Создавать спецорганизацию для уборки площадок ТКО в Орске не будут – это незаконно. Кто будет нести за это ответственность?

13.02.2023
2716
Заседание орского горсовета, 13.02.2023
В Орске приняли обновленные правила благоустройства: прокуратура по некоторым их пунктам дала заключение о незаконности их принятия, и поправки вносились прямо на горсовете.

Для начала напомним, что обновленные правила благоустройства готовят уже не один месяц. Обсуждения начались еще летом 2022 года. Так, в правилах уточняется понятие «брошенное транспортное средство», которым будет считаться автомобиль, длительное время (7 дней!) находящееся в неподвижном состоянии (это власти все-таки пытаются «победить» автохлам с рекламой на обочинах дорог). Еще один важный (и спорный!) вопрос, прописанный в правилах – это обращение с отходами, содержание контейнерных площадок и подбор мусора.

Если бы все предлагаемые поправки к правилам благоустройства были бы приняты, то в обязанность регионального оператора ООО «Природа» входил бы подбор только того мусора, который его сотрудники уронили во время перегрузки ТКО из контейнеров в машину. Отходы же, которые свалены рядом с баками (на площадках) или уже разлетелись, хотели обязать подбирать управляющую компанию или специализированную организацию. Соответственно, последние должны были брать за эту услугу дополнительные деньги с населения.

Однако эта поправка была не принята. Зато депутаты одобрили другие поправки, озвученные прямо во время заседания. Итак, обо всем по порядку:

Заседание было инициировано главой города

Сегодня состоялось внеочередное заседание горсовета. На повестке дня первоначально был единственный вопрос – принятие обновленных правил благоустройства.  Депутатов созвали по требованию главы города. Свою инициативу Василий Козупица обосновал необходимостью

  • незамедлительного проведения мероприятий по организации перемещения брошенных автомобилей, в том числе мешающих уборке снега, проезду техники и тех машин, которые нарушают внешний архитектурный облик города;
  • повышения эффективности уборки снега с учетом выпавшего количества осадков;
  • своевременного обслуживания контейнеров (площадок) для сбора TKO, в том числе обеспечение беспрепятственного проезда к ним;
  • принятия мер к организации повышения качества уборки территории, прилегающей к зданиям, строениям и сооружениям, с учетом обеспечения безопасного прохода и проезда;
  • незамедлительного принятия мер к организации повышения ответственности собственников объектов за содержание входных групп и прилегающей территории.

Поправка УЖКДХТ и предложение депутата

От управления жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта (УЖКДХТ) поступила просьба внести поправку, касающуюся ответственности за подбор мусора. В частности, один из пунктов Правил предлагалось дополнить следующим абзацем:

5.2.10. Уборку (подбор оброненных твердых коммунальных отходов) мест погрузки твердых коммунальных отходов осуществляет региональные оператор. Уборку твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, с территории на расстоянии до 5 метров от контейнерной площадки осуществляет специализированные организации, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. 

Предлагаемая поправка

Другими словами, коммунальщики предлагают в обновленных правилах прописать обязанность регионального оператора ООО «Природа» подбирать только тот мусор, которые его сотрудники уронили во время перегрузки ТКО из контейнеров в машину. Отходы же, которые свалены рядом с баками (на площадках) или уже разлетелись, хотят обязать подбирать управляющую компанию. Соответственно, последние должны будут брать за эту услугу дополнительные деньги с населения.

Однако эта поправка была отклонена.

В ходе обсуждения вопроса депутат Павел Коровин выразил мнению, что документ (правила благоустройства) «сырой» и его необходимо отправить на доработку. Его предложение также было отклонено по результатам голосования.

Поправки от фракции «Единая Россия»

Еще ряд поправок был представлен фракцией «Единая Россия» прямо во время заседания, заранее он не публиковался. В частности, было предложено исключить некоторые пункты правил, а некоторые – скорректировать. 

Эти поправки были приняты полностью.

Остановимся на значимых для населения:

Пункт 1.1.7 - исключен. Он вводил понятие «специализированная организация по содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов». Ранее в правила предлагалось внести вот такой пункт:

Специализированная организация по содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов – организация, определенная органом местного самоуправления, которой переданы места (площадки)  накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки), организованные органами местного самоуправления муниципального образования для надлежащего содержания таких мест накопления твердых коммунальных отходов и создания новых мест накопления, оказывающая услуги по сбору твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных) в специальных контейнеры (бункеры – накопители мусороприемники). 


Кроме того, сведения об этой специализированной организации исключили и еще из одного пункта правил, в котором она упоминалась.

Также исключен пункт, которые прописывал ответственность ООО «Природа» только за отходы с момента их погрузки, а также за те, которые обронили во время погрузки. Ответственность за другие отходы (разбросанные) и за уборку площадок этот пункт возлагал опять же на специализированную организацию, назначенную муниципалитетом. 

Не будет в обновленных правилах благоустройства и пункта, прописывающего периодичность вывоза отходов. Это, согласно данным прокуратуры, уже установлено СанПиНом. 

Эти же поправки вносят для новых владельцев зданий и строений обязанность в 3-дневный срок уведомить регионального оператора о переходе прав собственности и заключить новый договор на вывоз мусора:

При переходе прав на здания. строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156)  для заключения указанного договора. 


Прокуратура выявила несколько противозаконных предложений

Еще до момента озвучивания вышеуказанных поправок прокуратура Ленинского района Орска дала заключение на предложенный проект правил благоустройства, в котором указывалось на незаконность некоторых предлагаемых решений. Однако все эти замечания были учтены в поправках. Поэтому прокуратура даст свою оценку принятому документу после того, как ознакомится с ним в итоговом виде.

Для информации, мы все-таки решили огласить некоторые доводы, изложенные в заключении надзорного органа (еще раз уточним - оно было дано на первоначальную версию правил благоустройства, в итоговом, принятом, документе эти пункты исключены):

  • Согласно федеральному законодательству, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, утилизации и т.д. ТКО относится к вопросам местного самоуправления. Финансовые обязательства, возникающие в связи с этим, исполняются за счет средств местных бюджетов. Создание и содержание мест накопления ТКО также относится к полномочиям муниципалитета и, следовательно, должно обеспечиваться за счет бюджетных средств.
  • Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию и т.д. самостоятельно или с привлечением операторов. Под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации и т.д. «При таких обстоятельствах, возложение обязанности по сбору ТКО на специализированную организацию незаконно». Это уже возложено на регоператора.
  • В силу правил оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (МКД) в работы и услуги по содержанию общего имущества в МКД включается работа по организации и содержанию мест накопления ТКО. Поэтому предложение о создании специализированной организации для этого фактически было направлено на «неправомерное освобождение администрации Орска  и управляющих компаний от исполнения возложенных законом обязанностей» по созданию и содержанию контейнерных площадок. 
  • Кроме того, по мнению прокуратуры, такое нововведение (создание специализированной организации по уборке мусорных площадок) позволило бы администрации города «неправомерно наделить правом требования специализированной организацией платы за сбор ТКО в контейнеры с жителей. а региональному оператору – уходить от ответственности за невыполнение обязанностей по уборке мест погрузки ТКО.

Что же теперь?

Так или иначе обновленные правила благоустройства в Орске депутаты приняли, оговорившись, в что в них еще можно будет вносить поправки по мере необходимости. 

Кроме большого «мусорного» блока они содержат в себе информацию о «брошенных автомобилях». Это касается машин, брошенных собственником и имеющих признаки бесхозяйной вещи: находящееся в аварийном (разукомплектованном) состоянии, оставленные в состоянии, не исключающем свободный доступ к нему иных лиц, а также:

  • загромождающее проезды, дворовые территории;
  • создающее помехи дорожному движению, работе уборочной техники, проезду спецтранспорта к подъездам жилых домов, мусороуборочных машин к контейнерным площадкам;
  • расположенное на парковке, обочине автомобильной дороги, тротуаре, газоне, придомовой территории, внутриквартальном проезде, детских площадках, в непосредственной близости от жилых домов, гостевых парковочных карманах, на контейнерных и бункерных площадках, на городских коммуникациях и иных местах, не предназначенных для хранения транспортных средств;
  • имеющее признаки потенциальной террористической угрозы;
  • имеющее конструкцию наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности, закрепленные на транспортном средстве.

Много нововведений касаются вывесок, нестационарных торговых объектов и других аспектов благоустройства, связанных с принятым в этом году дизайн-кодом города. В частности, в Правила предлагается принять следующие пункты: 

  • вывески, не соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами, подлежат приведению в соответствие требованиям или демонтажу силами и за счет средств владельца вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен – владельца здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска.
  • в случае не приведения вывески в соответствие требованиям, вывеска подлежит демонтажу с последующей оплатой демонтажа, перемещения, хранения владельцем вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен – владельцем здания;
  • для согласования паспорта вывески и указателей, не содержащих сведения рекламного характера на фасаде здания заинтересованное лицо обращается в администрацию города с заявлением.

Напомним, в Орске приняли новый для города документ – дизайн-код (с полной версией документа можно ознакомиться по ссылке). Вступит в силу он с 1 января 2023 года. На вопросы, которые возникли у предпринимателей и владельцев торговых точек, ответил председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сергей Литвиненко.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Марина Калинина
Урал56.Ру
13.02.2023 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел