20 октября 2018 • Сб • 14:00 Сегодня: + 6...+ 14°C Завтра: + 6...+ 10°C $ 65.81 € 75.32

Будет ли сжигание «мусорного» топлива в печах цемзавода экологически безопасным?

Мнение ученого-эколога

1588
25.09.2018 Область

RDF-топливо. Фото ooopellet.ru


В Орске продолжают разгораться страсти вокруг строительства мусороперерабатывающего завода. Жители города не уверены в том, что производство (мусор предполагается перерабатывать в RDF-топливо) будет экологически безопасным. Возникает и другой вопрос: а будет ли безопасным использование самого топлива? Напомним, что его предполагается сжигать в печах на цементном заводе, который расположен возле Аккермановки, в пригороде Новотроицка. Ученый-эколог, с которым побеседовал корреспондент Урал56.Ру, считает, что топливо будет безопасным только в случае раздельного сбора мусора.    

— Альтернативное топливо RDF (refuse derived fuel) или твердое вторичное топливо – это топливо, полученное из отходов. В состав RDF входят высококалорийные компоненты отходов, такие как пластик, бумага, картон, текстиль, резина, кожа, дерево и пр.

Справка Урал56.Ру

Краткое содержание

Инвесторы уверяют, что МПЗ будет выделять из общей массы отходов горючие материалы, которые станут измельчаться, обезвоживаться и превращаться в «чипсы» - горючие хлопья. Они станут отвозиться на предприятия (в частности, цементный завод в составе новотроицкой ЮУГПК) и сжигаться в печах – таким образом и мусор будет утилизироваться, и цементное производство получит экономию на топливе. Сторонники строительства завода уверяют, что вредных выбросов в атмосферу при этом не будет. Однако экологи в этом не уверены: в частности, сотрудник Института водных проблем РАН говорит, что экологичность напрямую зависит от того, из каких веществ будут состоять «чипсы». При этом, считает он, без организации раздельного сбора мусора выбрать все потенциально опасные вещества из общей мусорной массы невозможно.

 

Наносит ли сжигание RDF-топлива вред природе?

О том, насколько безопасно использование RDF-топлива, Урал56.Ру попросил рассказать эколога Сергея Чиркова. Сергей – орчанин, высшее образование он получил в МГУ им. М.В. Ломоносова на кафедре «Управление природными ресурсами», после чего окончил аспирантуру при Институте водных проблем Российской Академии Наук (ИВП). Сегодня он пишет кандидатскую диссертацию, которая посвящена экологии Урала, и сотрудничает с ИВП в качестве аналитика.

— Сергей, расскажите о мировой практике использования «мусорного» топлива.

 — Мировыми лидерами в производстве RDF-топлива в качестве альтернативного источника энергии являются страны Западной Европы и Северной Америки. Используется оно исключительно в цементном производстве, поскольку считается, что в технологических печах именно этих предприятий (там создается температура в интервале от 1200 до 1500 градусов) обеспечивается его полное сгорание. То есть при таких высоких температурах не должно выделяться канцерогенных загрязняющих веществ – диоксинов и фуранов. На других промышленных объектах, например, на теплоэлектроцентралях, сжигание такого топлива категорически не допускается, поскольку температура там гораздо ниже.

— А в России это топливо как используется?

 — Пока никак. В нашей стране опыта его использования нет. Причина – полное отсутствие экологически безопасной основы для производства такого топлива. В развитых странах Европы и Америки создана система раздельного сбора мусора, а в России она отсутствует. Дело в том, что в состав RDF-топлива не должны попадать отходы 1-го класса опасности: батарейки, остатки лакокрасочных компонентов, просроченные лекарственные средства и косметика, ртутные градусники и лампы, многое другое.


Сергей Чирков. Фото из личного архива

— А если попадут?

 — Будут вредные выбросы в атмосферу. Существует термин – ПНС, то есть продукты неполного сгорания. Это более 100 опасных веществ, среди которых наиболее распространенными являются ртуть, ароматические углеводороды, их хлорированные производные, токсичные фенолы и так далее. Сгореть полностью они не могут, и, если эти вещества окажутся в топливе, в воздух отправятся опасные вещества: например, кислые газы, хлористоводородная кислота, сернистый газ, окислы азота. Тут есть важный нюанс: чем выше температура горения, тем больше окислов азота образуется, то есть высокие температуры при сжигании ПНС в печах цементных заводов могут привести к крайне серьезным последствиям.

— То есть, чтобы RDF-топливо было безопасным, из мусора нужно выбирать опасные элементы?

 — Да, и в Европе, Америке это делает само население – как я уже говорил, там развита система раздельного сбора мусора. Но как выбрать те же батарейки, градусники, краску из общей массы, выгруженной мусоровозом? По имеющимся у меня данным, на сегодня ни одна, даже самая современная, сортировка ТКО не позволяет достигать даже самого поверхностного извлечения из общего объема отходов 1-го класса опасности. Поэтому экологичность использования RDF-топлива в наших условиях вызывает сомнения.

 

Корейское производство уникально?

Отметим, что, когда в городской администрации проводилась встреча по поводу строительства МПЗ, директор ООО «Природа» Виктор Доценко подчеркивал: корейская технология была выбрана именно потому, что она (в отличие от американской или немецкой) рассчитана на переработку неотсортированного мусора. Но как именно осуществляется автоматическая сортировка, пока непонятно. Общественники просили предоставить им технические документы для проведения независимой экологической экспертизы, но Доценко заявил: сначала компания должна получить участок под строительство, и только после этого, с привязкой к конкретному месту, можно будет начать разрабатывать проект, который пройдет государственную экспертизу. Планируется ли проведение экспертизы общественной хотя бы на этом этапе, директор не уточнил.

 

Сегодня – участок, завтра – документы? Или наоборот?

Но многих такой подход к делу не устраивает. В частности, представители КПРФ настаивают на том, что провести экспертизу необходимо до голосования о переносе городской черты:

 — Мы считаем, что администрации Орска необходимо добиться от регионального оператора проведения предварительной оценки воздействия на состояние окружающей среды со стороны мусороперерабатывающего завода, которая позволит депутатам горсовета на основе результатов экспертизы принять правильное решение при голосовании по вопросу изменения городских границ.
Владимир Гудомаров, секретарь орского горкома КПРФ
 
Вопрос строительства МПЗ должен решиться в ближайшее время. Если депутаты городского Совета согласятся перенести городскую черту, инвесторы смогут начать проектировку и строительство объекта между Орском и Новотроицком. Вероятно, вопрос будет вынесен уже на ноябрьское заседание. Но пока, как показал опрос Урал56.Ру, далеко не все депутаты уверены в том, что такой завод необходимо строить именно в этом месте. 
Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Календарь материалов

Октябрь
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


дфм
18 октября в Орске не будет горячей воды 16 и 17 октября в Орске отключат свет 12 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел