104.1
24 октября 2020 • Сб • 16:21
$ 76.47 € 90.41
Сейчас:
0°C
Утром
+1°C

«Слишком много гуманности, нет репрессивных мер!» Как орские чиновники оказались злостными неплательщиками за свет

Павел Лещенко, Урал56.Ру
25.04.2020
6124
Строительство комбината в 1931 году. Фото ОКМ

На одном из стеллажей Орского филиала государственного архива Оренбургской области хранится документ, который называется «Доклад о состоянии Орской городской электростанции». Датирован он 1933 годом. Написан доклад от руки (видимо, печатной машинки в небогатой организации не имелось), к тому же на каких-то удивительных клочках: все они разного формата и разного качества, то листок из ученической тетради, то грубо оборванный клочок оберточной бумаги. Это для документов 30-х годов не редкость: нельзя было сбегать в магазин за пачкой «Снегурочки» – что уж нашли, на том и писали. Ни имени, ни фамилии автора мы не знаем, только должность: заведующий электрической станцией. И подпись его можем увидеть, вот она:

 
Подпись под архивным документом

Что ж, будем называть автора просто заведующим. Вероятно, он был инженером-энергетиком, искренне переживающим за порученное ему дело. Во всяком случае, письмо, составленное им (на чье имя, кому – тоже непонятно) оказалось удивительно эмоциональным, совсем не официальным.

 

«Станция выросла случайно, без всякаго расчета»

Для начала заведующий в нескольких абзацах описал, что же представляет собой предприятие, которое он возглавил (во всех цитатах в квадратных скобках указываются объяснения или дополнения от Урал56.Ру; используется орфография оригинала):

Орская городская электростанция основана в 1910 году… Дальнейшее свое развитие получила от ликвидации пивзавода в 1914 году. Станция выросла случайно, без всякаго проекта и расчета, а потому дальнейшее ея расширение без полнаго ея переустройства совершенно невозможно. 
Эта самая станция располагалась там, где теперь стоит старогородская котельная – за школой №49 (школы тогда, конечно, еще не было). Собственно, нынешняя котельная – это сильно перестроенное, расширенное и перепрофилированное здание дореволюционной электростанции…


Красным обведена котельная, построенная на месте электростанции. Спутниковое фото Яндекс-карты

Что же имел в виду заведующий, говоря о «случайности» возникновения станции? Дело в том, что изначально она создавалась вовсе не для освещения жилищ орчан, а для обеспечения электроэнергией пивоваренного завода, располагавшегося тут же неподалеку. Завод принадлежал известному орскому купцу Александру Фридриховичу Мацу – он же и соорудил станцию. 



Улица Большая (сейчас – Советская) в 1914 году. Как видите, столбы с проводами уже присутствуют. Фото ОКМ


Впрочем, «станция» – слишком громкое название: всего-то навсего стоял слабенький двигатель, который приводил в движение генератор, и тот вырабатывал ток, уходивший на завод по единственному проводу. Сейчас такая «станция» (но гораздо более производительная, компактная и удобная) продается в любом хозяйственном магазине; тогда это было, конечно, чудо техники.


Кстати, Мацу принадлежал еще и доходный дом на нынешней улице Степана Разина (это здание вам наверняка хорошо знакомо, там теперь располагается городское управление Пенсионного фонда). На первом этаже располагался ресторан, на втором – гостиница «Европейские номера».

В 1914 году пивзавод закрылся – в связи с началом Первой Мировой войны (или, как ее называли раньше, Второй Отечественной – первая была с Наполеоном) был введен «сухой закон». И электростанция стала по наспех брошенным линиям подавать ток в богатые дома, расположенные на улицах Большой (теперь Советской), Купеческой (Пионерской) и прочим. Поскольку она, действительно, не проектировалась и не создавалась под нужды города, вскоре выявились многие недостатки. А еще ярче они проявились в начале 30-х, когда потребность в электроэнергии существенно повысилась.

 

80 лошадей «по фабричной бирке»

К 1933 году эта станция не сильно изменилась. Вот что заведующий сообщает о ее техническом устройстве:

На сегодняшний день станция имеет два двигателя внутреннего сгорания. I – 45 л/с, II – 35 л/с по фабричной бирке, т.е. общая мощность [должна быть] 80 л/с, а в действительности, ввиду износа, не более 60 л/с… При двигателях установлены два генератора, I – 35 кВт, II – 28 кВт (сумма – 63 кВт). Двигатели не дают полнаго числа оборотов, а от последняго понижается вольтаж. В настоящее время [вместо] нормальнаго вольтажа 220 V мы с трудом развиваем вольтаж 140-170 V.
То есть оборудование, которое изначально-то было слабым, еще и основательно поизносилось. И потом, мало ведь было выработать ток – его следовало донести до потребителя, до самой лампочки. И тут тоже имелись серьезные проблемы:

Сеть двухпроводная на деревянных устоях [которые] с 27 года не менялись. Из них часть осажены, часть имеют приставки. Неизбежно будут случаи как мелких, так и крупных аварий. Были даже случаи таковы: налетает автомашина на столб – столб валится. При небольшом гололеде обречено на полную серьезную аварию, т.к. устои не вынесут перегрузку в прочности.
 «Устои» – это, разумеется, столбы. Они были уже ветхими, кое-где подпирались приколоченными к ним «приставками». Мало того, что дерево гнило под дождем и снегом – так еще и местные шоферы то и дело врезались в опоры.


1928 год. Товарищество по обработке земли. Фото ОКМ

Но не спешите над ними смеяться: аварии происходили не потому, что они ездили как попало. Просто управлять машиной того времени в условиях гололеда было занятием невероятно опасным! Сейчас нам трудно в это поверить, но зимние покрышки (не шипованные, просто с более высоким протектором и из резины, которая меньше твердеет на морозе) были изобретены финнами только в 40-х годах. Ну, а шиповать их научились и вовсе в 60-х. Вот и представьте, каково это было: мчаться на ЗИСе, обутом в летнюю резину, по обледенелым и переметенным старогородским улочкам…


1937 год, театр имени Октябрьской революции (теперь – торговый центр). Фото ОКМ

Но сеть – это в первую очередь не столбы, а провода. И провода оказывались аховыми.

Провода электросети медныя, преимущественно малаго сечения. Сеть была расположена в 1910 году исключительно в центре города. Дальнейшая потребность в энергии стала возрастать, стали электрифицировать улицу за улицей. Сеть возросла, но магистральныя провода прежния. Сечение проводов не соответствует прохождению тока, вырабатываемаго нашими агрегаторами. 
«Для наглядности» заведующий приводит конкретные цифры: из 25 километров сетей 15 (то есть 60%) – всего 4-6 квадратных миллиметров в сечении. То есть 2 миллиметра на два. Сейчас такие тонкие провода не прокладываются даже по квартире, а уж на ЛЭП их натягивать и вовсе никому в голову не придет.

Сеть наша не соответствует даже мощности наших машин… А если мы установим мощный двигатель, то провода будут греться до недопустимой черты.  


«Необходимо усилить эл-станцию»

Таким образом, городское электрохозяйство даже для существующих задач было приспособлено очень слабо, а время-то ставило задачи новые: в каждом доме должна была загореться «лампочка Ильича» – это был, как сказали бы сейчас, имиджевый проект Советской власти…

Город электрифицирован не более 10%. Многия госучреждения не имеют эл-света. Городская эл-станция отпускает электроэнергию исключительно на осветительную цель. На производственныя же нужды электроэнергия совершенно не отпускается. Многия производства имеют свои собственныя электростанции, как-то: конесовхоз – 18 кВт; жел. дорога – 20 кВт; кавполк – 15 кВт; спиртозавод – 18 кВт; кинотрест – 16 кВт; мельница №1 – 8 кВт; мельница №2 – 10 кВт; инкубаторная станция – 15 кВт. Итого в Орске мелких вспомогательных станций общей мощностью 120кВт. 
То есть некоторые из городских предприятий (не только промышленных – в перечень попал и кавполк, то есть кавалеристы, расположившиеся в бывшем монастыре) тоже завели у себя генераторы. Но с населением они, конечно, энергией не делились. Между тем, существовали нормативы, в которые следовало уложиться.

Орск имеет жителей до 20 тысяч. Примерная норма для малых городов на тысячу жителей – 15 кВт. Выходит, что для обезпечивания эл-светом город требует не менее 300кВт. 
Еще 390 кВт, по подсчетам инженера, требовалось промышленным предприятиям: просообдирне, литейному заводу, типографии и прочим. Еще 20 кВт (из нормы 1 кВт на тысячу населения) нужно было пустить на уличное освещение. То есть выходило, что в общей сложности Орску 1931 года необходимы были 810 кВт энергии. А было, напомним, 183 – 63 собственно у города да 120 у предприятий. Даже по нормам того времени катастрофически мало. По нынешним – просто смешно.


1937 год, городская гостиница (сейчас - корпус института). Фото ОКМ

Все это выливалось в кругленькую сумму, которой у станции, разумеется, не было: по примерным прикидкам заведующего, на модернизацию (установку мощных двигателей, расширения здания, прокладку новых сетей) требовалось 608 тысяч рублей – деньги, по тем временам, совершенно неподъемные.

Впрочем, был и другой вариант, менее затратный. Орск (то есть нынешний Старый город) был окружен огромными стройками: мясокомбинат, никелькомбинат, локомотивный завод – все это были гиганты, финансировались они из центра, и деньги в них вкладывались колоссальные. 


1932 год, строительство холодильника Орского мясокомбината. Фото ОКМ

На «новостройках» (во всех документах того времени так и писалось: «Орск и новостройки», то есть формально относились они к нашему городу, но фактически были почти самостоятельными: там всем заправляли не местные власти, а присланные Москвой руководители) имелись собственные электростанции, современные, не чета дряхлой городской. Но опять вопрос: а как доставить энергию от стройки в город? Не от локомотивного, конечно (далеко, да и естественная преграда на пути – Урал), но хоть от мясокомбината?

Нам необходимо усилить нашу эл-станцию хотя бы путем получения энергии с мясохладостроя, но и на этот случай мы сталкиваемся, во-первых, [с необходимостью строительства] высоковольтной линии передачи, разстояние 6 километров; во-вторых, необходимо нашу эл-сеть приспособить к 3-х проводной системе, для чего нужно выполнить подвеску третьего провода, увеличить сечение проводов в сети и установить до 200 новых столбов... [Также потребуется] постройка трансформаторной будки и расширение здания эл-станции. 
На реализацию варианта №2, «согласно грубо ориентировочнаго соображения», потребовалось бы 200 тысяч рублей.

 

«Электростанция превращается в соцобес»

Итак, нужно было срочно что-то строить: не одно, так другое. Но на какие деньги? Ни 200, ни тем более 600 тысяч у коллектива станции, конечно, не было. И тут заведующий плавно перешел к следующей проблеме: а почему их нет-то? Должны ведь быть – за электричество взимается плата…

На сегодняшний день [сеть] состоит 270 абонентов… Госучреждений – 40 (350 точек); организаций – 40 (320 точек); частных – 190 (930 точек). Самый больший недостаток у нас на эл-станции – это дебиторская задолженность, которая достигает 15 т. руб.
Некоторые абоненты благополучно пользовались электричеством, но платить за это не спешили. Говоря об этом, заведующий, очевидно, просто кипел гневом:

…Это абоненты одни и те же. Они как не платили в 32 году, так же и не думают теперь. Редакция, типография – 1738 руб.; прокуратура – 236; нарсуд – 160 руб.; управление милиции – 2887 руб.; кав. казармы – 157; кав. взвод милиции – 210; пожарная команда – 1485; школа ФЗО – 380; горбольница – 1819; квартиры врачей – 1370; родильный дом – 696; поликлиника – 418; гортеатр – 2500. Характерно то, что эти абоненты и не безпокоятся об погашении задолженности. 
То есть должниками оказались практически все бюджетники. Государственные учреждения жгли себе свет и были совершенно спокойны: кто же выступить против власти? Заведующий, однако, оказался не робкого десятка. Он предложил «репрессии» в отношении суда, милиции, прокуратуры… Хватит, мол, с ними нянчиться! Станция-то на хозрасчете: то есть денег из бюджета не получает, живет (ремонтируется, зарплаты людям платит) из заработанных денег. А что ж заработаешь при таком подходе?

О.М.Х. [отдел местного хозяйства] и горсовет по отношению к ним слишком проявляют много гуманности, не принимают репрессивных мер к ним. Прекращение подачи эл-света за неплатежи, как самая радикальная мера, у нас не применяется. Выключить госучреждения и организации за неплатежи у нас рассматривается как срыв работ… Совершенно правильно, что срыв работ, но оно всецело должно быть на ответственности руководителя, а не эл-станции. 
При этом в долги перед станцией без зазрения совести влезали не только учреждения, но и сами служащие. Представьте себе – в злостных неплательщиках оказались 5 «ответственных работников» исполкома и даже горкома партии, то есть городских руководителей высшего звена!

Из числа частных состоят: ответработники, специалисты города и новостроек; сотрудники ГПУ [главное политическое управление – чекисты, выискивающие врагов народа], милиции и комсостава [командирский состав армии - офицеры]; учителя и бухгалтера. Годовая задолженность за отпущенную энергию 20 отв. работникам – членам президиума исполкома, райкома и горсовета – составляет 5000 руб. Эта задолженность висит в воздухе до сего момента. 
Вот так припечатал заведующий отцов города! И коммунистам досталось, и депутатам, и чекистам – всем…


1935 год, строительство домов в Соцгороде (нынешний проспект Мира). Фото ОКМ

Закончил энергетик свой доклад язвительно, но не без пафоса:

Получается, что эл-станция превращается в соцобес [отдел соцобеспечения, поддерживавший малоимущих]… Где же тут хозрасчет? Нам здесь нужно ясно и раз навсегда постановить: ликвидировать этот соцобес или же эл-станцию перевести на бюджет. Иного выхода нет. 


Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
25.04.2020 Область

Календарь материалов

Октябрь
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел