28 марта 2024 • Чт • 17:03

Не все сказки стали былью… Орские «бизнес-проекты» 1930-х годов

06.08.2018
6562

Орск, 1935. Строительство моста через Урал. Фото В. Пелагеина из фондов ОКМ

В хранилищах Орского филиала государственного архива содержится папка с документами середины 30-х годов. Эти отчеты, выписки и сводки были использованы для составления доклада, отправленного в Москву, в Совет народных комиссаров. Орские власти воспользовались поводом – 200-летием города – чтобы напомнить о нуждах города правительству страны. В этом докладе 1936 года местные чиновники ярко обрисовали кошмарное (при царизме) прошлое и блистательное (при коммунизме) будущее Орска.



Некоторые официальные документы были напечатаны на обратной стороне обоев. Да-да, в 30-х годах в ходу были такие обои!

 

«Экономика глубоко перепахана социалистическим плугом»

Начали свое письмо в столицу местные власти с экскурса в историю. По нынешним меркам стиль послания слишком цветаст и образен для делового письма, но тогда, очевидно, так было принято.

 — В прошлом город Орск – уездный городишко… Царское самодержавие сделало его как местом ссылки лучших сынов народа (Тарас Шевченко), так и крайним пунктом великорусской колонизации, очагом национального угнетения и подавления многонациональных масс трудящихся… Царская Россия захватывала природные богатства, искусственно тормозила развитие производительных сил национальных районов, оставляя коренное население в лапах местных феодалов, подкрепленных купцом, ростовщиком и заводчиком…

Но после революции, уверяли авторы доклада, жизнь разительно изменилась. Основная заслуга в этом, разумеется, принадлежала лично Сталину.

 — Пролетарская революция вызвала к жизни неисчерпаемые природные богатства… В течение 2 сталинских пятилеток экономика Орского района была глубоко перепахана социалистическим плугом. В свое время товарищ Сталин говорил про Урал, что он представляет такую комбинацию богатств, которую нельзя найти ни в одной стране. Это еще более относится к Орско-Халиловскому и прилегающим к нему районам, т.к. по сочетанию богатств они представляют в миниатюре весь Урал – жемчужину Урала… Орский район как промышленный не имеет и десятка лет существования, но за этот промежуток времени по инициативе партии и правительства и лично тов. Сталина многое сделал по использованию богатых недр…

Далее орские власти сделали пророческое замечание: они указали на роль тылового производственного центра, которую Орску придется взять на себя во время Великой Отечественной войны.

 — В деле обороны страны Орск приобретает особое значение, т.к. находится в глубоком тылу, стоя почти на одинаковом расстоянии от любой внешней границы Союза. Уже один этот признак является исключительно благоприятным…

Благоприятным для чего? Разумеется, для развития промышленности. Проще говоря, орские власти просили Москву выделить денег на разведку природных богатств, на строительство новых заводов.

 

Орск мог стать одной из «паровозных столиц»

Впрочем, речь шла не только об открытии новых производств – требовалось доводить до ума уже начатые стройки. Да какие стройки! Например, громадины Локомотивного завода.

 — В настоящее время в Орске строится Локомотивный завод с выпуском 540 мощных паровозов серии Ф.Д. в год…

ФД – это грузовой паровоз «Феликс Дзержинский». Гордость советской инженерной науки – исполинская машина мощностью 3100 лошадиных сил, с ходом поршня более 0,7 метров! (Кстати, пассажирская модификация этой же машины называлась ИС – как не трудно догадаться, «Иосиф Сталин» - и это был самый мощный пассажирский паровоз в Европе).

Производились ФД в Луганске, на заводе имени Октябрьской революции. Но производились медленно, стране для успешной индустриализации было нужно гораздо больше паровозов – вот и решено было построить еще 3: в Новочеркасске, Кузнецке и Орске.



На Орской железной дороге, 1935 год. Это, конечно, не ФД, тут машинка помельче и попроще

Между прочим, Локомотивный завод стал первым орским предприятием, вынесенным на европейский берег Урала – с него-то, собственно, и пошли так называемые «новостройки», к числу которых позже стали относить и Никель, и поселок ТЭЦ, и Крекинг (нынешний поселок Победа), и Аккермановку.

В 1932 году промышленный гигант был заложен на месте начала нынешнего проспекта Мира. Строило его огромное количество народу – так на карте Орска возник большой поселок Локомотивстрой, или попросту Локомотив. Заполнялся он в основном стандартными одноэтажными ДЖ, то есть «Домами Житкова» и двухэтажными РД, то есть «Рабочими домами».

В 1938 году строительство Локомотивного завода было законсервировано – просчитав все как следует, власти сошлись во мнении, что производство будет слишком дорогим, ведь Орско-Халиловского металлургического комбината еще не было, и металл для производства паровозов пришлось бы везти издалека.

Но в 1941 году этот недострой оказался как нельзя кстати – подготовленную площадку заняли эвакуированные Новокраматорский завод тяжелого машиностроения (теперь это ЮУМЗ) и Тульский патронный завод (теперь – Механический).

Так что правы оказались местные власти, намекавшие правительству на удобное для обороны расположение Орска…

 

Орская яшма для самого высокого небоскреба мира

С большим энтузиазмом орский горсовет продвигал идею строительства крупной фабрики, которая обрабатывала бы знаменитую орскую яшму.

 — Имеющуюся примитивную гранильную мастерскую необходимо развернуть в гранильную фабрику для обработки яшмы и выработки следующей продукции: облицовочных плит для зданий и памятников, валиков для бумажных машин, ступок для лабораторий, чернильных приборов, пепельниц, ножей для резки бумаги, брошей, запонок, художественных инкрустаций и т.д.

Проблема, опять-таки, была в деньгах – как сейчас принято говорить, в инвестициях. В том, что изделия из яшмы будут востребованы, орчане ничуть не сомневались:

 — Выпускаемая продукция отличается исключительным изяществом… Сбыт продукции обеспечен. Посланные образцы яшмы в Управление Строительства Московского дворца Советов одобрены последним, но заказ не может быть взят ввиду небольшой производительности мастерской и неподготовленности горных разработок. Оборудование гранильной фабрики не сложно и может быть изготовлено на местных новостройках… Мощность фабрики следует определить в 2 тыс. тонн переработки сырья в год. Стоимость фабрики запроектирована в 1 млн. рублей.

В письме горсовета промелькнуло название «Московский дворец Советов». Знаете ли вы, что это такое?

Дворец Советов должен был утереть нос американцам с их хвалеными небоскребами и весомо, грубо, зримо продемонстрировать величие идеи социализма. Первым с идеей выстроить небывалой величины здание выступил Сергей Киров. На съезде Советов, который в 1922 году проводился в Большом театре, он заявил, что «под этим куполом уже не умещаются звуки «Интернационала». Он предложил: «Соберем все, чем богаты советские страны, вложим все наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы… способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились».



Проект дворца Советов. Рисунки с сайта moscowsteps.com

В 1931 году дворец решили возвести в Москве на месте храма Христа Спасителя – это было очень символично. Храм взорвали. В 1933 году был утвержден проект дворца Советов – громадное здание (высота – 415 метров, на 34 выше, чем Эмпайр Стейт билдинг в Нью-Йорке), на вершине которого была бы установлена статуя Ленина. Палец вождя, которым он указывал бы народу путь в светлое будущее, должен был составлять в длину 4 метра! Дворец предполагалось украсить 72 скульптурами помельче, 650 бюстами и так далее.

Понятно, что при отделке этого невероятного здания-памятника должны были использоваться лучшие отделочные материалы. Вот орские власти и предложили яшму горы Полковник – как видим, она была даже одобрена, но требовались совершенно другие объемы добычи, дать которых «примитивная мастерская» никак не могла.


Впрочем, дворец все равно не был построен. На месте снесенного храма вырыли огромный котлован под фундамент, потом началась война и стало не до небоскребов. Потом проект как-то сам собой свернулся: Сталин захотел возвести 8 знаменитых московских высоток, а спорить с ним никто, понятно, не решился. В конце концов в многолетней яме оборудовали самый большой в мире открытый бассейн «Москва». В 90-х он пришел в запустение, яму засыпали, и на прежнем месте возвели новый храм Христа Спасителя.

Ну, а гранильная фабрика в Орске так и не была построена – власти в 30-х пожалели миллиона. Поэтому сначала добычей занималась местная промысловая артель «Яшма», в 1937 она распалась и добычей камня занялась свердловская артель «Русские самоцветы». Потом и она свернула работы, но власти пытались реанимировать производство в 60-х и 80-х годах. Все попытки оказались не очень удачными, и к рубежу 2 тысячи тонн яшмы в год никто так и не подобрался…

 



К рассказу о докладе, отправленном орчкими чиновниками в Москву в 1936 году, мы еще обязательно вернемся – в этой папке содержится много интересных фактов… Следите за обновлениями рубрики Ретро56!

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей» и лично научного сотрудника Александра Фаварисова




Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
06.08.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел