистика улучшилась очень заметно: в 1962 году соотношение «количество аварий-количество погибших в них» составляло 32%, то теперь (погибло 9 человек за год) – только 0,5%.

Почему статистика так изменилась? Объяснить не трудно: 60 лет назад машин на городских улицах было раз-два и обчелся. Достаточно взглянуть на старые фото: пустые проспекты, велосипедистов больше, чем автомобилистов!


Начало 70-х, проспект Ленина (автор фото неизвестен). Центр города, белый день – и ни одной машины! 

И не только в нашем городе так было: кино того времени, снятое в Москве или Ленинграде, поражает тем, что машины не стоят в пробках, как сейчас, а свободно катят в любом направлении... Автомобилей за это время стало больше даже не в разы – в сотни раз, плотность транспортного потока выросла соответственно. Не удивительно, что и столкновений стало куда больше…

Что же касается травматизма, то и здесь все просто. Согласно официальной статистике, автопром СССР в 1960 году на 1 легковую машину выпускал 2,7 грузовика. Это потом, с пуском ВАЗа, ситуация кардинально изменилась – а в начале 60-х на легковых авто могли себе позволить ездить только очень большие начальники. Простой же люд перемещался либо на автобусах, либо и вовсе в кузове какого-нибудь бортового ЗИЛа или «газона» – а это, конечно, нередко приводило к трагедиям. Вот, например, о таком случае рассказывалось все в том же отчете:

Из автохозяйства №2 60 машин работает на строительстве дороги Сара-Бурибай, 13.VIII в Халиловском районе шофер Е. на машине ГАЗ-51 перевозил людей, будучи в нетрезвом состоянии, и опрокинул автомобиль, убит мальчик 13 лет, и двум людям причинены телесные повреждения.
Рассуждая, в чем же заключается причина высокой аварийности, орские власти сделали вывод: в первую очередь, конечно, в недисциплинированности водителей (шоферов – термин, который сейчас почти не применяется), но не только в ней. Машины ведь были в большинстве своем не частными, государственными, и за их техническое состояние отвечали специалисты. И тут тоже было, над чем поработать:

ПАХ [пассажирское автохозяйство] 29.VII был выпущен на линию автобус ЗИЛ-158 с шиной на передней полуоси, непригодной к эксплуатации, в результате чего во время движения шина лопнула, и автобусом сбило опору электроконтактной сети.
Или вот, другой случай, тут дело даже не в технической неисправности:

В АТК [автотранспортной колонне] №11 7.VIII в результате беспечности и недобросовестного отношения к своим обязанностям дежурного механика Г. был угнан из гаража автобус неизвестным лицом, и на улице Московской совершен наезд на велосипедиста, которому причинены тяжкие телесные повреждения.
Часть вины, по мнению чиновников 1962 года, лежала и на дорожниках. Сейчас принято считать, что в прежние времена асфальт был почти идеальным, не то, что в наше время… Но это, очевидно, не совсем справедливо. Тогда претензий к качеству дорожного покрытия тоже хватало, а порой происходили случае совсем уж дикие:
Одной из причин высокой аварийности на транспорте является неблагоустройство улиц. РСУ не принимает своевременных мер к устранению дефектов… Трестом «Водоканал», ЖКО, строительными организациями, управлением тепловых сетей при ремонтах разрушается твердое покрытие улиц и не восстанавливается. На шоссе поселка Крекинг напротив АТК 13 строилась теплотрасса, затем на дорогу были уложены бетонные плиты, выступающие ступенькой над поверхностью асфальтового покрытия дороги на 20 см. По этой причине на этом месте убился мотоциклист, и до сих пор этот участок дороги не приведен в надлежащее состояние.
Несмотря на то, что сейчас «ответственные лица» частенько проявляют вопиющую безответственность, в наше время такое представить трудно: на дороге была 20-сантиметровая «ступенька», об нее бились-бились подвески, и никого это не трогало; наконец, погиб человек – и все равно никто ничего не сделал! То есть не перекрестились даже после того, как гром грянул – это уж совсем что-то невероятное. А тогда бывало и такое…


1964 год, улица Краматорская. Фото ОКМ

В общем, народные избранники обсудили ситуацию с аварийностью на дорогах, пришли к выводу, что дальше так продолжаться не может, и разработали ряд мер. Часть из них – общего характера:

  • Укреплять дисциплину водительского состава, усилить воспитательную работу среди водителей, наладить широкий обмен опытом работы со стороны лучших водителей, добившихся звания ударников коммунистического труда;

  • Усилить ответственность руководителей автохозяйств за подбор и повышение квалификации водителей;

  • Обязать зав. горкомхозом улучшить работу по ремонту и эксплуатации дорог и мостов, обеспечить нормальную работу средств регулирования и движения транспорта (светофоры, мигалки) и освещение улиц, периодически обновлять пешеходные переходы.

  • Усилить работу в школах по изучению правил пешеходного движения, пользования общественным транспортом и езды на велосипедах, в каждой школе оборудовать уголки безопасности движения;

  • Обеспечить демонстрацию короткометражных фильмов о правилах движения в домах культуры и на открытых агитплощадках, чаще организовывать совместно с ГАИ передачи по радио, полнее использовать имеющуюся агитмашину для этих целей;

  • Начальнику Орского горотдела милиции решительно пресекать факты проявления недисциплинированности водителей, применяя к ним самые строгие меры административного воздействия, своевременно проводить расследования по фактам дорожных происшествий, особенно в случаях, связанных с человеческими жертвами.

Тут все очень просто и очевидно: ответственность, пропаганда, разъяснение… Будто и не прошло шестидесяти лет, мы и сейчас такое любим. Но было в том документе и кое-что интересное, оригинальное. Вот, например:

Активизировать работу дружины по борьбе с нарушителями транспортной дисциплины в городе, больше вовлекать в автодружину лучших шоферов.
Сейчас уже многие позабыли, что существовали добровольные автодружины. В принципе, ДАД мало чем отличались от ДНД – добровольных народных дружин. Автодружинники так же усиливали милицейские патрули, участвовали в рейдах и задержаниях, в случае необходимости выступали в качестве понятых. Но в ДАД принимали только водителей-профессионалов 1-2 класса. Стандартный патруль Гаи тогда так и выглядел: милиционер и человек в гражданском, с красной повязкой на рукаве – дружинник. Кстати, сейчас это может показаться странным, но патрули ГАИ были преимущественно пешими – техники у милиции не хватало…


1965 год, фабрика-кухня возле ЮУМЗ. Фото ОКМ

Денег дружинникам, конечно, не платили – на то дружина и добровольная – но определенные льготы предоставляли: для дружинника (как и любого активиста, занимающегося общественной работой) и очередь на квартиру двигалась побыстрее, и путевки на курорт выделялись щедрее… К тому же раз в год он приносил начальству справку с подписью начальника ГАИ, и по этой справке получал дополнительных три дня к отпуску.


Такие значки автодружинника теперь продаются на интернет-аукционах

Ну и, наконец, горсовет постановил принять ряд конкретных мер, которые должны были снизить количество аварий. И тут тоже можно найти интересные детали: оказывается, устанавливать «пешеходные ограждения» в нашем городе начали вовсе не в 2012 году, а на полвека раньше:

  • сделать ограждения тротуаров в районе Колхозного рынка (Старый город) и против проходной Южуралмашзавода;

  • на проспекте Мира запретить обгон грузовым машинам;

  • запретить движение грузового транспорта по следующим улицам: проспект имени Ленина, улице Советской, Карла Маркса, Жданова [теперь это проспект Никельщиков], Восточной и ограничить движение грузового транспорта по проспекту Мира и улице Строителей (3,0 тонн);

  • запретить перевозку на грузовых автомобилях шоферам III класса без личной подписи путевого листа руководителем автохозяйства.

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично директора Галину Белову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
13.06.2021 Область

Календарь материалов

Сентябрь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на наш канал в Viber

9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел