«Привлекать к моральной ответственности!» Как орские депутаты в 1937 году запретили продажу алкоголя и табака детям до 12 лет

22.08.2021
2710
30-е годы, ученики школы №1 (сейчас это школа №10) в буфете. Фото ОКМ

Недавно Минздрав предложил запретить продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Пока этот только проект, в обществе горячо обсуждают: повышать ли возрастной ценз (сейчас спиртное могут покупать достигшие совершеннолетия) или нет? В связи с этим интересно заглянуть в прошлое и узнать, как к этому относились в прежние времена… В хранилищах Орского филиала Оренбургского госархива мы нашли решение, принятое местными депутатами в 1937 году. Они тогда тоже негодовали: что же это творится, доколе детишкам будут водку отпускать?! Только детишками в те жесткие времена, конечно, не 20-летние считались...

1934 год, орские дети играют в волейбол в пионерлагере. Фото ОКМ

В горсовете тогда существовали секции – как сейчас существуют комиссии (по социальным вопросам, по экономике и т.д.) Была и секция по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Руководил ею некий Хуснутдинов.


Кстати, «беспризорность» и «безнадзорность» – вещи немножко разные. Беспризорниками считались маленькие бродяги, сироты, оказавшиеся на улицах – бомжата, как их сейчас могли бы назвать. Таких следовало вылавливать и направлять в детдома (как именно это происходило у нас в Орске, мы уже рассказывали в одной из предыдущих «старостей»).

И безнадзорники – это дети, имеющие семью и дом, но лишенные надлежащего родительского надзора. Родители всеми днями на работе, или ведут асоциальный образ жизни, и им не до ребенка; он предоставлен сам себе, бросает учиться начинает подворовывать, бродяжничать…

Так вот: руководитель профильной секции, которая занималась такими детьми, выступил на заседании горсовета с докладом, в котором, очевидно, возмущался, что дети, которые и так морально разлагаются без внимания со стороны взрослых, еще и пьянствуют почем зря, и курят к тому же. Увы, текста этого доклада не сохранилось, есть лишь решение, принятое в итоге депутатами:

Запретить всем торгующим организациям города и района продажу малолетним детям спиртных напитков и табачных изделий. Ответственность за исполнение настоящего постановления возложить на руководителей торгующих организаций, директоров магазинов и киоскеров. Родителей и лиц, посылающих малолетних детей, а также работников прилавка, отпускающих спиртные напитки и табачные изделия, привлекать к моральной, общественной ответственности, в исключительно вызывающих случаях – по закону Правительства о борьбе с беспризорностью от 7/IV и 1/V 35 г.
Итак, продавцов, которые выдавали детям алкоголь и табак, а также родителей, отправляющих чадо за бутылочкой, с этого момента ожидало привлечение к «моральной, общественной ответственности». Проще говоря, это означало, что нарушителей станут стыдить – критика на собраниях, «пропесочка» в газетах и все прочее. Нам сейчас может показаться: подумаешь, ерунда, стыд – не дым, глаза не ест, разве это ответственность… Но это только кажется: в условиях того времени выговор, сделанный на каком-нибудь профсоюзном собрании, мог повлечь за собой последствия трагические.

Полный текст архивного документа

Для случаев «исключительно вопиющих» существовала другая возможность – упоминались два закона. Первый – известное постановление Центрального исполнительного комитета СССР от 7 апреля 1935 года. Им, во-первых, устанавливалось, что к уголовной ответственности наряду со взрослыми можно привлекать детей от 12 лет, «уличенных в совершении краж, в причинении насилий, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству». Но к теме торговли спиртным это, очевидно, отношения не имело – видимо, орские депутаты имели в виду вторую часть постановления, в которой говорилось:

Лиц, уличенных в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т. п. — карать тюремным заключением не ниже 5 лет.
Похоже, «исключительно вопиющие случаи» и следовало подводить под те самые «и т.п.».

1934 год, орчане собираются на демонстрацию возле школы (сейчас – колледж искусств). Фото ОКМ

Что же касается закона от 1/V, то в документе, скорее всего, допущена ошибка (машинистка цифру пропустила, бывает), и имелось в виду постановление Совета народных комиссаров СССР «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая того же года. В нем содержался пункт 22, который гласил:

В случаях, когда родители не обеспечивают надлежащего присмотра за поведением ребенка, органы наркомпроса обязаны возбуждать вопрос перед судебными органами об изъятии ребенка от родителей и о помещении его в детский дом с оплатой стоимости его содержания за счет родителей.
В общем, логика понятная: будешь ребенка к пьянству приучать – заберут и платить за его содержание в детдоме заплатят; а если втянешь его во что-то совсем уж жуткое – отправишься в тюрьму на 5 лет. А тюрьма в 1937 году – мягко говоря, не курорт…

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
22.08.2021 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел