21 октября 2020 • Ср • 06:12
$ 77.78 € 91.56
Сейчас:
+3°C
Утром
+2°C

«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Павел Лещенко, Урал56.Ру
17.10.2020
1766
Даже в 1977 году в центре Орска можно было встретить гужевую повозку. Фото ОКМ

Орские автолюбители сейчас нередко жалуются на водителей грузовиков: мол, только сделают дорогу, приведут асфальт в порядок – они тут же разбивают новенькое покрытие! И городские власти согласны с ними в этом: именно поэтому по некоторым центральным дорогам проезд на большегрузах запрещен. Интересно, что такая проблема существовала и 70 лет назад. Правда, тогда асфальту угрожали не колеса грузовиков, а… лошадиные копыта.


Документ 70-летней давности

8 сентября 1950 года исполком Орского городского Совета принял решение, в котором запретил передвигаться по главным дорогам европейской части города на лошадях и тракторах. Сделано это было «в целях недопущения порчи асфальтированных и мощеных дорог конским колесным транспортом и тракторами».


60-е годы, улица Краматорская. Фото из архива В. Иванова

Тогда, 70 лет назад, европейский берег Урала был еще мало освоен. Самым крупным поселением (и новым центром Орска) считался нынешний поселок Строителей: в то время он носил красивое название «поселок Озерный», в честь самого крупного озера Орска – Песчаного.

Установить движение конного транспорта и тракторов по Ленинскому району: параллельно улице Строителей, по поселку Озерный с правой стороны при движении от трамвайной остановки «Локомотив №1» с выездом в конце улицы Строителей и по кварталам.

Решение №567 от 08.09.1950 года
Чтобы лошади не били подковами новый асфальт улицы Строителей, их пускали параллельной дорогой – примерно по нынешней улице Докучаева. Она была грунтовой, не жалко. Пути современного и устаревшего транспорта, шедшего из Старого города вместе, расходились возле остановки «Локомотив №1» – располагалась она на нынешней площади Гагарина.
  

Красной линией на современной спутниковой карте google.maps показана дорога для трамваев и автотранспорта, зеленой – для лошадей и тракторов

Дело в том, что строители громадного локомотивного (или паровозостроительного) завода, который начали возводить в 30-х годах, да так и не возвели, жили в нескольких стихийно возникших поселках. Первый находился на месте площади Гагарина, там, где позже возвели ДК Строителей. Второй – ближе к стройке, на месте нынешнего пединститута… Так вот: локомотивный завод так и не был запущен, проект законсервировали, а во время войны на его фундаменте основали сразу два завода-гиганта: ЮУМЗ и Мехзавод. Со временем и память о грандиозной стройке стерлась, а топонимы остались: трамвайная остановка долго еще называлась «Локомотив №1».


Конец 50-х, Доска Почета на проспекте Сталина. Фото из архива А. Соколова

В Октябрьском районе лошадям запретили ступать на мостовую проспекта Сталина (нынешнего Мира). Тогда это была главная дорога возводящегося Нового города – самая широкая, самая оживленная, замощенная булыжником (к слову, и до сих пор, когда на Мира отвалится кусок асфальта, под ним проглядывают старые камни).


1953 год, строительство домов на проспекте Мира. Фото ОКМ

Проспект Сталина вел мимо уже упоминавшихся Мехзавода и ЮУМЗа, мимо городской администрации (позднее – ДК «Серп и молот») с Доской Почета (в районе нынешней гостиницы «Урал»), новенького здания юумзовского ПТУ, временной электростанции (ВЭС), которая позже стала кондитерской фабрикой – и дальше, в Социалистический город, задуманный, но так и не достроенный европейскими архитекторами их Баухауса…

Уж конечно, допустить, чтобы проспект имени вождя (которому оставалось править еще 3 года, да он вообще казался бессмертным тогда) разбивали копытами лошади, городские власти никак не могли. И они постановили:

По Сталинскому району: параллельно проспекту им. Сталина по линии Р.Д. до переезда ВЭС с заездом в заводы, для движения конного транспорта в Соц. город вброд через реку Елшанку по пос. ЮУМЗ с выездом на ул. К. Маркса.
Решение №567 от 08.09.1950 года
Линия Р.Д. – это двухэтажные дома проекта «Р.Д.» (то есть «рабочий дом»), выстроенные в четком геометрическом порядке. Возводились они еще до войны для передовиков производства – те, кто передовиками не являлись, жили в бараках... Несколько Р.Д. сохранилось и до наших дней – это дома 8, 10, 12 по улице Школьной. Тогда их было гораздо больше. Так вот: лошадкам надо было бежать мимо этих домов к зданию временной электростанции (после того, как в эксплуатацию запустили Орскую ТЭЦ, в здании стала располагаться общественная баня и одновременно школа №8; потом – кондитерская фабрика, где изготавливали знаменитую орскую «птичку»; теперь в нем разместился торговый центр «Яшма»). Преодолев вброд неглубокую Елшанку (вероятно, брод располагался неподалеку от нынешнего Свято-Георгиевского собора), они добирались до улицы Карла Маркса.


Красной линией на современной спутниковой карте google.maps показана дорога для трамваев и автотранспорта, зеленой – для лошадей и тракторов

«Как это – до Маркса?! – удивитесь вы. – Маркса же в Старом городе!» Да, представьте себе, в прежние времена в Орске было две улицы с этим названием. Одна – в Старом городе (она и сейчас так называется), вторая – в Новом. Год спустя, в 1951, ее переименовали в улицу Станиславского.


1953 год, проспект Сталина. Фото ОКМ

Ну, а тогда, в 1950, было решено установить на улице Строителей и проспекте Сталина дорожные знаки, которые запрещали движение тракторов и гужевого транспорта.

Обязать начальника доротдела т. Колесникова в 5-дневный срок установить знаки движения конного транспорта и тракторов. Обязать начальника гормилиции т. Немцева весь движущийся конский транспорт и трактора по асфальтированным дорогам задерживать и принимать меры воздействия по закону.
Решение №567 от 08.09.1950 года
Эти знаки и сейчас описываются в ПДД, но на городских улицах их встретишь не часто:


Так эти знаки выглядят сейчас


Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
17.10.2020 Область

Календарь материалов

Октябрь
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел