Полетели!
19 октября 2019 • Сб • 17:50
$ 63.95 € 71.13
Сейчас:
+10°C
Вечером
+5°C
Ночью
+2°C

Школа в здании ресторана и икона вместо классной доски: как орские ученики постигали науки 80 лет назад?

Обзор архивного документа

3424
08.09.2018 Область

Центр Орска в 1934 году

К нынешней системе образования предъявляется много претензий, далеко не все устраивает и детей, и их родителей, и самих учителей… А как с этим дело обстояло раньше? Давайте заглянем в архивную папку с докладом 83-летней давности: он был зачитан членам исполкома Орского горсовета в августе 1935 года.

 

Любой дом может стать дворцом знаний

По официальной статистике, в 1934-1935 учебных годах в Орске на 4835 учеников приходилось 20 школ. Собственно в Орске (то есть, по-нынешнему, в Старом городе) имелось 6 начальных школ, где дети обучались до 4 класса; 4 неполных средних школы – в них учились до 7-го; и всего 1 средняя, до 10 класса (тут нужно уточнить: если на первых двух ступенях образование было бесплатным, то за обучение детей в 8, 9 и 10 классе родители платили по 150 рублей в год – приличная по тем временам сумма). 

В новостройках (Никель, ТЭЦ, Крекинг и прочие поселки, появившиеся при возводимых предприятиях) действовали 6 начальных школ и 3 неполных средних.


Цифры официальной статистики

Главной проблемой, конечно, была нехватка помещений для школ. Это после Великой Отечественной город стал строиться невероятными темпами, а в 30-х новые здания возводились нечасто. И орские детишки учились где придется: под школы отдавались самые разные строения.

 — Мы получаем бывшее здание Горного техникума и открываем среднюю школу; получаем здание городской больницы и открываем начальную школу; получаем бывшее помещение «Фурор» и за счет свертывания ресторана появляются детское кино и библиотека-читальня; получаем здание детской консультации горздрава для организации детской технической станции… За счет получения этих зданий у нас получается разместить контингент учащихся на 1935-36 гг. нормально, - делился радужными планами начальник городского отдела народного образования (его фамилии под докладом нет, есть только роспись).

При этом он оговаривался: порой в зданиях, отданных под школы, невозможно создать хоть сколько-нибудь возможные условия для учебы. 

 — Ни одна школа не имеет оборудованной вешалки, и как следствие, на занятиях учащиеся сидят в пальто или вынуждены бросать их на подоконники или под себя, на скамейки… Не все школы имеют собственные уборные. Учащиеся школы №9 пользуются уборной, расположенной на площади для общего пользования. Школа №3 имеет общую уборную для девочек и мальчиков, разделенную перегородкой… Учебное помещение школы №14 состояло из 2 комнат и комнаты, в которой жила сторожиха, там же проводились игры ребят в перемены, там же учителя находили себе место для отдыха…

Парта 1935 года – неоструганная доска

Разместить детей по помещениям «нормально» - это было половиной дела. А куда их сажать? Как учить? Начальник гороно в своем докладе перечислил ужасы, встречавшиеся в орских школах:

 — Начальная школа №12 с контингентом учащихся 260 человек в качестве учебной мебели имела 7 парт и 7 столов… Начальная школа №14 имела столы, их устройство: 4 стойки, к ним прибиты по 3 доски, образующие плоскость; расстояние между досками 5-10 сант., доски не строганы, имеют безобразный вид.

Помимо столов, не хватало учебников, тетрадей. Поэтому и писать приходилось все больше мелом на доске. Но и досок тоже не было. Поэтому под доски приспосабливались самые неожиданные плоскости… Например, ученики одной из школ учились писать на большой храмовой иконе – их было много, церкви-то позакрывали... 

 — Нужно 250 000 тетрадий (так в оригинале – прим. Урал56), поступило 25000. Работа происходит с мелком в руках, и даже не всегда школы имеют приличные классные доски, например: базовая школа №12 в качестве классной доски имела икону.

Про то, что было бы неплохо получить реактивы для проведения практических уроков химии, а также наглядные пособия (карты и глобусы) для уроков географии, начальник гороно лишь робко намекнул…

 

Учителя получали меньше уборщиц

В своей речи докладчик процитировал фразу, которую мы все хорошо знаем, хоть и забываем порой, кто же ее произнес: «Кадры решают все».


Укладка шпал в Орске. Середина 30-х

Перед горсоветом заведующий гороно, напомним, отчитывался в августе 1935-го. А в мае того же года, то есть тремя месяцами раньше, Иосиф Сталин на встрече с выпускниками военных академий произнес ту самую фразу, которая мгновенно стала крылатой…

 — И, наконец, педагогические кадры, которые должны были решить все. По школам города и новостройкам мы имеем 149 преподавателей, из них имеет высшее образование 18 человек, незаконченное высшее – 14 человек, среднее специальное (педтехникум, гимназия с педагогическим уклоном) – 88 человек, имеют подготовку в объеме 5,6,7 лет – 33 человека.

Но главная проблема, по мнению начальника гороно, заключалась не в низком уровне подготовки учителей, а в том, что они воспринимали свою работу как наказание и были даже рады тому, чтобы их выгнали из школы – тогда можно было бы устроиться куда-нибудь в более «приличное» место.

 — Некоторые работники считают, что… педагогический труд низкооплачиваемый… неценный и «неприличный». Мы имеем случаи невыхода на работу, попытки уйти в другую систему. Так, работники школы №3-9 Т. и С. заявляют без зазрения совести: «Мы никогда не получали 100-115 рублей, такую зарплату получает уборщица. Работать больше не будем, в военно-физкультурные лагеря не пойдем. Сделаем, чтобы сняли нас с работы».

Тут же приводятся и другие факты: молодые учительницы не обеспечены жильем, а снимать его не могут себе позволить из-за низкой зарплаты, так что приходится им «вести кочевой образ жизни, ночуя то у одной подруги, то у другой»; из-за нехватки людей учителя вынуждены вести по нескольку предметов – например, директор школы №6 поселка Мясохладостроя преподает одновременно русский язык, литературу, немецкий язык, черчение, да еще и ведет один из начальных классов… 

«Идеологически слабые» учителя были рады, что их увольняют

Из всего этого чиновник образца 1935 года сделал несколько странные выводы: нужно срочно усилить политико-воспитательную работу в педагогической среде! А еще провести беседы с руководителями строящихся предприятий, чтоб бывших учителей на работу не принимали и не провоцировали текучку. Мысль о том, что за высококвалифицированный труд стоит платить больше, чем за низкоквалифицированный, тогда и бежать с работы никто не станет, ему в голову почему-то не пришла. Впрочем, этот вопрос находился вне его компетенции, а выходить на высокое руководство с такими инициативами было небезопасно.

 

Родители забрали учеников и увезли кочевать

Отдельной проблемой было обучение детей из «нацменских» семей. 

Культура национальная по форме, социалистическая по содержанию

Многие из них русского языка не знали, а отыскать учителя, владеющего татарским или казахским (в те времена говорили и писали «казаки», «казакский»), было непросто.

 — Мы не обеспечили преподавание на родном языке… В совхозе «Темпы Советов», ферма №3, школа имеет первый класс, по составу дети казаков, а учительница русская. Учительница заявляет, что работать в этом классе трудно, я их не понимаю, они меня не понимают. В результате и 15 человек на второй год оставлено 7. Еще хуже получилось с этим классом в конце учебного года… Родители были гуртоправами, и с момента выхода со скотом в поле они забрали своих детей из школы… Работникам совхоза пришлось собирать их по полю и заставлять продолжать учиться.

Непролетарская идеология и ненормальные отношения

Разумеется, в докладе был затронут и вопрос вредительства в образовании. А как же без этого в 30-е годы?

 — Мы недостаточно решительно вели борьбу с попытками привить детям элементы непролетарской идеологии, не оградили школу от чуждых пролетариату влияний, привычек и настроений. Мы имели случаи выпивки среди учащихся (школа №8 Локстроя), ненормальных взаимоотношений девочек и мальчиков (школа №8 и №14 Локомотивстроя), коллективную выпивку, складчину (школа №4) при благосклонном влиянии к этому делу взрослых.

Сейчас это может показаться странным и даже смешным – с чего бы вдруг «выпивка» стала занятием, нехарактерным для пролетария? Но тогда было не до смеха.


Строительство моста в 1935 году

Это, утверждал начальник гороно, «большая недоработка, граничащая с государственным преступлением». Приближался мрачный 1937 год – тогда в Орске началась настоящая охота на учителей-вредителей… Но это уже отдельная история, которую мы расскажем как-нибудь в другой раз.

 



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Календарь материалов

Октябрь
2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


дфм
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел