29 марта 2024 • Пт • 07:22

«В бюджете не имеется ломаного гроша!» Как строители орского моста остались без зарплаты

25.11.2019
9484
1916 год, строительство железной дороги в окрестностях Орска. Фото предоставлено Е. Базилевским (группа «Орск вчера и сегодня» соцсети facebook)

Сейчас жители Орска, проезжающие по улице Краснознаменной из Старого города в поселок Привокзальный или, не обращают особенного внимания на небольшое озерцо, которое плещется справа от дороги. Не многие знают и его название… А когда-то это Коровье озеро было источником большой опасности для местных жителей и настоящей головной болью для городских властей. «Война» с ним растянулась на многие десятилетия! И случалось в этой войне всякое, в том числе и коррупционные скандалы не хуже нынешних…

 

Коровий лог и Коровье озеро

До начала 20 века практически весь город Орск находился в границах нынешнего Старого города. Конечно, люди жили и вне него – например, на Казачьих Выселках (нынешний поселок Строителей), на хуторе подполковника Круторожина (нынешний поселок Щебзавода), при Тургайской казенной конюшне (нынешний поселок Старая Биофабрика) и так далее. Но это были пригороды; сам же Орск располагался именно в тех, старогородских, границах.


На спутниковой карте хорошо видны очертания Старого города. На востоке, обведенное красным, Коровье озеро. Фото google.maps

Если орчане собирались на восток – на тот же конезавод, например, или в станицу Ново-Орскую – то город для них заканчивался как раз Коровьим озером. Проезжали последние жилые дома, затем – храмы и кельи Покровского женского монастыря, находившегося на тихой окраине, оставляли позади кладбище, которое мы сейчас называем Старогородским, затем двигались мимо Перовского фруктового сада (удивительные яблоки, груши, ягоды, которыми угощался будущий император Николай II во время своего визита в Орск, росли возле кладбища, там, где сейчас разбиты огороды), добирались до Коровьего озера – а за ним, на месте нынешних поселков Вокзального, Железнодорожного, ОЗТП, была уже только степь.


Приближенное изображение, на котором хорошо видны и озеро, и находящийся южнее лог. Фото google.maps

Коровьим озеро называлось потому, что с самого момента основания Орска там поили скот. К Уралу и Ори, коров старались не пускать из соображений санитарных – из рек набирали воду горожане, а инфекции и паразиты, переносимые животными, легко перекидывались на людей. Коровье же озеро было изолированным.

Вообще, озеро является старицей, то есть (то есть старым руслом) реки Орь. Когда-то давно речка выбрала для себя другой путь и потекла иначе, а промытое за сотни лет русло с остатками воды превратилось в озеро. Южнее этого водоема, между ним и Орью, остался Коровий Лог, то есть, согласно словарю, «широкий, значительной длины овраг с отлогими склонами». Это тоже прежнее русло, но высохшее, без воды.

Весной, в половодье, Орь разливалась, вода заполняла лог, попадала в озеро, выходящее из берегов, и по старым протокам добиралась до Урала, создавая таким образом непрерывную водную преграду. Перебраться на другой берег можно было только вплавь.


1935 год, строительство моста через Урал. Фото ОКМ

До поры это было неудобством не принципиальным – ну, не попадешь в Ново-Орскую станицу пару недель, только-то и всего. Подожди, пока вода спадет, земля подсохнет, тогда и езжай. Но в начале 20 века в Орске принялись строить железную дорогу, и потребовалось проложить надежный путь к станции. Поэтому власти взялись возводить дамбу.

 

Орский железнодорожный вокзал

Про вокзал стоит сказать особо. Железнодорожная линия между Орском и Оренбургом стала прокладываться еще при царе, в 1913 году. Тогда же началось и строительство двух вокзалов: одного, поменьше, на хуторе Круторожино (государство выкупило часть земли у подполковника), другого, центрального – там, где мы и привыкли его видеть. К 1916 году центральный вокзал почти возвели, но вскоре разгорелась Гражданская война, и стало не до него. Да и необходимости особенной в нем еще не имелось: связи с Оренбургом все равно не было, линию еще не дотянули. В итоге завершили строительство только в 1929 году.


1929 год, еще недействующее здание вокзала с заколоченными окнами. Фото ОКМ

Что касается дамбы на Коровьем озере, то ее отсыпали в том же 1913 – городу требовалась надежная связь с железной дорогой. Поезда еще не ходили, но рабочих-то на стройку доставлять нужно было… Каждую весну наводнение частично размывало, уничтожало эту дамбу, и летом ее приходилось восстанавливать. 

К середине 30-х стало понятно, что это слишком дорого обходится: лучше один раз сделать как следует, чем каждый год латать и перелатывать. Тем более что по этой дамбе стали ездить не лошадки, впряженные в телеги, а тяжелые грузовики. Они возили с «железки» грузы (в том числе дорогие механизмы) для огромных орских строек. Поэтому власти Средневолжского края (с 1929 по 1935 годы Орск в структуре Оренбургского округа входил в его состав, краевые власти находились в Самаре) решили подойти к решению этого вопроса более серьезно.

 

Мост длиной 70 метров

В июне 1934 года масштабное строительство началось. По проекту, через озеро необходимо было перебросить 70-метровый мост «подкосно-ригельной системы», и, чтобы его не смыло в наводнение, отсыпать противопаводковую дамбу. 


Письмо из Орска в Оренбург, датированное 1935 годом

85 лет назад масштабные проекты осуществлялись примерно так же, как в наше время – на условиях софинансирования. 75 тысяч рублей должен был дать краевой бюджет (то есть Самара), столько же – местный Орский, еще 25 тысяч – райдоротделы.


1934 год, строительство Локомотивного завода. Фото ОКМ

Но в итоге, как весной 1935 года жаловался председатель Орского горсовета Смирнов (его имя установить не удалось), деньги были получены лишь частично: крайдортранс недодал 25 тысяч, райотделы – 10 тысяч. Несмотря на то, что орские власти сумели наскрести на 10 тысяч больше, чем предполагалось изначально, возникли проблемы:

 — В настоящее время выполнено работ на 70%. Окончание работ затягивается неимением ассигнований недостающей суммы 25.000 рублей… Работа может быть сорвана, так как рабочим не выплачивается своевременно зарплата, что создает огромную текучесть, и не имеется возможность приобрести строительные материалы... В результате этого может быть недостройка моста, что может повлечь к сносу его и повреждения дамбы. Необходимость этого моста, как единственное средство сообщения гор. Орска со ст. Орск во время весеннего половодья, не требует особых пояснений.

Письмо это Смирнов отправил в Оренбург. Дело в том, что Средневолжский край только-только был упразднен, и Орск снова отошел к Оренбургской области. И становилось непонятно: а кто будет платить по прежним долгам? Естественно, это очень волновало председателя. Самарских чиновников теперь ищи-свищи, а отвечать за рухнувший мост кому? Ему, конечно.

 

«Хозяев моста надо судить, а хозяином является горсовет!»

Полтора месяца спустя он написал второе письмо председателю облисполкома Константину Васильеву. С пометкой «секретно-лично». 


«Секретное» письмо

Оно оказалось гораздо более эмоциональным:

 — Мост был готов к 15/IV, на это число задолженность по зарплате рабочим 15.000 руб. По закону, за невыплату хозяев моста надо судить, хозяином моста является горсовет, а в бюджете горсовета на это строительство не имеется ломаного гроша. Мы решили 15.000 взять из нашего городского бюджета и зарплату рабочим уплатить. Формально на это не имеем права, но невыплата зарплаты рабочим является издевательством над рабочим.

Далее орский чиновник «лично-секретно» сообщает оренбургскому, что средства, не дошедшие до нашего города, очевидно, были попросту разворованы по пути:

 — Я прошу расследования… В деятельности бывшего окр. дор. отдела имеются факты растрат и бесхозяйственности, растрачено в 1934 году фонда зарплаты 19.000 р., никто этой суммы не покрыл и виновных к ответственности не привлек, она перешла задолженностью на 1935 г. Деятельность бывш. окр. дор. отдела мы проверим и материал передадим, не взирая на лица, прокурору…

Здесь стоит уточнить: тот самый окружной дорожный отдел, в котором, по мнению Смирнова, процветала коррупция, после упразднения Средневолжского края (и, соответственно, Оренбургского округа) стал областным дорожным отделом, и подчинялся уже председателю облисполкома, которому, собственно, и адресовалось секретное письмо. 

То есть орский чиновник, проще говоря, предупреждал (или даже угрожал): мол, все нам о ваших махинациях известно, и скоро станет известно соответствующим органам. Лучше инициируйте расследование «сверху», чтобы не пришлось отвечать вместе с дорожниками. И, конечно, покройте образовавшуюся задолженность:

 — 19.000 р., в свое время отпущенные на зарплату и растраченные, просим покрыть за счет области, т.к. на эту сумму имеются долги, которые также надо платить, также просим покрыть 15.000 р., которые мы уплатили.

Чем завершился этот конфликт, неизвестно. Но через год, в 1936 году, бумаги Орского горсовета подписывал уже другой председатель – Иван Бондовский. Куда девался обличитель коррупции Смирнов, выяснить не удалось.


1936 год, парк ТЭЦ. Фото ОКМ

Впрочем, и Бондовский, и председатель облисполкома Васильев на своих местах тоже продержались недолго – оба были репрессированы в 1937-м. Впрочем, обвинений в коррупции в их адрес, кажется, не выдвигалось, только в шпионаже и измене Родине.

Дамбу же до ума тогда так и не довели. Известно, что там еще не раз, и до войны, и после нее, возводили мосты, то свайные, то понтонные, которые смывались талыми водами; в конце концов была отсыпана и укреплена мощная дамба в ее нынешнем виде. Лишь в начале 70-х по ней пустили трамвай, окончательно связав станцию Орск с остальным городом…




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
25.11.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел