5 июля 2020 • Вc • 08:18
$ 70.50 € 79.22
Сейчас:
+18°C
Утром
+23°C

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

Павел Лещенко, Урал56.Ру
29.01.2020
4747
Уничтоженный Никольский храм Бузулука. Фото с сайта sobory.ru

Многие орчане знают, что в 30-х годах в нашем городе строился громадный локомотивный (он же – паровозный) завод – самый большой, самый мощный, крупнее, чем мясо- или даже никелькомбинат… Но большинству неизвестно, что в основание этого предприятия лег необычный кирпич – церковный, освященный за 75 лет до этого!

 

Творение любимого архитектора императора

9 мая 1851 года в Бузулуке (который тогда входил в состав Самарской губернии) заложили новый храм во имя Николая Чудотворца. Автором проекта стал сам Константин Тон – архитектор, построивший храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец, Витебский вокзал в Санкт-Петербурге… Тона называли любимым архитектором императора Николая Первого. Кстати, именно император и утвердил проект бузулукского храма.

Так вот: строительство длилось 9 лет и завершилось в 30 сентября 1860-го. «Никольская церковь была приходским храмом для тех жителей Бузулука, чьи домовладения находились на ближайших улицах. Приход составлял несколько тысяч человек», - сообщается на сайте sobory.ru


Храм незадолго до уничтожения (конец 20-х - начало 30-х). Фото М. Маккензи из архива С. Никитина

В 1922 году, после завершение Гражданской войны, из храма начали вывозить церковные ценности: парчовые священнические ризы, драгоценные оклады икон, серебряные кресты и т.д. Этот процесс проводился одновременно по всей стране – считалось, что таким образом оказывается помощь голодающим Поволжья и других регионов страны.


На месте уничтоженного храма. Фото Ю. Новикова

А в 1933 году храм было решено разобрать по кирпичику. С одной стороны, они пролежали в стене уже больше 75 лет – три четверти века. С другой – качество именно церковного камня ценилось очень высоко, ведь храмы являлись сложными архитектурными сооружениями, с многотонными куполами, колоколами пр., стены их должны были выносить колоссальные нагрузки, и из чего попало их не строили.

Полученный кирпич погрузили в вагоны и отправили в Орск, за 500 с лишним километров. Правда, как говорят краеведы, стройматериала оказалось не так много, как рассчитывали светские власти – кладка была такой прочной, что выбрать из стены целые кирпичи удавалось далеко не всегда.

 

Неудавшийся проект страны Советов

Примерно в это же время, в 1932 году, в голой степи началось строительство громадного завода – Локомотивного. Это был первый промгигант, основанный на европейском берегу Урала – и ТЭЦ, и нефтеперегонный завод имени Чкалова, и Никель – все это заложили позже, а началось активное заселение европейского берега именно с Локомотива.


Генплан Орска 1937 года. Красным обведена площадка строящегося Локомотивного завода

Дело в том, что в 1927 году геолог Иосиф Рудницкий обнаружил в районе Халилово месторождение природно-легированных осадочных железных руд. Вскоре выяснилось, что склоны Уральских гор в этой местности богаты и другими элементами: хромом, никелем, кобальтом… Собственно, этот факт и определил развитие Орска как промышленного центра. В 1936 году орчане даже писали в Москву докладную записку:

В свое время товарищ Сталин говорил про Урал, что он представляет такую комбинацию богатств, которую нельзя найти ни в одной стране. Это еще более относится к Орско-Халиловскому и прилегающим к нему районам, т.к. по сочетанию богатств они представляют в миниатюре весь Урал – жемчужину Урала…
В общем, было решено построить здесь металлургический комбинат, локомотивный завод, никелевый комбинат, ТЭЦ, которая обеспечивала бы их электроэнергией и паром высокого давления… И вот в 1932 году строительство началось, причем как раз с локомотивного завода.

Размах был нешуточным: предполагалось, что завод станет выпускать ежегодно по 540 тяжелых паровозов модели ФД (Феликс Дзержинский). Это была гордость советской инженерной науки – исполинская машина мощностью 3100 лошадиных сил, с ходом поршня более 0,7 метров!


30-е годы, паровоз на одной из орских строек. Фото ОКМ

На щедро выделенной промплощадке (сейчас это территории ЮУМЗа и Мехзавода) стали рыть котлованы, заливать фундаменты, вколачивать сваи. Тут же чуть в стороне принялись строить временную электростанцию, или ВЭС (потом она стала кондитерской фабрикой, теперь – торговым центром). И неподалеку от промзоны (на месте нынешней школы №6, гостиницы «Урал» и т.д.) раскинулся поселок Локомотивстрой. Состоял он в основном из временных бараков, построенных тяп-ляп, поэтому от него почти ничего и не осталось. Выделялись в этой хаотичной застройке относительно комфортные одноэтажные «дома Житкова» (ДЖ) и солидные по тем временам двухэтажные «рабочие дома» (РД), в них заселяли, как правило, стахановцев и заводскую интеллигенцию.


30-е годы, панорама Локомотивстроя. Фото из коллекции Е. Васильченко

Правда, строительство это вскоре остановилось. Выяснилось, что халиловские железные руды относятся к разряду бедных и труднообогатимых. Высокое начальство прикинуло: а стоит ли овчинка выделки? Решило, что нет.

Металлургический комбинат (было два варианта его размещения: или на месте поселка Ново-Троицкий, или в окрестностях Алимбетовки) постановили пока не строить. Это решение далось довольно легко: по-настоящему к его строительству никто и не приступал… А вот на Локомотиве уже была проведена колоссальная работа! Тем не менее, стройку пришлось законсервировать. Громадные здания цехов так и не поднялись выше уровня фундаментов; в здании ВЭС была организована баня и (в соседнем, конечно, помещении) школа. А поселок Локомотивстрой стоял еще долго и носил свое имя даже тогда, когда о производстве локомотивов его обитатели и думать забыли.


1934 год, строительство Локомотивного завода. Фото ОКМ

Куда же подевались освященные бузулукские кирпичи? Сейчас сказать наверняка уже нельзя. Может, до сих лежат в основании юумзовских или мехзаводских построек (как известно, в годы войны два этих завода прибыли в Орск и удачно нашли место на площадке неудавшегося Локомотивного). Может, их вывезли на свалку вместе со строительным мусором, оставшимся после сноса бараков-времянок. А может, из них сложены стены бывшей временной электростанции – нынешнего торгового центра.


1937 год, здание театра имени Октябрьской революции, сложенное из церковного кирпича. Фото ОКМ

Кстати, в этом наблюдается некоторая закономерность: в магазин, увы, превратился, и бывший театр (он же – кинотеатр «Октябрь»), сложенный из кирпичей двух орских храмов – Спасо-Преображенского собора и Никольской церкви…


Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
29.01.2020 Область

Календарь материалов

Июль
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел