28 марта 2024 • Чт • 20:30

Хулиганы на улицах и грязь на дорогах: на что жители Орска жаловались депутатам 60 лет назад?

12.01.2020
7694
Конец 50-х, улица Строителей. Автор фото неизвестен

В марте 1961 года были проведены очередные выборы в Орский городской Совет. Прежде, чем они состоялись, кандидаты в депутаты общались с избирателями, получали наказы: что же необходимо сделать, чтобы улучшить жизнь в городе. И на первом же заседании Совета новоизбранные депутаты озвучили народные чаяния. Сейчас, 6 десятков лет спустя, интересно почитать эти старые протоколы – тем более, что многие из проблем, несмотря на столь долгий срок, до сих пор остаются актуальными.


Приветственное слово председателя горсовета

 

«Нет буквально никакой дороги, люди утопают в грязи»

С легкой руки классика стало принято считать, что плохие дороги (и транспорт, который по ним с трудом ползает) – одна из главных проблем России. Так оно, безусловно, и есть – пространства нашей страны огромны, денег на то, чтобы покрыть их ровными и гладкими дорогами, никогда не хватает; зимой пути переметаются буранами, весной раскисают от талых вод… В общем, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, приходится хлебнуть лиха.


1964-66 годы, проспект Ленина (вид на ДК Машиностроителей). Фото ОКМ

В Орске же проблема дорог стоит еще острее, чем в большинстве других городов страны. Может, кто и не в курсе, но наш город является седьмым по величине в России. И Оренбург, и даже миллионники Самара с Екатеринбургом занимают куда меньшую площадь!

Орские поселки разбросаны широко, щедро. Почему так получилось, понятно: в эпоху индустриализации где-то вдали от жилья, в безлюдной степи, строили предприятие. Одно, другое, пятое… Изначально предполагалось, что люди будут, чтобы не травиться выбросами, жить далеко от них и ездить на работу из города (в одной из предыдущих «старостей» уже рассказывалось, как городские власти собирались пускать к промплощадкам специальные паровозы). Но со временем вокруг каждого предприятия выросло по поселку. И расстояние между ними оказывается громадным: попробуй-ка, например, доберись от Щебзавода до Биофабрики!


1964 год, кинотеатр в поселке Первомайском. Фото ОКМ

Так вот: избиратели, живущие в отдаленных поселках, жаловались на то, что в них ни уехать, ни приехать (так же, как сейчас на это жалуются жители Первомайского или той же Биофабрики).

У нас есть второй городок, который находится в радиусе 1,5 километров от мясокомбината, в городок нет автобусного движения. Избиратели просили открыть автобусное движение в городок.
Депутат Объедков

Про второй городок Мясокомбината мы тоже рассказывали: сейчас его не существует, а в 30-х туда свозили спецпереселенцев, то есть крестьян-кулаков, мелких лавочников и прочий «неблагонадежный» для власти народ, который в тюрьму сажать было, вроде бы, не за что, но и на воле оставлять нельзя. Так эти люди вместе с семьями попадали в Орск, где жили в бараках и под присмотром спецкомендатуры ударными темпами строили «мясной гигант». После того, как Хрущев развенчал культ личности и осудил репрессии, жители этого поселка были уравнены в правах с остальными орчанами, но жизнь их, как видим, оставалась не особенно комфортной.


Желтым выделено место, где раньше находился «кулацкий поселок». Кадр Google.maps

Впрочем, серьезные сложности с тем, чтобы выехать из поселка, испытывали не только бывшие враги.

В поселок Москва ходит всего 1 автобус, этого мало. Нужен еще, потому что 2 автобуса вполне могли бы обеспечить перевозку граждан.
Депутат Егоров

Аналогичные жалобы, судя по всему, поступали практически всем депутатам: ни уехать из поселка, ни приехать… Ни дойти. Причем проблемы с пешими передвижениями испытывали жители самого что ни на есть центра города!

От новой швейфабрики до соцгорода нет буквально никакой дороги и освещения. Избиратели просили поставить прожектор с тем, чтобы было легче ходить через поле. По дороге: весной люди утопают в грязи, они сами готовы работать, только бы им привезли гравия и щебня.
Депутат Луговая

Сейчас этот район является самым, пожалуй, благоустроенным в городе. А тогда это были сплошные пустыри. От швейфабрики (тогда – улица Заводская, сейчас – улица Ленинского Комсомола) люди шли по тропинкам мимо старого кладбища (сейчас на его месте стоят дома Театрального переулка и Центральный парк), мимо долгостроя драмтеатра (возводили его целых 12 лет!), пересекали поле, над которым теперь возвышается здание горадминистрации (тогда чиновники заседали в районе гостиницы «Урал»), и, только вдоволь помесив грязь, оказывались в Соцгороде – в окрестностях школы №8.


Переулок Синчука в 1959 году. Фото ОКМ

 

«Рассадник пьяниц, жуликов и хулиганов»

Еще одна традиционная для Орска (да и любого промышленного города) проблема – это, конечно, преступность.

Горячая молодежь съезжалась на местные предприятия со всей страны, расселялась по рабочим общежитиям, и в этой благоприятной среде буйно расцветал криминал. Кстати, существует версия, что название известного промысла «гоп-стоп» происходит от аббревиатуры ГОП – городское общежитие пролетариата…


Строительство драмтеатра в 1960 году. Фото ОКМ

Так вот: по вечерним орским улицам гуляли развеселые компании, наводившие ужас на обывателей. Один из депутатов рассказал даже, как перед местной шпаной робели члены КПСС!

Я являюсь командиром цеховой дружины, и часто мне приходится дежурить в клубе. Могу сказать, порядок у нас не улучшается, а ухудшается. Вот, в клубе часто случаются драки, собираются группы человек в 20… На днях у нас было партийное собрание, и после этого собрания мы пошли по домам толпой, потому что женщины одни боятся идти!
Депутат Комов

В том, что хулиганье терроризирует орчан, народные избранники обвиняли милиционеров.

Большая вина ложится на долю работников милиции, которые недостаточно проявляют энергии в изжитии преступности. Это объясняется частично и тем, что у нас в городе много нетрудового народа, которые не желают трудиться и занимаются грабежом и разбоем. Наша страна сейчас вступила в этап строительства коммунизма, но у нас встречается немало тунеядцев, которые не прочь поживиться за чужой счет.
Депутат Сорокин

Буйная молодежь резвилась не только на окраинах и в подворотнях. По словам депутатов, криминал процветал и в таком святом для орчан месте, как парк Малишевского! Святым он стал не потому, что когда-то там располагалась Михайловская церковь, а потому, что в парке имелись две братские могилы, в которых захоронили защитников города, погибших при обороне Орска в 1918 году. И относительно недавно (по отношению к заседанию 1961 года) на них установили памятники: в 1953 – скульптуру красноармейца, красногвардейца и шахтера, а в 1957 – обелиск, посвященный мусульманам-революционерам… 


Газета «Орский рабочий» 1953 года с репортажем с открытия памятника

Но шпана святынь не чтила.

У меня вопрос в отношении порядка в парке Малишевского, который в настоящее время является рассадником пьяниц, жуликов и хулиганов. Надо парк сделать достоянием трудящихся, чтобы там могли отдохнуть взрослые и погулять дети!
Депутат Колпаков
 

 

«Зазнайство со стороны руководителей торгующих организаций»

Много жалоб депутатам поступало на организацию торговли. Прежде всего, конечно, страдали от этого жители окраинных поселков.

В Орске очень резко бросается в глаза, что мало обращается внимания на окраины. Вот, например, в поселке Гудрон нет ларьков по продаже хлеба, нет киосков по продаже прохладительных напитков и мороженого.
Депутат Сорокин

Гудроном тогда назывался нынешний поселок Степной (впрочем, орчане его и сейчас так называют – неофициально, в разговорах), потому что именно там планировалось построить нефтеперерабатывающий (Чкаловский) завод, который производил в том числе и гудрон. 


Команда нефтяного техникума по велоспорту, 1958 год. Фото ОКМ

Потом завод построили на его нынешнем месте, а название на несколько десятилетий осталось за поселком, никакого отношения к этому веществу не имеющим.

В поселке Москва нет ни одной торговой точки по продаже молока. Избиратели просили открыть такой магазин или открыть соответствующий отдел в существующем.
Депутат Егоров

На Гудроне было не купить хлеба, в Москве (Железнодорожном) – молока… Имелись свои трудности и в районах, которые сейчас относятся к числу центральных.

В районе школы №6 есть два продовольственных магазина, но они не обеспечивают население. Приходится ехать за хлебом и другими продуктами в Соцгород или еще куда-то.
Депутат Комов

Обратите внимание: речь не о каких-то деликатесах, а опять о хлебе, то есть товаре первой, наипервейшей, необходимости!


Дети орских никельщиков в доме отдыха на станции Айдырля, 1959 год. Фото ОКМ

И дело было, уверяли депутаты, не только в том, что городская торгсеть организована неверно. Претензии имелись и к руководителям магазинов, которые, пользуясь временной (конечно, временной – коммунизм ведь впереди!) неустроенностью, ставили себя выше рабочего с его нуждами.

Много еще у нас зазнайства со стороны со стороны руководителей торгующих организаций. Зачастую работники отказываются выдавать книгу жалоб…
Депутат Колпаков

 




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
12.01.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел