20 мая 2019 • Пн • 03:52
$ 64.63 € 72.25
Сейчас:
+5°C
Утром
+6°C
Днем
+11°C

Связавший части света: история орского моста через Урал

Уникальные архивные документы и фотографии

4956
25.01.2019 Область

Мост в начале 80-х. Фото из книги-альбома «Орск», изданной в 1985 году

Сейчас мы уже не представляем себе, как Орск мог обходиться без бетонного моста, связывающего азиатский берег Урала с европейским. Но история его возведения – непростая, и к тому же очень-очень длинная... 

 

Когда-то Орску хватало и лодочной переправы

До революции (и даже до начала 30-х годов прошлого века) практически весь Орск умещался на азиатском берегу Урала, и мост был, по большому счету, не нужен. Деловой центр располагался в нынешнем Старом городе. Основными магистралями считались улицы Большая (сейчас – Советская) и Купеческая (сейчас – Пионерская). Со всех сторон город облепляли слободы: Ташкентская (на месте нынешней Орджоникидзе и далее вверх по течению Урала), Татарская (в районе соборной мечети), Форштадт (где селились в казаки), и так далее.


На этом фото, сделанном в 1909 году на горе Преображенской, видно половину Орска – вплоть до самого Урала. Снимок из фондов ОКМ


На другом берегу, конечно, тоже были поселения: например, Кузнечная слобода (кузницы располагались прямо на берегу; от искр, сыплющихся с наковален, частенько вспыхивали пожары, и такое расположение было очень удобно: вода рядом, тушить легко, да и поблизости жилых домов нет, даже в худшем случае огонь на них не перекинется). На берегу Песчанного озера находились Казачьи выселки, где жили, как нетрудно понять из названия, казаки; совсем далеко от города вырос хутор подполковника Круторожина… Были там и другие небольшие поселения. Но большого количества народа через реку переправлять не приходилось, лодок вполне хватало, поэтому и мост не строили.

 

Временный мост оказался долговременным

Все изменилось в начале 30-х годов. Правительство страны решило превратить уездный, по преимуществу торговый городок в крупный промышленный узел. Требовались большие пространства: строить громадины заводов, поселки для персонала при них… Азиатский берег для этого подходил плохо: его постоянно заливало в период половодья. И было решено осваивать почти нетронутый берег европейский. В голой степи заложили Крекинг (нынешний ОНОС), Никель, Локомотив, ТЭЦ – так называемые «новостройки». Туда из города нужно было возить стройматериалы, людей. И в 1931 году в Самаре, столице Средне-Волжского края, было принято решение: «приступить немедленно к работам по устройству деревянного моста… и закончить эту работу к 1 марта 1932 года».


Протокол исторического решения


Приступили. И даже вовремя закончили. Деревянный мост верой и правдой прослужил Орску почти 30 лет


Строительство деревянного моста, 1932 год. Фото из фондов ОКМ


После войны, с 1949 по 1961 годы, по нему даже трамваи бегали! Правда, не спаренные, как везде в городе, а одиночные вагоны, к тому же только по одной ветке: все же это дерево, а не бетон, запас прочности куда меньше, приходилось осторожничать…


На первом плане – строящийся бетонный мост. А на заднем (на него указывает стрелочка) – деревянный. Фото 50-х годов из книги-фотоальбома «Орск-260»


Располагался деревянный мост примерно там, где сейчас находится Малый, или Нижний, мост через Урал. И был, кстати, тоже невысоким. В половодье его заливало, и городским властям приходилось налаживать паромную переправу. В 1935 году, например, горсоветом был принят такой «прайс»: за переправу пешехода паромщики брали 2 рубля; грузового автомобиля – 24 рубля (да еще сверху по 3 рубля за каждую тонну груза); рыдванки с сеном или соломой – 18 рублей…


Прейскурант 80-летней давности


Но главное неудобство заключалось даже не в том, что мост оказывался непроходимым во время паводка, и приходилось как-то выкручиваться. Хуже то, что каждую весну его приходилось усердно ремонтировать: льдины и несущийся течением мусор наносили большие повреждения, и все это недешево обходилось городской казне. В общем, было очевидно: городу необходим высокий, круглогодичный, прочный мост!

 

За разрешением на строительство – к преемнику Сталина

Летом 1953 года орское начальство – заместитель председателя горисполкома и секретарь горкома КПСС – отправили в Москву письмо. Адресовано оно было самому Георгию Маленкову, который после смерти Сталина занял пост председателя Совета Министров СССР.

 — Орск разделен рекой Урал на две части. В правобережной размещены основные промышленные предприятия с населением до 90 тысяч человек, на левобережной – мясоконсервный комбинат… и крупный железнодорожный узел, проживает свыше 60 тысяч человек. В этой же части находится единственный в городе рынок. Связь между обеими сторонами осуществляется через временный деревянный мост, - писали они.

Впрочем, временный-то временный, а загружен этот мост был серьезно: в том же письме сообщается, что за 10 часов по нему в обе стороны перемещается до 2500 автомашин, до 1000 мотоциклов, до 1200 конных подвод и до 38 тысяч человек!


Документ, отправленный всемогущему Маленкову


Местные чиновники пожаловались на то, что по весне им постоянно приходится сталкиваться с большими проблемами:

 — Ввиду бурного течения, сильных ветров и большого скопления людей на переправе, почти ежегодно имеют место несчастные случаи с лодками и паромами, в двух случаях имели место человеческие жертвы… На восстановление моста и организацию переправ ежегодно затрачивается свыше 300 тысяч рублей.

Далее сообщается, что проект строительства постоянного моста был создан еще в 1939 году. Понятно, почему строительство сорвалось: вскоре началась война. Однако война же заставила снова вернуться к этому вопросу: тыловой Орск обрел еще более важное значение для страны, и в 1943 году Минкомхоз разработал новый проект – но и он остался лежать на полке, нашлись более важные проблемы, требовавшие государственных денег. Но вот, наконец, война позади, народное хозяйство восстанавливается (и не в последнюю очередь усилиями орских тружеников!), может быть, пора снова вернуться к этому вопросу?

В Москве идея была одобрена. В 1954 году проектировщики взялись за работу.

 

Обещанного ждали… 7 лет!

В мае 1956 года в газете «Орский рабочий» был опубликован репортаж «Будни строителей моста».

 — На левом берегу Урала, метров на двести ниже моста (имеется в виду старый, деревянный – прим. Урал56.Ру), высится мощный копер для забивки железобетонных свай… Реку еще сковывал лед, когда строители, прорубив его, забили первый шпунт… В начале июня строители приступят к установке 32 свай под одну опору. Примерно 400 кубометров бетона – таков объем предстоящих работ!

Но, увы, строительство велось не так быстро, как хотелось бы жителям города: финансирование из центра постоянно прижимали. 


Газета 1956 года


2 года спустя из Урала уже торчали внушительного вида опоры, но дальше дело не продвигалось, и орский трамвайчик по-прежнему бегал по старому деревянному мосту… 


Фото из «Орского рабочего» за 1958 год


Народ, очевидно, был этим недоволен. С помощью местной печати людей пытались успокоить: публиковали объяснения, почему работы затягиваются, вперемешку с обещаниями, что теперь-то работа закипела, и это будет всем мостам мост!

 — …В процессе строительства моста встретились некоторые трудности, которые не всегда умело преодолевались строителями. Это привело к необходимости частичного изменения проекта. Строителям предстоит закончить устройство нескольких опор, расчистку и укрепление русла… изготовление и монтаж пролетных строений.

Но и после этого работы велись не слишком энергично – растянулись они еще на 3 года.

 

По новому мосту из Европы в Азию

Наконец, 7 ноября 1961 года настал великий день. Не в том смысле, что праздновалась 44-летняя годовщина Великого Октября, а для Орска великий – было запущено движение по новому мосту! 


Орчане с берега любуются на трамваи, бегущие по новому мосту. Фото из «Орского рабочего» за ноябрь 1961 года


Первые пассажиры с ветерком прокатились из Европы в Азию. Вот как это описывалось в «Орском рабочем»:

 — Прогромыхав на стрелках, вагон свернул с основной магистрали на новую колею… Из окон вагона открылся прекрасный вид на пойму Урала, на квадраты коллективных садов, примыкающих вплотную к дороге. Вот и новый железобетонный мост… Где-то внизу виднеется старая переправа, которая каждую весну доставляла немало огорчений трудящимся города. Одна за другой мелькают остановки – колхозный рынок, улица 9 Января, Рабоче-Крестьянская… Новый мост навсегда связал оба района города – правобережье и левобережье!




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, МАУК «Централизованная библиотечная система Орска» и директора Валерию Карижскую, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Опрос

Какой парк в Орске благоустраивать в 2020 году?

Календарь материалов

Май
2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
21
22
23
24
25
26
27
28
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


дфм
17 мая в Орске отключат свет 14 мая в Орске отключат свет 14 мая в Оренбурге отключат воду 13 мая в Орске отключат свет Перейти в раздел