«Приступаем к строительству аэродрома»: история создания Орского авиаспортклуба

18.05.2020
6165
Конструктор Олег Антонов у своего планера (30-е годы). Фото с сайта авиару.рф

В течение восьми десятилетий в Орске действовал авиаклуб (или аэроклуб, он по-разному назывался в разные времена) «Стрижи». Его выпускниками стали многие тысячи местных мальчишек, которые становились военными или гражданскими летчиками, совершали боевые подвиги и выполняли важную, опасную и ответственную работу в небе… К сожалению, сейчас «Стрижи» переживают очень непростые времена. Урал56.Ру предлагает вам вспомнить, с чего начиналась история славного клуба. Поможет нам в этом письмо 1936 года, хранящееся в Орском филиале Государственного архива.


Письмо, составленное в 1936 году

 

Вся страна грезила небом

Россия «заболела» авиацией еще до революции. В 1908 году в Санкт-Петербурге открылся Императорский аэроклуб – в нем занимались энтузиасты-авиаторы, которые впоследствии активно участвовали в боевых действиях Первой Мировой и Гражданской войн. Когда наступили мирные времена (впрочем, «бронепоезд» тогда стоял на «запасном пути» – первое социалистическое государство находилось в окружении буржуазных недругов, и советские граждане жили в ожидании новой войны), в СССР пришла настоящая аэролихорадка.


Авиаторы Императорского общества. 1910 год. Фото сайта alpklubspb.ru

Не только в столице, но и в маленьких провинциальных городах создавались свои аэроклубы, где не только обучались пилоты, но и создавались свои модели планеров и самолетов! В 1923 году в Крыму, на горе Узун-Сырт, были проведены первые Всесоюзные планерные испытания (поскольку планеры не имели мотора, а могли лишь парить, используя воздушные потоки, их надо было поднять в воздух: для этого использовался либо буксирующий моторный самолет, либо специальные приспособления вроде резинового жгута, который натягивали несколько человек; можно было и попросту столкнуть планер с возвышенности, и крымские горы для этих целей подходили идеально).

На эти испытания изобретатели со всего Союза привозили свои планеры. У каждой модели имелось свое имя: оно могло быть по смыслу связано с небом («Стриж» или «Беркут»), могло содержать в себе имя создателя («Бич» – детище Бориса Ивановича Черановского или «Эксплуатационный факультет» – планер, разработанный студентами), могло содержать в себе патриотическую идею («Город Ленина» и «Шесть условий Сталина»). В 1925 году испытания стали международными: в них приняли участие немецкие планеристы…


Планер «Беспризорник», 30-е годы. Фото с сайта авиару.рф

В 1935 году в Крыму были поставлены мировые рекорды. Летчик Иван Сухомлин, будущий Герой Советского Союза, прокружил в небе 38 часов 10 минут (больше полутора суток он лавировал в воздушных потоках, ни на секунду не теряя контроля над ситуацией, представьте себе!), а летчица Маргарита Раценская, впоследствии ставшая кавалером ордена Красной Звезды, парила в облаках 15 часов 39 минут.


Планер «Город Ленина», 30-е годы. Фото с сайта авиару.рф

За этими рекордами зачарованно следила вся страна. Каждый советский мальчишка грезил небом, каждый мечтал стать «красным авиатором», «сталинским соколом». Уже в 1933 году в СССР насчитывалось более 500 аэрокружков! Конечно, и Орск не остался в стороне. Его жители тоже стремились к облакам.

 

От ДОБРОХИНа до ОСОАВИАХИМа

В декабре 1936 года орское начальство – председатель исполкома Иван Бондовский и секретарь горкома партии Александр Цвилиховский – направили в Оренбург письмо. Адресовалось оно председателю областного отделения ОСОАВИАХИМа, некоему Воробьеву (его имя установить не удалось). Копия письма отправилась областным коллегам Бондовского и Цвилиховского – председателю облисполкома Константину Васильеву и секретарю обкома партии Петру Гришаеву.

ОСОАВИАХИМ – это «общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству». Создано оно было путем слияния нескольких аналогичных обществ – ВНО (военно-научное общество), ОСО (общество содействия обороне), ОДФ (общество друзей флота), ДОБРОХИМ (добровольное общество друзей химической обороны и химической промышленности), ОДВФ (общество друзей воздушного флота). Любили в раннем СССР громоздкие аббревиатуры… В нынешней России, впрочем, тоже любят, один «МУДОД» (муниципальное учреждение дополнительного образования детей) чего стоит. Так вот: ОСОАВИАХИМ стал предшественником привычного нам ДОСААФа. Это общество отвечало за подготовку людей к достойной службе в Красной Армии.


Значок «Активист ОСОАВИАХИМ»

В составе Оренбургского отделения этой славной организации до войны числились: Чкаловская (Оренбургская) кавалерийская школа, автомотоклуб, школа техсвязи, Чкаловская и Орская школы ПВХО (противовоздушной и противохимической обороны), Чкаловский стрелковый центр, Орский, Бузулукский и Медногорский стрелковые клубы, Оренбургская парашютная вышка и три аэроклуба. Один из них – как раз Орский, тот, который просили создать (точнее, воссоздать – первая попытка, не очень удачная, предпринималась в 1934 году) Бондовский и Цвилиховский.

 

Первым делом – самолеты… которые закупят предприятия

В 1934 году клуб был создан, но не функционировал из-за недостаточности финансирования. Дело в том, что работать он должен был на внебюджетные средства – те деньги, которые добровольно вносили «друзья армии, авиации и флота». Но ведь воздухоплавание – удовольствие не дешевое, денег нужно много, а что соберешь с работяг, которые и сами живут, прямо скажем, очень скромно? Требовались организации, или, как говорится в письме, «юридические члены».

К 1936 году в Орске было уже несколько мощных промышленных предприятий, строящихся и построенных. У них водились по-настоящему крупные деньги, из которых они вполне могли (как сейчас бы выразились, «в рамках соцпартнерства») выделить что-то на подготовку военных кадров. И в 1936 году крупные «соцпартнеры» нашлись.

22 декабря сего года состоялось первое организационное собрание учредителей о воссоздании аэроклуба в Орске. Уже подписалось и вступило в юридические члены 20 учредителей. Собрано 100 тысяч рублей. 

100 тысяч – весьма приличные по тем временам деньги (мы уже как-то приводили данные: в те времена машинистка, работавшая в конторе Крекингстроя, получала 120 рублей в месяц, а прораб – 275). С этими средствами можно было браться за дело. Тем более, что некоторые учредители помимо денег предоставляли сразу технику.

Очевидно, главным «соцпартнером» тогда выступал Сергей Франкфурт. Это был уполномоченный Народного комиссариата тяжелой промышленности, присланный в Орск самим Серго Орджоникидзе и подчинявшийся напрямую ему. Франкфурт курировал строительство нескольких предприятий города, в первую очередь, конечно, Никелевого комбината. И землю под аэродром выделил он: как сообщается в письме, взлетно-посадочные полосы и технические помещения разместились «на площадке Никельстроя».


Сергей Франкфурт

А еще Франкфурт «заказал» для клуба два самолета. Управление строительно-монтажного треста (одна из частей промышленной империи, которой управлял Франкфурт) взяло на себя обязательство: обучить 100 пилотов!

 

«Швейная машинка» и «скромный работяга»

Из документов более поздней поры мы знаем, что Орский аэроклуб вскоре после этого был комплектован двумя планерами «ГЛ» («Город Ленина», одноместный аппарат с размахом крыльев 19,8 метров) и двумя самолетами У-2 – вероятно, теми самыми, что «заказал» Франкфурт.

О самолетах стоит сказать особо. Помните, в фильме «в бой идут одни старики» летчицы Зоя и Маша совершили аварийную посадку на подбитом двухместном самолетике, а молодой лейтенантик Кузнечик принялся иронизировать: «Где здесь продеваются нитки? Это ведь летающая швейная машинка?» Так вот: «швейной машинкой» и оказался легендарный У-2. Влюбившийся в Машу с первого взгляда младший лейтенант Сагдуллаев, он же Ромео, тогда осадил товарища по Оренбургскому летному училищу: «Дорогой ты наш У-2, работяга «кукурузник»! Ну и чего, когда-нибудь мы тебе поставим памятник!»


Кадры из фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики», 1974 год

Да, У-2, безусловно, заслужил памятник. Он стал одним из самых массовых самолетов в истории мировой авиации. Созданный легендарным советским конструктором Николаем Поликарповым, он в 1928 году был восторженно принят публикой на 3-й Международной авиационной выставке в Берлине. Чрезвычайно дешевый в производстве, он оказался необычно прочным, и простота конструкции позволяла чинить его в полевых условиях. А еще он стал незаменимым для обучения молодых пилотов: его попросту невозможно «уронить» в штопор. Даже если двигатель выходил из строя, а летчик бросал руль, «кукурузник» в силу особенностей строения просто планировал на землю и садился на любую относительно ровную поверхность.

Эти особенности позволили эффективно использовать самолет и в военное время. Умение подниматься с крошечного «пятачка» и спокойно летать на самых малых, неудобных для зенитной авиации противника, высотах делало его незаменимым. Поэтому уже в первые военные годы были разработаны боевые модификации этой «швейной машинки»: например, легкий штурмовик У-2-ЛШ, легкий ночной бомбардировщик У-2-ЛНБ и многие другие.


Самолет У-2, он же «Кукурузник». Фото времен Великой Отечественной войны с сайта авиару.рф

Именно на этих двух «кукурузниках», подаренных аэроклубу Франкфуртом, начинали летать наши асы, которыми гордятся жители города: Герой Советского Союза Виталий Сорокин, Герой Советского Союза Василий Синчук, Герой Советского Союза Иван Дьяченко, а также многие сотни других пилотов, которые уехали из родного Орска на фронт, чтобы биться с врагом в небе над Москвой и Сталинградом, Будапештом и Веной…


Выпускники Орского аэроклуба, Герои Советского Союза Виталий Сорокин, Василий Синчук, Иван Дьяченко

В 1939 году Орским аэроклубом было подготовлено 128 летчиков: согласитесь, масштабы поражают! Особенно если учесть, что за штурвал садились не курсанты военных училищ, прошедшие строгий отбор, а обычные орские мальчишки (Василий Синчук и Виталий Сорокин занимались в клубе, будучи учениками школы №1) да «рабочие из орских новостроек» (Иван Дьяченко был до армии чернорабочим на Орском никелькомбинате)…

 

Создатели стали жертвами

Ну и, если уж мы взялись изучать это письмо, составленное в 1936 году, нельзя не обратить внимания еще на один факт, ярко характеризующий ту эпоху со всеми ее плюсами и минусами.

В документе упоминаются 6 фамилий: Воробьев, Васильев, Гришанов, Франкфурт, Бондовский, Цвилиховский. Так вот, из этих шести человек, которые так или иначе внесли свой вклад в обороноспособность страны, пятеро не дожили до Великой Отечественной.

  • Константин Ефимович Васильев, 1890 года рождения, был расстрелян как враг народа 28 января 1938 года.

  • Петр Григорьевич Гришаев, 1897 года рождения, расстрелян 28 июля 1937 года.

  • Сергей Миронович Франкфурт, 1888 года рождения, расстрелян 20 сентября 1937 года.

  • Иван Васильевич Бондовский, 1900 года рождения, расстрелян 29 января 1938 года.

  • Александр Ефимович Цвилиховский, 1900 года рождения, расстрелян 21 сентября 1937 года.

Судьба Воробьева, как и его имя и отчество, неизвестна...



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
18.05.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел