21 февраля 2020 • Пт • 15:09
$ 63.74 € 68.77
Сейчас:
-2°C
Ночью
-3°C

«Считать наличие больших снегопадов стихийным бедствием». Как Орск боролся со стихией 70 лет назад

Павел Лещенко, Урал56.Ру
22.01.2020
3358
Проспект Ленина напротив ДК Нефтехимиков, 50-е годы. Фото В. Чурилова

Нынешняя зима оказалась аномально теплой и почти бесснежной – тем не менее, орским дорожникам приходится выгонять на дороги всю имеющуюся технику, и все равно они вынуждены выслушивать претензии жителей города: тут тротуар скользкий, там – снежная каша по щиколотку… Интересно, а как город справлялся со стихией в прежние времена – лет, скажем, 70 назад? Об этом нам расскажет очередная папка с документами, хранящимися в Орском филиале областного архива.


Фрагмент документа 70-летней давности

  «Отозвать на работу из отпуска»

Зима 1949-1950 выдалась рекордной на осадки. Город готовился к встрече Нового года, а улицы засыпало снегом. Орчане слушали по радио бой курантов, вспоминали, как когда-то товарищ Сталин в батумском подполье поднимал праздничный бокал, а снег валил и валил. Даже в традиционном новогоднем репортаже, опубликованном в «Орском рабочем», был указан этот факт:

Проспект имени И.В. Сталина [это имя бывшему проспекту Промышленности, а сейчас – проспекту Мира дали в 1949 году, в связи с юбилеем вождя. Прим. Урал56.Ру]. Репродукторы разносят по заснеженным улицам торжественные звуки праздничной музыки. Пушистые снежинки искрятся в лучах уличных фонарей…
Газета «Орский рабочий» 
После праздника, в первый после выходного день (отдыхали тогда лишь 1 января, а 2 уже выходили на работу) народ вышел на улицы и убедился, что этими «пушистыми искрящимися снежинками» завалены все дороги, все тротуары и тропинки. Трамваи встали, автобусы и хлебные машины увязли в заносах.

Перед ДК Нефтехимиков, 50-е годы. Фото В. Чурилова

И уже 2 января горсовет собрался на внеочередную сессию: нужно было принимать экстренные меры. Ситуация осложнялась тем, что город остался без руководства: председатель исполкома товарищ Климченко отбыл в Оренбург на областную партийную конференцию, а его заместитель, товарищ Гуревич, был в отпуске. Председателя отзывать в город не стали (может, не решились отвлекать от важного мероприятия, а может, он и не сумел бы добраться до Орска: междугороднюю трассу и железнодорожные пути наверняка перемело сильнее, чем городские дороги), а вот зама из отпуска выдернули.

В связи со снежными заносами, ослаблением торговли… отозвать на работу из отпуска зампредседателя горисполкома т. Гуревича Н.А. с предоставлением ему оставшихся дней отпуска в другое время года.    
 

«Возложить расчистку основных магистралей на предприятия»

Чтобы уборка снега проводилась максимально интенсивно, горсовет решил закрепить каждый проблемный участок пути – и автомобильных дорог, и трамвайных рельсов (тогда в городе было всего два трамвайных маршрута) – за конкретным предприятием. Что ж, это не лишено логики: ведь заводы были заинтересованы в том, чтобы их работники добрались до цеха!


Фрагмент документа 70-летней давности

Какое предприятие за что отвечало, можете посмотреть по фотографиям. Впрочем, возможно, названия, указанные в старых документах вам мало что скажут: большей части заводов давно уже не существует. Мало кто из орчан сейчас помнит, что здесь располагался, например, «Орсксельмаш», выпускавший плуги, бороны и прочие инструменты, или что завод «Прокат» – это старое название ОЗЦМ, то есть завода по обработке цветных металлов (в новейшее время на его базе возник Орский вагонный завод, теперь уже тоже обанкротившийся)…

Многие предприятия прячутся за номерами – это значит, что они выпускали продукцию для нужд Минобороны. Завод №421, например, известен нам как нефтеперерабатывающий завод имени Чкалова, завод №322 – Машиностроительный, а завод п/я (то есть почтовый ящик) 11 – это Механический завод.


Фрагмент документа 70-летней давности

Хотя, как говорят орские старожилы, под «оборонку» была так или иначе приспособлена практически вся местная промышленность. Локомотивный завод, который строили, да так и не достроили (на месте нынешним ЮУМЗа и Мехзавода) изначально должен был собирать не только паровозы, но и танки, а на Никелькомбинате выпускался, помимо никеля, еще и необходимый для военных нужд кобальт – он из соображений секретности назывался «металлом №2». Хотя, если честно, вряд ли большой толк от этой секретности был: весь город прекрасно знал, какой номер соответствует какому предприятию и какому изделию, и, пожелай проклятые буржуи выведать тайну, большого труда это для них не составило бы…

  «При уклонении привлекать к уголовной ответственности»

Снежные заносы были настолько мощными, что руководство города решило подстраховаться: на случай, если силами предприятий разгрести сугробы не удастся, нужно было заручиться поддержкой всего населения. 


Пересечение улиц Станиславского и Краматорской, 50-е годы. Фото Т. Благодарной

Законодательство того времени (а именно постановление «О порядке привлечения к трудовой повинности», принятое еще в 1927 году) позволяло мобилизовать граждан на чистку снега, причем со своим инвентарем – в том числе и личным транспортом, автомобильным и гужевым. И горсовет решил воспользоваться такой возможностью:

Считать наличие больших снегопадов, а также снежных заносов, стихийным бедствием, нарушившим нормальную работу предприятий и обслуживание населения города… Привлекать в необходимых случаях транспорт, механизмы, трудоспособное население для борьбы со снежными заносами. При уклонении виновных привлекать к уголовной ответственности.
Для того, чтобы народ не уклонялся, в Уголовном кодексе РСФСР имелась 61 статья, которой предусматривалось довольно суровое наказание для уклонистов – до 6 месяцев принудработ. Впрочем, привлеченные к «трудовой повинности» работали не только за страх: то самое постановление 1927 года гарантировало им оплату «из расчета не ниже местной средней ставки неквалифицированного рабочего».

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также основателя группы «Орск вчера и сегодня» в социальной сети Facebook Евгения Васильченко.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
22.01.2020 Область

Опрос

Какой парк в Орске благоустраивать в 2021 году?

Календарь материалов

Февраль
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
22
23
24
25
26
27
28
29


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел