21 июня 2021 • Пн • 03:21
$ 72.22 € 85.99
Сейчас:
+20°C
Утром
+20°C
Днем
+29°C

«Прекратить пастьбу скота, произведение пахоты и посевов»: как деревне под Орском в 1931 году создали аэродром

Павел Лещенко, Урал56.Ру
16.02.2021
4625

В нынешнем году Орск может с полным правом отметить юбилей: 90 лет назад, в 1931 году, в нашем городе было открыто пусть не регулярное, но все же авиасообщение. Точнее, самолеты стали прибывать сюда несколько позже, в 1932-м; но в 1931-м началось строительство аэродрома – простенького, с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Судя по официальным архивным документам, располагался он за Майкой – у самого Новоказачьего. Это место на берегу Урала выбрали специально приехавшие в наш город столичные специалисты…


Рекламный плакат 30-х годов

Летом 1931 года в Орск из Москвы прибыл официальный представитель недавно созданной организации со сложным названием В.О.Г.В.Ф.-М.У.В.Л. (Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота-Московского управления воздушных линий). Перед ним стояла задача: подыскать возле Орска участок для строительства небольшого аэродрома: город, который рос буквально на глазах и приобретал все большее промышленное значение, нуждался в авиасвязи.

Скажем пару слов об этой самой организации. ВОГВФ было создано постановлением Совета народных комиссаров СССР в октябре 1930 года. Эта государственная организация поглотило акционерное общество «Добролет» (которое с 1923 года собирало с населения деньги на создание в стране гражданской авиации – при поглощении ВОГВФ выплатило акционерам «Добролета» стоимость акций).


Реклама АО «Добролет» (20-е годы). А у вас не завалялось рубля золотом?

На новую организацию правительством возлагались следующие функции:

  • эксплуатация воздушных путей сообщения;

  • планирование и регулирование гражданского воздушного флота, находящегося в ведении объединения и других организаций;

  • изыскание и организация новых воздушных линий;

  • подготовка кадров для гражданского воздушного флота;

  • опытное строительство воздушных судов, моторов и приборов к ним;

  • дирижаблестроение.

Так вот: представитель ВОГВФ товарищ Соколов, объездив орские окраины, выбрал два подходящих участка под строительство аэродрома. Первый располагался где-то в окрестностях нефтеперерабатывающего завода, или, как его тогда называли, Крекинга. Но, поскольку Крекинг еще только планировался (строить его начали лишь в октябре того же 1931 года) и четких границ будущее предприятие не имело, этот вариант забраковали.


Протокол, составленный в 1931 году

Остался второй, который Соколов презентовал (хотя вряд ли это тогда так называли) членам исполкома. Протокол той «презентации» был записан простым карандашом на листке грубой оберточной бумаги и до сих пор хранится в местном филиале государственного архива Оренбургской области.

Слушали: представителя В.О.Г.В.Ф.-М.У.В.Л. тов. Соколова об отводе земельного участка под аэродром, выбранный изыскателями тов. Соколова площадью 225 гектар на земле поселка Ново-Казачьего Банненского с/совета.
Представитель настаивал на том, чтобы этот участок был закреплен за его организацией, а жителям села (работникам колхоза имени Чапаева) запретили использовать землю так, как они привыкли.


Схему, набросанную Соколовым 90 лет назад, мы сопоставили с современной спутниковой картой (сервис «яндекс.карты»)

Местные власти, требовал товарищ Соколов, должны издать постановление:

…О прекращении пастьбы [в оригинале – «позьбы»] скота, езды, воздвижения новых дорог и производства пахоты и посевов, а также и других работ без согласования и разрешения В.О.Г.В.Ф.
Местные чиновники с товарищем Соколовым соглашаться не желали. То ли потому, что не хотели оставить местный колхоз без 225 га земли (да какой земли – под аэродром Соколов присмотрел не выжженную степь, а лучшие сельхозугодья в пойме Урала!), то ли их смутило что-то другое, но представителю организации с труднопроизносимым названием «В.О.Г.В.Ф.-М.У.В.Л.» они отказали.


Члены райисполкома оценили оба варианта, предложенных Соколовым. Им не понравился ни один

Мотивировали свое решение так:

Объяснительная записка. Дана настоящая Орским Райиском представителю М.У.В.Л. тов. Соколову в том, что земельный участок под аэродром… выбранный за Уралом на расст. 8-9 клм., не можем закрепить, потому что далеко. И через реку Урал как весной плохое сообщение.
Формулировки забавные, конечно – будто ребенок писал. Но не будем строги – 1931 год, с грамотностью дело обстояло еще худо, где набрать секретарей, способных четко формулировать и излагать мысли руководства?

Суть-то понятна: от города (городом тогда считался нынешний Старый город, остальное называлось новостройками; исполком располагался в здании царского казначейства, где теперь размещен детский сад «Гномик») до Новоказачьего выходило, и правда, далековато – особенно если учесть, что дороги были плохие, транспорт по большей части гужевой (лошадку в телегу запрягаем – и вперед со скоростью 20-30 километров в час)… А главное – чтобы добраться до аэродрома, нужно было преодолеть Урал. Прочного, надежного моста через него не было, его сносило льдом чуть не каждую весну, приходилось налаживать паромную переправу... В общем, минусы у такого размещения, и правда, имелись.

Но московское авианачальство стояло на своем. Вскоре в Орск из столицы прибыл некий товарищ Тимашев. Кто это был, мы не знаем, но, очевидно, чиновник гораздо более высокого ранга. Он лично проехался по орским окраинам, проверил соколовские выкладки и пришел к выводу: кроме как в Новоказачьем, строить аэродром негде. Судя по всему, он поставил орским чиновникам ультиматум: или там место выделяете, или построим вообще вне Орска, где-нибудь в районе Халиловского месторождения – тоже, между прочим, всесоюзного значения объект – и вас, таких капризных, спрашивать не станем. И чиновники дрогнули.


Москвичи всегда умели убеждать орских руководителей...

18 ноября 1931 года Орский райисполком и райком ВКП(б) приняли окончательное решение: аэродром будет-таки разбит возле поселка Новоказачьего.

Принять к сведению заявление представителя Московского управления воздушных линий тов. Тимашева о том, что он лично тщательно ознакомился с окрестностями г. Орска в радиусе 10 клм. и не нашел площадки лучшей, чем проектировавшаяся ранее. Предложить Банненскому с/совету отвести под постоянный аэродром участок на землях пос. Ново-Казачьего, согласно прилагаемого к настоящему постановлению плана, размером в 100 га, и полосой подходов вокруг площадки в 125 га.
При этом они – вероятно, в рамках каких-то устных договоренностей с товарищем Тимашевым – поставили свое условие: самолет, следующий из Оренбурга в Магнитогорск и далее в Петропавловск (сейчас этот город называется Петропавл и является столицей Северо-Казахстанской области Республики Казахстан) будет делать довольно большой крюк и залетать в Орск.


На тех же «яндекс.картах» мы отметили маршрут «Оренбург-Магнитогорск-Петропавловск» по прямой (красная линия) и с заходом в Орск (зеленая)
Снова настаивать на том, чтобы линия воздушной связи Оренбург-Магнитогорск-Петропавловск проходила через Орск. Указать МУВЛ, что основное индустриальное строительство сосредоточивается вокруг Орска, а не в Халилове (мясокомбинат, нефтезавод, нефтепровод, мукомольный комбинат, овчинно-шубный завод, кожевенный завод, обувная фабрика, ж.д. линии Орск-Актюбинск, Орск-Казалинск и др).
И аэродром там был-таки построен. Впрочем, по нынешним меркам – не аэродром, пустяк, с грунтовой взлетно-посадочной полосой, от которой давно и следа не осталось. Тогда в бетонных ВПП необходимости и не было – самолеты-то летали простенькие, совсем легкие... В городе этот аэродром называли «никельским», потому что там находилась «ушка», то есть самолет У-2, Никелькомбината. Это чудо техники, развивавшее невероятную по тем временам скорость 150 километров в час, возило – с многочисленными посадками для дозаправки – директора и другое заводское начальство на экстренные совещания в Москву, в Наркомтяжпром. Садились на этой грунтовке и самолеты других ведомств – везущие важных пассажиров, важные документы и т.д.


Советская листовка 20-х годов. 150 км/ч – «в три раза быстрее поезда-экспресса»!

Но регулярного пассажирского сообщения тогда еще не было – жители Орска не могли просто обратиться в кассу и купить билет до какого-либо крупного города. Такая возможность у них появилось значительно позже – в 1958 году, когда возле поселка Гудрон открыли новый гражданский аэродром. Как он был создан, какой популярностью пользовался и как быстро оказался безнадежно устаревшим, мы уже рассказывали в одной из предыдущих «старостей».

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично директора Галину Белову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
16.02.2021 Область

Календарь материалов

Июнь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на наш канал в Viber

9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел