«Слишком много гуманности, нет репрессивных мер!» Как орские чиновники оказались злостными неплательщиками за свет

25.04.2020
7143
Строительство комбината в 1931 году. Фото ОКМ

На одном из стеллажей Орского филиала государственного архива Оренбургской области хранится документ, который называется «Доклад о состоянии Орской городской электростанции». Датирован он 1933 годом. Написан доклад от руки (видимо, печатной машинки в небогатой организации не имелось), к тому же на каких-то удивительных клочках: все они разного формата и разного качества, то листок из ученической тетради, то грубо оборванный клочок оберточной бумаги. Это для документов 30-х годов не редкость: нельзя было сбегать в магазин за пачкой «Снегурочки» – что уж нашли, на том и писали. Ни имени, ни фамилии автора мы не знаем, только должность: заведующий электрической станцией. И подпись его можем увидеть, вот она:

 
Подпись под архивным документом

Что ж, будем называть автора просто заведующим. Вероятно, он был инженером-энергетиком, искренне переживающим за порученное ему дело. Во всяком случае, письмо, составленное им (на чье имя, кому – тоже непонятно) оказалось удивительно эмоциональным, совсем не официальным.

 

«Станция выросла случайно, без всякаго расчета»

Для начала заведующий в нескольких абзацах описал, что же представляет собой предприятие, которое он возглавил (во всех цитатах в квадратных скобках указываются объяснения или дополнения от Урал56.Ру; используется орфография оригинала):

Орская городская электростанция основана в 1910 году… Дальнейшее свое развитие получила от ликвидации пивзавода в 1914 году. Станция выросла случайно, без всякаго проекта и расчета, а потому дальнейшее ея расширение без полнаго ея переустройства совершенно невозможно. 
Эта самая станция располагалась там, где теперь стоит старогородская котельная – за школой №49 (школы тогда, конечно, еще не было). Собственно, нынешняя котельная – это сильно перестроенное, расширенное и перепрофилированное здание дореволюционной электростанции…


Красным обведена котельная, построенная на месте электростанции. Спутниковое фото Яндекс-карты

Что же имел в виду заведующий, говоря о «случайности» возникновения станции? Дело в том, что изначально она создавалась вовсе не для освещения жилищ орчан, а для обеспечения электроэнергией пивоваренного завода, располагавшегося тут же неподалеку. Завод принадлежал известному орскому купцу Александру Фридриховичу Мацу – он же и соорудил станцию. 



Улица Большая (сейчас – Советская) в 1914 году. Как видите, столбы с проводами уже присутствуют. Фото ОКМ


Впрочем, «станция» – слишком громкое название: всего-то навсего стоял слабенький двигатель, который приводил в движение генератор, и тот вырабатывал ток, уходивший на завод по единственному проводу. Сейчас такая «станция» (но гораздо более производительная, компактная и удобная) продается в любом хозяйственном магазине; тогда это было, конечно, чудо техники.


Кстати, Мацу принадлежал еще и доходный дом на нынешней улице Степана Разина (это здание вам наверняка хорошо знакомо, там теперь располагается городское управление Пенсионного фонда). На первом этаже располагался ресторан, на втором – гостиница «Европейские номера».

В 1914 году пивзавод закрылся – в связи с началом Первой Мировой войны (или, как ее называли раньше, Второй Отечественной – первая была с Наполеоном) был введен «сухой закон». И электростанция стала по наспех брошенным линиям подавать ток в богатые дома, расположенные на улицах Большой (теперь Советской), Купеческой (Пионерской) и прочим. Поскольку она, действительно, не проектировалась и не создавалась под нужды города, вскоре выявились многие недостатки. А еще ярче они проявились в начале 30-х, когда потребность в электроэнергии существенно повысилась.

 

80 лошадей «по фабричной бирке»

К 1933 году эта станция не сильно изменилась. Вот что заведующий сообщает о ее техническом устройстве:

На сегодняшний день станция имеет два двигателя внутреннего сгорания. I – 45 л/с, II – 35 л/с по фабричной бирке, т.е. общая мощность [должна быть] 80 л/с, а в действительности, ввиду износа, не более 60 л/с… При двигателях установлены два генератора, I – 35 кВт, II – 28 кВт (сумма – 63 кВт). Двигатели не дают полнаго числа оборотов, а от последняго понижается вольтаж. В настоящее время [вместо] нормальнаго вольтажа 220 V мы с трудом развиваем вольтаж 140-170 V.
То есть оборудование, которое изначально-то было слабым, еще и основательно поизносилось. И потом, мало ведь было выработать ток – его следовало донести до потребителя, до самой лампочки. И тут тоже имелись серьезные проблемы:

Сеть двухпроводная на деревянных устоях [которые] с 27 года не менялись. Из них часть осажены, часть имеют приставки. Неизбежно будут случаи как мелких, так и крупных аварий. Были даже случаи таковы: налетает автомашина на столб – столб валится. При небольшом гололеде обречено на полную серьезную аварию, т.к. устои не вынесут перегрузку в прочности.
 «Устои» – это, разумеется, столбы. Они были уже ветхими, кое-где подпирались приколоченными к ним «приставками». Мало того, что дерево гнило под дождем и снегом – так еще и местные шоферы то и дело врезались в опоры.


1928 год. Товарищество по обработке земли. Фото ОКМ

Но не спешите над ними смеяться: аварии происходили не потому, что они ездили как попало. Просто управлять машиной того времени в условиях гололеда было занятием невероятно опасным! Сейчас нам трудно в это поверить, но зимние покрышки (не шипованные, просто с более высоким протектором и из резины, которая меньше твердеет на морозе) были изобретены финнами только в 40-х годах. Ну, а шиповать их научились и вовсе в 60-х. Вот и представьте, каково это было: мчаться на ЗИСе, обутом в летнюю резину, по обледенелым и переметенным старогородским улочкам…


1937 год, театр имени Октябрьской революции (теперь – торговый центр). Фото ОКМ

Но сеть – это в первую очередь не столбы, а провода. И провода оказывались аховыми.

Провода электросети медныя, преимущественно малаго сечения. Сеть была расположена в 1910 году исключительно в центре города. Дальнейшая потребность в энергии стала возрастать, стали электрифицировать улицу за улицей. Сеть возросла, но магистральныя провода прежния. Сечение проводов не соответствует прохождению тока, вырабатываемаго нашими агрегаторами. 
«Для наглядности» заведующий приводит конкретные цифры: из 25 километров сетей 15 (то есть 60%) – всего 4-6 квадратных миллиметров в сечении. То есть 2 миллиметра на два. Сейчас такие тонкие провода не прокладываются даже по квартире, а уж на ЛЭП их натягивать и вовсе никому в голову не придет.

Сеть наша не соответствует даже мощности наших машин… А если мы установим мощный двигатель, то провода будут греться до недопустимой черты.  


«Необходимо усилить эл-станцию»

Таким образом, городское электрохозяйство даже для существующих задач было приспособлено очень слабо, а время-то ставило задачи новые: в каждом доме должна была загореться «лампочка Ильича» – это был, как сказали бы сейчас, имиджевый проект Советской власти…

Город электрифицирован не более 10%. Многия госучреждения не имеют эл-света. Городская эл-станция отпускает электроэнергию исключительно на осветительную цель. На производственныя же нужды электроэнергия совершенно не отпускается. Многия производства имеют свои собственныя электростанции, как-то: конесовхоз – 18 кВт; жел. дорога – 20 кВт; кавполк – 15 кВт; спиртозавод – 18 кВт; кинотрест – 16 кВт; мельница №1 – 8 кВт; мельница №2 – 10 кВт; инкубаторная станция – 15 кВт. Итого в Орске мелких вспомогательных станций общей мощностью 120кВт. 
То есть некоторые из городских предприятий (не только промышленных – в перечень попал и кавполк, то есть кавалеристы, расположившиеся в бывшем монастыре) тоже завели у себя генераторы. Но с населением они, конечно, энергией не делились. Между тем, существовали нормативы, в которые следовало уложиться.

Орск имеет жителей до 20 тысяч. Примерная норма для малых городов на тысячу жителей – 15 кВт. Выходит, что для обезпечивания эл-светом город требует не менее 300кВт. 
Еще 390 кВт, по подсчетам инженера, требовалось промышленным предприятиям: просообдирне, литейному заводу, типографии и прочим. Еще 20 кВт (из нормы 1 кВт на тысячу населения) нужно было пустить на уличное освещение. То есть выходило, что в общей сложности Орску 1931 года необходимы были 810 кВт энергии. А было, напомним, 183 – 63 собственно у города да 120 у предприятий. Даже по нормам того времени катастрофически мало. По нынешним – просто смешно.


1937 год, городская гостиница (сейчас - корпус института). Фото ОКМ

Все это выливалось в кругленькую сумму, которой у станции, разумеется, не было: по примерным прикидкам заведующего, на модернизацию (установку мощных двигателей, расширения здания, прокладку новых сетей) требовалось 608 тысяч рублей – деньги, по тем временам, совершенно неподъемные.

Впрочем, был и другой вариант, менее затратный. Орск (то есть нынешний Старый город) был окружен огромными стройками: мясокомбинат, никелькомбинат, локомотивный завод – все это были гиганты, финансировались они из центра, и деньги в них вкладывались колоссальные. 


1932 год, строительство холодильника Орского мясокомбината. Фото ОКМ

На «новостройках» (во всех документах того времени так и писалось: «Орск и новостройки», то есть формально относились они к нашему городу, но фактически были почти самостоятельными: там всем заправляли не местные власти, а присланные Москвой руководители) имелись собственные электростанции, современные, не чета дряхлой городской. Но опять вопрос: а как доставить энергию от стройки в город? Не от локомотивного, конечно (далеко, да и естественная преграда на пути – Урал), но хоть от мясокомбината?

Нам необходимо усилить нашу эл-станцию хотя бы путем получения энергии с мясохладостроя, но и на этот случай мы сталкиваемся, во-первых, [с необходимостью строительства] высоковольтной линии передачи, разстояние 6 километров; во-вторых, необходимо нашу эл-сеть приспособить к 3-х проводной системе, для чего нужно выполнить подвеску третьего провода, увеличить сечение проводов в сети и установить до 200 новых столбов... [Также потребуется] постройка трансформаторной будки и расширение здания эл-станции. 
На реализацию варианта №2, «согласно грубо ориентировочнаго соображения», потребовалось бы 200 тысяч рублей.

 

«Электростанция превращается в соцобес»

Итак, нужно было срочно что-то строить: не одно, так другое. Но на какие деньги? Ни 200, ни тем более 600 тысяч у коллектива станции, конечно, не было. И тут заведующий плавно перешел к следующей проблеме: а почему их нет-то? Должны ведь быть – за электричество взимается плата…

На сегодняшний день [сеть] состоит 270 абонентов… Госучреждений – 40 (350 точек); организаций – 40 (320 точек); частных – 190 (930 точек). Самый больший недостаток у нас на эл-станции – это дебиторская задолженность, которая достигает 15 т. руб.
Некоторые абоненты благополучно пользовались электричеством, но платить за это не спешили. Говоря об этом, заведующий, очевидно, просто кипел гневом:

…Это абоненты одни и те же. Они как не платили в 32 году, так же и не думают теперь. Редакция, типография – 1738 руб.; прокуратура – 236; нарсуд – 160 руб.; управление милиции – 2887 руб.; кав. казармы – 157; кав. взвод милиции – 210; пожарная команда – 1485; школа ФЗО – 380; горбольница – 1819; квартиры врачей – 1370; родильный дом – 696; поликлиника – 418; гортеатр – 2500. Характерно то, что эти абоненты и не безпокоятся об погашении задолженности. 
То есть должниками оказались практически все бюджетники. Государственные учреждения жгли себе свет и были совершенно спокойны: кто же выступить против власти? Заведующий, однако, оказался не робкого десятка. Он предложил «репрессии» в отношении суда, милиции, прокуратуры… Хватит, мол, с ними нянчиться! Станция-то на хозрасчете: то есть денег из бюджета не получает, живет (ремонтируется, зарплаты людям платит) из заработанных денег. А что ж заработаешь при таком подходе?

О.М.Х. [отдел местного хозяйства] и горсовет по отношению к ним слишком проявляют много гуманности, не принимают репрессивных мер к ним. Прекращение подачи эл-света за неплатежи, как самая радикальная мера, у нас не применяется. Выключить госучреждения и организации за неплатежи у нас рассматривается как срыв работ… Совершенно правильно, что срыв работ, но оно всецело должно быть на ответственности руководителя, а не эл-станции. 
При этом в долги перед станцией без зазрения совести влезали не только учреждения, но и сами служащие. Представьте себе – в злостных неплательщиках оказались 5 «ответственных работников» исполкома и даже горкома партии, то есть городских руководителей высшего звена!

Из числа частных состоят: ответработники, специалисты города и новостроек; сотрудники ГПУ [главное политическое управление – чекисты, выискивающие врагов народа], милиции и комсостава [командирский состав армии - офицеры]; учителя и бухгалтера. Годовая задолженность за отпущенную энергию 20 отв. работникам – членам президиума исполкома, райкома и горсовета – составляет 5000 руб. Эта задолженность висит в воздухе до сего момента. 
Вот так припечатал заведующий отцов города! И коммунистам досталось, и депутатам, и чекистам – всем…


1935 год, строительство домов в Соцгороде (нынешний проспект Мира). Фото ОКМ

Закончил энергетик свой доклад язвительно, но не без пафоса:

Получается, что эл-станция превращается в соцобес [отдел соцобеспечения, поддерживавший малоимущих]… Где же тут хозрасчет? Нам здесь нужно ясно и раз навсегда постановить: ликвидировать этот соцобес или же эл-станцию перевести на бюджет. Иного выхода нет. 


Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
25.04.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел