Имущество «Орских заводов» снова выставлено на торги. Как 200 млн долларов превратились в 300 млн рублей?

Найдутся ли желающие снова выпускать холодильники «Орск»?

Подпишитесь на наш Telegram

Имущество компании «Орские заводы», ранее выпускавшей знаменитые холодильники марки «Орск», но доведенной до банкротства, снова выставлено на торги. Предыдущие состоялись в марте, но покупателей на недвижимость и производственное оборудование тогда не нашлось. Теперь – еще одна попытка. Интересно, что по сравнению с прошлым разом то же самое имущество подешевело почти вдвое. А если сравнивать те деньги, которые планируется выручить за оборудование, с теми, что были в него вложены, ситуация выглядит и вовсе абсурдной.


 

История успеха и история банкротства

Холодильники марки «Орск» начали выпускаться на Орском механическом заводе в 1960 году, когда оборонные предприятия СССР (а мехзавод изначально производил, и до сих пор производит, гильзы для артснарядов) стали переводиться на мирные рельсы. Вскоре «Орск» стал одной из самых популярных марок советских холодильников.


Первые холодильники марки «Орск». Фото с сайта механического завода

В 2007 году производство холодильников было выделено в отдельное предприятие (за годы существования, в процессе многочисленных реорганизаций и процедур банкротства, оно меняло имена одно за другим: то «Орский завод бытовой техники», то «Орский завод холодильников» и «Орский завод компрессоров», то «ТПК «Орские заводы», но, по сути, все изменения происходили лишь на бумаге – производство оставалось прежним). Соответствующие документы в итальянском городе Бари были подписаны представителями госкорпорации «Внешэкономбанк», а также компаний «Merloni Progetti» и «Литинтерн Консалт». В официальных релизах подчеркивалось, что для нового завода закуплено лучшее в мире оборудование на общую сумму около 120 миллионов евро (или 200 миллионов долларов), но запустить его в эксплуатацию никак не удавалось. В 2012 году ВЭБ выделил 920 миллионов рублей на то, чтобы начать-таки выпуск продукции.


В сборочном цехе предприятия. Фото 2014 года

Наладить производство смогли лишь в 2014 году – к тому времени предприятие носило название ТПК «Орские заводы». Но работало оно недолго. К 2017 году ситуация стала настолько сложной, что директор обратился к главе Орска с просьбой приискать заводчанам работу на коммунальных предприятиях города.

Работники в те времена были уверены, что трудности возникли вовсе не по объективным причинам: просто собственникам это производство было не нужно.


Завод специально уничтожают. Планомерно, поэтапно... Предыдущее руководство разрушило все. А нынешнее просто не заинтересовано в работе предприятия. Все прикрыли, всех растолкали, а нам прямо так и заявили: никому ваши холодильники не нужны, ищите работу! А мы не верим: холодильники, морозильные лари, кухонные плиты нужны. И есть варианты по продолжению модельного ряда, по сбыту есть наработки. Рынок можно вернуть. Нужны, конечно, оборотные средства, в оборудование – мизерные вложения, ну просто потому, что год простоял завод. Все можно сделать. Только вот руководству это не надо, – так в августе 2018 года корреспонденту Урал56.Ру описывала свое видение ситуации Валентина Никитина, которая за 33 года работы на предприятии прошла путь от простого рабочего до директора по качеству.
В январе 2019 ТПК «Орские заводы» была признана банкротом. Производство к тому времени было уже остановлено.

 

Передовое оборудование пока никому не нужно

В октябре 2019 года имущество «Орских заводов» было выставлено на торги. Его оценили в 650 миллионов рублей. Как сообщало руководство завода, к тому времени задолженность перед собственными рабочими (зарплата, выходные пособия и т.д.) составляла около 9 миллионов, а перед государством (налоги) – 10 миллионов рублей. Сколько оно было должно инвесторам (в том числе ВЭБу, который выделяет на развитие производств, по сути, государственные деньги), не называлось.

Но покупать завод желающих не нашлось – ни в прошлом ноябре, ни в нынешнем марте. Оба раза торги признавались несостоявшимися из-за отсутствия заявок (точнее, продавалась мелочевка – автотехника, прицепы и т.д., но не главные лоты №№18 и 19, в которые входят недвижимость и оборудование).

И вот теперь конкурсным управляющим предпринимается еще одна попытка. Причем имущество подешевело почти вдвое: если в марте «комплекс недвижимого имущества», в который входили и здания цехов, и проходная, и «автоматические линии Merloni Progetti», стоил 479 миллионов, то теперь его оценивают всего в 266 миллионов. «Оборудование завода литья из чугуна», продающееся отдельным лотом, в марте стоило 100 миллионов, теперь – 56 миллионов. При этом перечень входящих в оба перечня объектов абсолютно идентичен.


Извещение на сайте Единого госреестра сведений о банкротстве

Таким образом, если имущество предприятия-банкрота удастся реализовать на этот раз, выручить от этой сделки удастся лишь 320 миллионов рублей.

Торги должны состояться в июле. Урал56.Ру расскажет об их результатах своим читателям.