18 октября 2018 • Чт • 16:53 Сегодня: + 4...+ 9°C Завтра: + 2...+ 13°C $ 65.40 € 75.65

Война с пожарами и битва за урожай: чем жил Орск в июле 1953 года?

Обзор архивных документов городского Совета

2411
20.07.2018 Область

Парк Металлургов, п. Никель, 50-е гг. Фото ОКМ

Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы узнаем, какие вопросы местная власть решала в июле 1953 года. Страна уже вступила в новую эпоху – эпоху без Сталина. Но этого еще никто не прочувствовал: до разоблачения «культа личности» оставалось еще почти 3 года, ГУЛАГ продолжал действовать… И все же государственная система, а с ней и вся страна, начала меняться.

 

Половина орских машин направляется в деревни

Холодным летом 53-го орские власти готовились к решительной битве за урожай. Страна еще не пришла в себя после недавно завершившейся войны, и в деревнях не хватало ни техники, ни рабочих рук. Поэтому на уборку хлеба и подсолнечника приходилось наваливаться всем миром: Орск обязали направить в близлежащие колхозы 2,5 тысячи человек и 100 грузовых машин!


Горожане должны помочь колхозам и совхозам

Представляете, скольких трудов сейчас стоило бы набрать по городу столько людей? А тогда – ничего, справлялись. Партия сказала «надо» - куда деваться?

Судя по документам, сложнее было мобилизовать на битву за урожай даже не людей, а технику. 100 машин – это цифра для послевоенного Орска просто огромная! И составляли списки так:

 — Привлечь на период уборки… 50% действующего грузового автотранспорта всех предприятий, независимо от ведомственного подчинения и характера выполняемых работ, за исключением [далее следует перечень стратегически важных отраслей, с предприятий которых нельзя просто так забрать половину техники, - прим. Урал56.Ру], по которым привлечь… 10% действующего автотранспорта. Установить для каждого автомобиля… задание по вывозу зерна и семян масличных культур в объеме 6 тысяч тонно-километров из расчета на полуторатонный автомобиль.

Решение №382 от 9 июля 1953 года

Но и этих машин катастрофически не хватало. Поэтому орские власти привлекли другой, испытанный временем, ресурс: гужевой транспорт. Проще говоря, старых добрых лошадок.

 — Установить для предприятий, организаций и учреждений имеющих лошадей, обязательные задания по вывозу зерна и семян масличных культур… в размере 50 тонно-километров на каждую лошадь.

Решение №382 от 9 июля 1953 года 


«Трудовая повинность» при тушении степных пожаров

А еще летом 1953 года в Орске и его окрестностях бушевали пожары – многое изменилось за прошедшие 65 лет, но орский климат остался прежним, поэтому сухая степная трава полыхала так же, как полыхает сейчас… И орский горсовет принял ряд мер, которые должны были бы уберечь народ от беды.


Чтобы ни искры в сухую траву не попало

В частности, было велено обеспечить всю технику средствами пожаротушения (интересно, что на первом месте в перечне этих средств красовались метлы); оснастить все двигатели искрогасителями; провести опашку железнодорожных путей. Этот пункт требует пояснений: дело в том, что именно поезда были в то время главным источником опасности. Ведь вагоны тянулись паровозами, которые топились каменным углем. Из их труб летели снопы искр, они-то обычно и становились причиной степных пожаров.


Площадь Комсомольская, начало 60-х. Фото ОКМ

Но самое интересное в этом документе опять-таки касается привлечения к работе людей и техники. Представителям власти разрешалось привлекать к тушению местных жителей и их транспорт (в первую очередь, конечно, лошадей) «в порядке трудовой и транспортной повинности».

 — Лица, привлекаемые к тушению степных пожаров в порядке трудовой и транспортной повинности, обязаны явиться по вызову исполкома райсовета, в сроки и места, указанные райсоветами, имея при себе необходимый для тушения пожара инвентарь.

Решение №400 от 29 июля 1953 года 


Затягиваешь сроки? Объясняйся с министром!

Еще одна извечная орская проблема, которая не потеряла остроты за 65 лет, это проблема экологии… Впрочем, кое-что все-таки изменилось: если сейчас народ обычно возмущается из-за промышленных выбросов, а местные власти пытаются дистанцироваться от проблемы (и полномочий у них нет, и рычагов для воздействия на промышленников нет), то раньше горсовет вел себя с директорами заводов очень жестко!


ЧЛены горсовета были недовольны руководством крупных предприятий

Экологические мероприятия, как мы видим, проводились неудовлетворительно, должных мер директорами ТЭЦ и Никелькомбината не принималось! И только «пропесочкой» нерадивых руководителей дело не закончилось: в Москву полетели телеграммы. Одна – в министерство электростанций и электропромышленности (так оно в те годы называлось), вторая – в министерство машиностроения. Уж как министры на это отреагировали, неизвестно, но вряд ли выписали местным директорам благодарность за хорошую службу…


ДК Нефтехимиков, 1953 год. Фото ОКМ

А вот – еще документ. Тот же месяц, но другое заседание. Директора 4 орских предприятий допускают сбросы отходов в городские водоемы, а строить очистные сооружения не спешат!

И – снова телеграммы. «Довести до сведения министра нефтяной промышленности… министра путей сообщения… министра машиностроения…». И тут же, на месте, не дожидаясь реакции из Москвы: «Обязать директора в пятидневный срок…»


Чистота воды - так же важно, как чистота воздуха

Да уж, умели власти того времени найти подход и к самым сильным мира сего!

 

От площади Вокзальной до станции Гудрон…

Известно, что автобусы начали курсировать по Орску в середине 30-х годов. В одном из прошлых выпусков проекта мы уже рассказывали о тарифах, которые были утверждены в 1938 году: дети платили за проезд по 10 копеек, взрослые – по 50… В общем, автобусы к 1953 году были совершенно привычным, традиционным для Орска видом транспорта. А первый орский трамвай побежал по рельсам в 1948 году.

К 1953 году в Орске действовало 7 маршрутов городского общественного транспорта – 3 автобусных и 4 трамвайных.


Маршруты 65-летней давности

Если кто не знает, улицей Сталинградской в то время называлась нынешняя Машиностроителей, то есть автобус-единичка шел до Второго участка. Двойка везла людей на железнодорожный вокзал, тройка – на Гудрон… Кстати, вы знаете, почему за нынешним поселком Степным закрепилось это имя? Да потому, что изначально там планировалось построить нефтеперегонный завод! Потом строительство перенесли на площадку нынешнего ОНОСа, а название «Гудрон» осталось официальным для железнодорожной станции, расположенной в тех краях…

И еще одно уточнение: когда в расписании указывали «автовокзал», имели в виду не нынешнюю площадь Гагарина, а площадь Богдана Хмельницкого – вплоть до 1987 года городской автовокзал располагался именно там, в Старом городе. Кстати, и свое имя – Богдана Хмельницкого – эта площадь приобрела как раз в 1953-м, а до этого называлась Автовокзальной (а еще раньше, до революции, она была Садовой… но мы, кажется, уже слишком отвлекаемся).


Остановка ДК Нефтехимиков, начало 60-х. Фото ОКМ

Что же касается трамваев, то единичка ходила от Соцгорода (Нового города) до Никеля, двойка – от Соцгорода до Крекинга (ОНОСа), тройка – от Никеля до Старого города, а четверка – от Соцгорода до Старого города..

 

На этом путешествие в 1953 год мы завершим. Но ровно через неделю, в следующую пятницу, вернемся к теме и узнаем, чем Орск жил накануне больших перемен - скажем, в июле 1989-го. Следите за обновлениями в нашей рубрике «Ретро56»!




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Календарь материалов

Октябрь
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


дфм
18 октября в Орске не будет горячей воды 16 и 17 октября в Орске отключат свет 12 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел