Хабаровский завод, на который равняется «мусорный оператор», не проработал ни дня

28.06.2019
7438
Открытие «корейской» мусороперегрузочной станции в Хабаровске. Фото с сайта правительства края

Как недавно сообщило руководство ООО «Природа» (региональный оператор по обращению с отходами в Оренбургской области), два мусороперерабатывающих комплекса, в районе Соль-Илецка и в районе Орска-Новотроицка, будут строиться по корейским технологиям: их должна предоставить сеульская компания «LS Networks». 

Особо подчеркивалось, что эта фирма имеет положительный опыт работы в России: аналогичные комплексы якобы были спроектированы для Хабаровского и Приморского краев. Мы попытались узнать, успешно ли действуют дальневосточные детища корейских инженеров и нет ли у местного населения претензий к этим предприятиям. 

Результат нас удивил: оказалось, что в Приморье так ничего и не построили, а в Хабаровском крае завод был-таки возведен два года назад, но… не работал ни дня.

 

Что из себя представляет корейская компания?

Фирма «LS Networks», согласно официальному сайту (существует и его русскоязычная версия), занимается машиностроением, энергетикой, цветной и черной металлургией, телекоммуникационными технологиями и даже производством спортивной обуви. В России она «начала работать в сфере обработки сточных вод, помимо этого, активно работает в сфере торговли сырьем, в социальной сфере и постоянно находится в поиске новых путей развития бизнеса».


Скриншот официального сайта корейской компании

На официальном сайте правительства Хабаровского края указывается, что эта компания является частью южнокорейского концерна LG.

 

Проекты в Хабаровске

Поиск по сайту регионального правительства дает хороший результат: оказывается, у LS Networks имеется действительно богатый опыт работы с краевой администрацией, но все больше в иной сфере:

 — LS Networks активно работает в сфере коммерческой недвижимости и создания туристической инфраструктуры. В планах инвестора – строительство гостиниц, а также полей для гольфа… - сообщалось пресс-службой региональной администрации в 2017 году.

Впрочем, тогда же было отмечено, что вкладываться корейская компания намерена не только в развитие туризма. Она занимается строительством мусороперерабатывающей станции:

 — LS Networks уже реализует несколько проектов на Дальнем Востоке. Так, в Хабаровске на завершающей стадии находится строительство мусороперерабатывающей станции «Южная». Компания занимается поставками и монтажом оборудования. Ввод в эксплуатацию этого объекта намечен на III квартал 2017 года.

На том же сайте 8 августа 2017 года был опубликован жизнерадостный репортаж с церемонии открытия:

 — Строительство мусороперегрузочной станции началось в декабре 2014 года. Стоимость контракта составляет 654,39 миллиона рублей. В финансировании строительства приняли участие инвесторы из Республики Корея – представители компании «LS Networks»... Все оборудование на новой мусороперегрузочной станции – корейского производства, кроме линии сортировки. Предприятие сможет принимать в год до 600 тысяч кубометров отходов. И больше половины из них, по заверению специалистов, будут поступать на вторичную переработку. Стекло, пластик, бумага, металл, которые раньше вывозились на свалку, теперь станут сырьем для новых изделий…

Удивительно, но после этой публикации почти двухгодичной давности предприятие на портале регионального правительства не упоминалось. Вообще. Странно, да? Такой амбициозный проект, с такой помпой открыли – и вдруг тишина!


Фото с официального сайта правительства Хабаровского края: запуск новой станции

Чтобы разобраться с этим, мы обзвонили редакции нескольких хабаровских изданий. Коллеги-журналисты объяснили нам: все очень просто, эта станция не работала ни дня. Как была разрезана ленточка, как уехал губернаторский кортеж – так ее закрыли, и больше уже не открывали. Понятно, что официальный сайт администрации об этом рассказывать не станет, но вот что пишет независимый портал dvnovosti.ru в материале с оригинальным заголовком «Южная – никому не нужная»:

 — Оборудование стоимостью 600 миллионов народных рублей простаивает... Срок его амортизации составляет 10 лет. Учитывая, что станция «стоит колом» уже год, можно предположить, что бюджет потерял на этом 60 миллионов, не считая зарплаты сторожа... «Нет никакого смысла запускать МПС «Южная», если рядом есть полигон Ильинка. Я желаю своему конкуренту долгих лет жизни и функционирования, потому что мне в три раза выгоднее разгрузиться на чужом полигоне, нежели вести на свой...» - прокомментировал [директор АО «Спецавтохозяйство г. Хабаровска»] Алексей Изотов.

Таким образом, новейшее корейское оборудование, приобретенное на бюджетные средства, пылится, а мусор, минуя хитроумные машины, по старинке направляется на самый обычный полигон – то есть, проще говоря, свалку (хотя это слово и очень не любят наши чиновники). 

В общем, выяснить, насколько экологична эта технология, насколько ею довольны местные жители, не представляется возможным...

 

Проекты во Владивостоке

Что же касается Приморского края, то здесь нам вообще не удалось найти никаких упоминаний о мусороперерабатывающем заводе, использующем корейские технологии. Официальный сайт администрации края на запрос «LS Networks» выдает две странички.


Скриншот официального сайта администрации Приморского края

В первой новости, опубликованной 28 июня 2017 года, сообщается:

 — Проект компании «LS Networks Co. Ltd.» предусматривает создание чемпионского 18-луночного гольф-поля, а также объектов инфраструктуры высшего класса – клаб-хауза, гостиницы, инфраструктуры для зимних видов спорта и других. Под эти цели инвесторы намерены задействовать почти четыре миллиарда рублей. «LS Networks Co. Ltd.» уже реализует один проект на территории Приморского края – в ТОР Большой Камень организация намерена построить отель на 120 мест. Общий объем инвестиций ООО «Отель Прайд» в проект – более 596,7 миллионов рублей.

Итак, корейская фирма инвестирует средства в туристическую инфраструктуру Владивостока и его окрестностей. А в производство? В более «свежей» (14 февраля 2019 года) ссылке есть упоминания и о производстве:

 — «ЛС Нэтворкс» совместно с приморской группой компаний «Арника» планируют построить в ТОР «Надеждинская» элеваторные комплексы для хранения кукурузы, крахмалопаточный завод и биофабрику «Аминосинтез». Предприятия смогут производить до 300 тысяч тонн в год высокотехнологичной кормовой продукции, которую пока в Россию импортируют из-за рубежа.

Кукуруза, патока… А что с мусором? А ничего. Мы опять-таки связались со своими коллегами. Никто ничего не знает.

 — Мусоропереработка? Корейцы? – удивились, например, в «МК-Владивосток». – Нет, если бы что-то было, мы бы были в курсе. У нас эта тема как-то не звучала. Был громкий скандал год назад, тогда из-за протестов населения запретили сжигание мусора на заводе возле Снеговой Пади, но там никаких корейских технологий и близко не было. А ничего нового, вроде бы, не строилось, и даже речи об этом не шло…

Информацию по тому мусоросжигательному заводу («Спецзавод №1»), действительно, можно найти в сети: местные жители жаловались на едкий дым, и сжигание пришлось прекратить, а мусор стал отправляться прямиком на полигон. Кстати, этот самый спецзавод является региональным оператором по обращению ТКО в Приморье… Но жечь мусор он начал еще в 1979 году, и технологии в строительстве использовались самые что ни на есть советские.


Мусоросжигательный завод во Владивостоке, построенный еще в советские времена (фото с официального сайта предприятия)

Конечно, может быть, сейчас в Приморье и реализуется какой-то глубоко законспирированный корейский проект мусоропереработки, так, что информация об этом не просачивается в СМИ… Но что-то верится в это слабо.

 

Другие нестыковки

Итак, опыт использования корейских технологий мусоропереработки на Дальнем Востоке если и есть, то положительным его назвать трудно. Впрочем, это далеко не единственный странный элемент в сложной и запутанной истории «МПЗ по-оренбургски».

Напомним, изначально всерьез утверждалось, что глубина переработки отходов на будущем Орском заводе составит 90%, но, когда мы ознакомились с зарубежным опытом, оказалось, что даже в Европе, где практикуется раздельный сбор мусора, этот показатель почти никогда не превышает 50%.


МПЗ в Астане. Фото elorda.info 

Никак не желали сходиться цифры при подсчете количества мусора, необходимого, чтобы загрузить завод в Орске. Бывший губернатор Юрий Берг на встрече с общественностью во всеуслышание заявлял: чтобы обеспечить корейские механизмы сырьем и выйти на рентабельное производство, необходим миллион производителей отходов. При этом в восточном Оренбуржье, которое должен обслуживать будущий завод, проживает менее 550 тысяч человек – это по официальным данным облстата.

И еще. Чиновники заявляли, что, когда Орский МПЗ заработает, органика, в том числе пищевые отходы, станет перерабатываться в специальное топливо, а на полигон будет отправляться лишь то, что не пахнет – стекло, например, а гниющие пищевые отходы пойдут на топливо для цементного завода. Так что, мол, не бойтесь: хоть полигон и рядом с городом разместится, вы этого не заметите! 

Однако, когда мы встретились с директором ЮУГПК, тот официально, под запись, заявил: нет, в производстве цемента может использоваться топливо из пластика, резины и т.д., а попадание туда всевозможных объедков запрещено категорически! Выходит, на полигон (который, судя по всему, расположится в 2-3 километрах от самого густозаселенного района Орска) отправится самый «ароматный» мусор – причем уже не только орский, но и привезенный со всего востока области: новотроицкий, гайский, кувандыкский…

С тех пор, как были официально озвучены планы по строительству в Оренбуржье мусороперерабатывающих предприятий, прошел уже почти год. Как ни удивительно, количество вопросов по этому проекту не сократилось, а, наоборот, выросло – и еще продолжает расти.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
28.06.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел