Из-за снежных буранов ямщики и почтальоны иногда простаивали в степи по пять дней: история дороги из Оренбурга в Орск

12.07.2022
3506
Карта Орского уезда 20 годов 20 века. Красной чертой обозначена старая почтовая дорога из Оренбурга в Орск
Сегодня мы с вами поговорим о Губерлинских горах, о тайнах, которые скрывают ее вершины, о холмах, очевидцах далеких и безвозвратно ушедших лет. Затронем описание и некоторых других уголков нашего родного Оренбуржья. Например, о почтовой дороге, которая до строительства современной трассы, соединяющей Оренбург с Орском, была единственным путем, по которому можно было проехать из губернского центра в уездный город (на карте выше обозначена красным). 

В «Списке населенных мест Оренбургской губернии» 1892 года нам удалось встретить описание Губерлинских гор, о которых сперва пойдет речь:

«Южная часть этой местности до Урала известна под названием Губерлинских гор, хотя, собственно говоря, это название присвоено горам по реке Губерле. Черные утесистыя сопки незначительной величины, составляющия эти горы, кажутся застывшим волнистым морем, раскинувшимся на 200 верст в окружности. Вершины их голы, лишены чернозема и покрыты порослями низких растений. Форма сопок остроконечная, они имеют крутые скаты, образовавшиеся, как можно предположить, вследствие размыва трещин между кремнистыми сланцами. Благодаря этим трещинам в первоначальном плоскогории образовались группы холмов, расположенных без всякого порядка, их составляют породы зеленчака, миндалевика, зеленчакового порфира, роговика, придающая этим холмам темный вид…»

(Орфография источника сохранена).

Губерлинские горы

Конечно, большинство наших земляков, наверняка, знает о «царской дороге», что находится где-то в районе Аккермановки и петляет в труднодоступных местах Губерлинских гор. Остатки ее до сих пор можно отыскать в пустынных местах на границе с Казахстаном.
материал по теме
18.07.2018
20518
Маршрут на вечер: Царский родник

Здесь выбивается из-под земли и небезызвестный «царский» родник, из которого в разное время испивали водицы будущие императоры Александр Второй и Николай Второй.

В Губерлинских горах закипела жизнь в тридцатые годы 18 века, когда по Яику стали появляться казачьи форпосты и станицы.

Военные поселения проходили по территориям от Рассыпной до Верхнеуральска. Впоследствии после образования новых станиц от Орска до Троицка и их заселения, последнюю череду поселений назовут Новой линией, а появившиеся ранее казачьи отряды, укрепления станут старой линией.

Вот как описывается данный факт в предисловии к «Списку населенных мест Оренбургской губернии» 1892 года:

«Вдоль реки от станицы Разсыпной (так в тексте), Оренбургского уезда, и до самого В. –Уральска проходит так называемая старая линия, ограждавшая местное население от киргиз…».

Скриншот из списка населенных мест Оренбургской губернии 1892 года

Тракт, соединяющий Оренбург, Орск, а также Верхнеуральский, Троицкий и другие уезды, появился в наших местах уже после возникновения на границе Российской империи казачьих поселений.

Это тридцатые годы 18 века и последующие. В 1735 году основана Оренбургская крепость на месте современного Орска, в 1737 году – отряд Губерлинский (сейчас Казачья Губерля), Красногор основан в 1739 году как город Оренбург на его новом месте (откуда его местоположение перенесли из Орской крепости), в 1742 году – Ильинская, Воздвиженская и Пречистенская крепости заложены командиром Оренбургской комиссии  Иваном Ивановичем Неплюевым. Также в 1742 году  образована  Гирьяльская крепость, в 1743 году – Верхнеозерная,  уже в 1752 году – Алабайтал. Вместе с возникавшими казачьими поселениями появлялась и дорога, их соединяющая.

Фото из личного архива автора

Этот отрезок пути в Губерлинских горах был единственным тогда сообщением губернского Оренбурга с уездным Орском. Проходил тракт от Оренбурга через  поселения  казачьего войска: станицу  Каменно-Озерную, отряд Вяземский, станицу Красногорскую, отряды Гирьяльский, Алабайтальский, станицу Верхнеозерную, отряд Донской, отряд Никольский, станицу Ильинскую, отряд Подгорный, отряд Губерлинский, отряд Хабарный, город Орск. Южнее дороги, соединяющей Оренбург и Орск, несла свои воды  река Яик (Урал), являющаяся естественной границей с Тургайской степью.

Описание этих поселений мы можем найти в повести Тараса Шевченко «Близнецы». Например, так он говорит про Островное:

«До станицы Островной он только любовался окрестностями Урала и заходил только в почтовые станции, и то, когда хотелося пить. Но, подъезжая к Островной, он вместо серой обнаженной станции увидел село, покрытое зеленью, и машинально спросил ямщика: «Здесь тоже оренбургские козаки живут?»

– Тоже, ваше благородие, только что хохлы.

Он легонько вздрогнул.

– А почтовая станция здесь?

– Дальше, в Озерной.

– Там тоже хохлы живут?

– Нет-с, наши русские.

Подъезжая ближе к селу, ему, действительно, представилась малороссийская слобода. Те же вербы зеленые, и те же беленькие в зелени хаты, и та же девочка в плахте и полевых цветах гонит корову. Он заплакал при взгляде на картину, так живо напомнившую ему его прекрасную родину…»

А вот как про крепость Губерлинскую, откуда он и увидел место своей будущей ссылки:

«29 апреля. До 12 часов я гулял в губерлинской роще и любовался окружающими ее горами, чистой речечкой Губерлей, прорезывающей рощу и извивающейся около самых козачьих хат. Пообедавши остатками подарка моей догадливой землячки, я оставил живописную Губерлю. Несколько часов подымался я извилистою дорогою на Губерлинские горы. У памятника, поставленного в горах, на дороге, на память какого-то трагического происшествия, я напился прекраснейшей родниковой воды. Поднявшись на горы, открылась плоская однообразная пустыня. А среди пустыни торчит одинокая будочка и около нее высокий шест, обернутый соломою. Это козачий пикет. Проехавши пикет, я начал спускаться по плоской наклонности к станции Подгорной. Переменивши лошадей, я подымался часа два на плоскую возвышенность. С этой возвышенности открылась мне душу леденящая пустыня. Спустя минуту после тягостного впечатления, я стал всматриваться в грустную панораму и заметил посредине ее беленькое пятнышко, обведенное красно-бурою лентою.

– А вот и Орская белеет, – сказал ямщик, как бы про себя…».

Дорога эта, называемая ранее трактом, проходила через все вновь образованные поселения, а никак иначе.

Наряду с путешествующими по тракту, ссыльными в Орскую крепость, как Тарас Шевченко, возилась и почта, доставлялись письма.

Первые почтовые отправления в Оренбургскую губернию начали совершаться в 1744 году, вскоре после ее образования, о чем говорит сенаторский Указ от 5 апреля 1744 года «О посылке пакетов в губернию».

В связи с открытием в Троицкой крепости (ныне город Троицк Челябинской области) ярмарки летом 1750 года Оренбургская губернская канцелярия решает открыть почтовое сообщение по нескольким направлениям, в том числе от Оренбурга до Орской крепости (ныне Орск) и прочие крепости вверх по Яику — один раз в неделю, по пятницам.

А 22 января 1752 года официально Указом Сената утверждено открытие Оренбургской почты. Всякое тогда случалось в дороге. Из-за снежных буранов ямщики и почтальоны иногда простаивали в степи по пять дней, письма и посылки шли с опозданием. Иногда они вообще до адресатов не доходили.

Чтобы прочувствовать обстоятельства и прелести тех лет, процитируем архивное  «Дело по обвинению оренбургского почтальона Симачева в утрате почты». В рапорте оренбургского почтмейстера Ягодкина на имя П.К. Эссена от 19 февраля 1823 года читаем о данном происшествии:

«Вчера, в 12-м часу по полудни, почтальон Симачев, препровождавший из Уральска в Оренбург почту, приехал, но сумки, которая заключала в себе простую и денежную корреспонденцию, не оказалось. На спрос же почтальон Симачев отвечал, что сумка на Чернореченской станции действительно была в целостности положена в сани, а по худобе дороги повозка часто опрокидывалась, и, полагаю, что она из саней выпала».
При расследовании всех обстоятельств оказалось, что вместе с почтовой корреспонденцией перевозилась и денежная сумма 6402 руб. 38 копеек.

Так как сумка была по почтовым правилам опечатана, то следствие пришло к выводу, что почтальон Симачев ее не выронил по дороге, а украл. В итоге дело кончилось тем, что

«Почтальон Симачев был осужден, наказан 30 ударами батогами «и по уважению к беспорочной прежде службе» оставлен на жительство в Оренбурге…».
Случались и другие печальные происшествия в дороге. Происходили в пути различные несчастные случаи.

Особенностью тракта,  пролегающего от Оренбурга до Орска, мощенного камнем, было то, что в районе таких поселений как отряд Губерлинский и редут Хабарный характер ее становился весьма непредсказуемым, так как этот участок пути пролегал по достаточно пересеченной местности. Горы и овраги были настолько пугающими, что всякий невнимательный путешественник мог непременно свалиться при малейшем  неправильном движении вниз.

Остатки бывшей «царской дороги» в Губерлинских горах

Свое впечатление от проезда по тому маршруту оставил нам, как свидетельство, священник Петр Страхов, посетивший наши места в августе 1887 года:

«Кому случалось проезжать из Оренбурга до Орска, тот знает, конечно, что самою красивою местностью по этому пути являются Губерлинские горы. Миновав поселок Губерлинский (сейчас поселок Казачья Губерля, прим. авт.), лежащий в весьма красивой котловине Губерлинских гор, путешественник начинает подниматься на эти горы сперва — вдоль подошвы одного из отрогов, имея по левую сторону крутой обрыв к озеру и реке Губерле, потом глубоким ущельем, где затем встречает источник прекрасной воды, а у его верховья остатки памятника, когда -то поставленного здесь в воспоминание остановки тут одного из Величайших Особъ. Далее дорога  идет все круче и круче в гору и верст на 15 восходит на самую большую высоту Губерлинских гор. Едущему первый раз отсюда показывают город Орск, который, отстоя на 40 верст, действительно виднеется в синей дали. Здесь по левую сторону почтовой дороги саженях во ста взор путешественника несколько останавливается на одном крутом холме. Этот холм есть самый высокий пункт в этом месте и называется Маячной горой…».

(Источник «Оренбургские епархиальные ведомости» от 23 августа 1887 года).

И вот по такому опасному пути прибывали в наш город наследники престола в разные годы (Александр в первой половине 19 века, Николай во второй половине того же столетья).

Надо себе представить, как старались местные власти, чтобы сделать этот небезопасный участок пути более комфортным. Между урочищем хутор Известковый и селом Казачья Губерля дорога долгое время петляет, как бы огибая гору, того гляди, и камнепад мог быть во время следования Высочайших особ, и повозка могла в обрыв угодить. Склон немного выровняли, а гору укрепили бревнами на всякий непредвиденный случай. Творения сих рук человеческих до настоящего времени не сохранились.

После строительства ветки железной дороги в начале 20 века тракт в силу его труднодоступности начинает терять свое значение. А уже в постиндустриальные годы новую транспортную артерию прокладывают несколько севернее, минуя бывшие казачьи поселения.

Помимо участка «царской дороги», который остался от бывшего тракта недалеко от урочища хутор Известковый, есть еще  место, где можно наблюдать, что же он из себя в свое время представлял. Например, между поселками Приуральский и Яровой в Оренбургском районе есть старый мост, выложенный с характерным для дореволюционных времен круглым арочным пролетом.

Ниже представляем вам его фото.

Приуральский и Яровой. Автор Александр Гусев. Фото сделано в 2018 году

Таких примечательных и любопытных местечек у нас в области не счесть. Есть еще один мост дореволюционной постройки, правда уже  не на описываемом нами тракте, а на дороге, ведущей из Соль-Илецка (бывшей Илецкой Защиты) в Оренбург. Называют его в народе Екатерининским, еще Аничкиным.

Аничкин (Екатерининский) мост. Находится вблизи поселка Экспериментальный.

Но отношение к императрице Екатерине Второй он имеет косвенное. Скорее всего, это связано с тем, что именно при ней началось в Российской империи активное мощение трактов в разных направлениях, а вот проезжать она по нему никак не могла потому, что умерла Екатерина в 1796 году, а мост строили с 1820 по 1825 годы для того, чтобы провозить по нему соль из Илецкой Защиты в Оренбург. Мост сделан из местного бутового камня, который добывают на карьере Маячный.

На Аничкином (Екатерининском) мосту имеется памятная таблица с нанесением на нее почтовой карты, на ней дословно написано следующее: «Почтовая карта с показанием всех изменений, которыя предположено сделать по почтовым трактом Оренбургской губернии. Составлена Чарыковым. 1850 год».

Вот она:

Орск на карте обозначен лишь точкой без надписи

В другом уголке нашей области недалеко от села Татищево, в 3 км к северу от него, стоит, медленно разрушаясь от времени, как говорят, построенный при Екатерине Второй мост.

Если верить преданиям, именно по этому мосту отступал Емельян Пугачев, уводя свои войска от преследования царской армии.

Екатерининский мост близ села Татищево. Источник oren-turizm.ru

В 60-е годы начинается масштабное строительство дороги Оренбург-Орск, пролегающей сейчас по современному маршруту. За последние десятилетия она забрала немало человеческих жизней, получив в народе название «трасса смерти». Об этом мы писали в отдельном материале

Улетают года, проходят столетья, прокладываются новые дороги, но частички чего-то старого, давно забытого, еще до сих пор будоражат умы и взоры людей, вызывая споры, сомнения, прения. А одна из бед России – дороги – впрочем, как была таковой, ей же и остается. Зовущая за собой, долгая, опасная. Но куда мы без них, без этих дорог?

На этом мы статью свою завершаем, а в следующий раз еще о чем-нибудь поведаем. Непременно следите за обновлениями.

В статье использованы материалы:

1. Информация с сайта Краевед Оренбуржья

2. Сайт https://berdskasloboda.ru/

3. Список населенных мест Оренбургской губернии 1892 года.

4. «Оренбургские епархиальные ведомости» от 23 августа 1887 года.

5. Сайт http://oren-turizm.ru


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Юлия Сурская
Урал56.Ру
12.07.2022 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел