
Военные летчики «Сокола». Фото из книги «Орск. 1985»
Было время, когда одним из символов, или, как сейчас принято говорить, брендов Орска считалась воинская часть «Сокол» – наряду с холодильниками, пирожками и пуховыми платками. Без малого полвека – с 1953 по 2000 годы – в нашем городе базировались военные летчики; через «Сокол», будучи курсантами, прошли многие советские космонавты… В новом тысячелетии часть ликвидировали – как и множество других объектов Минобороны по всей стране. Но мало кому известно, что попытки избавиться от «Сокола» предпринимались еще за 10 лет до того, в советское время: местные депутаты потребовали прекратить полеты ради… Чистоты воздуха над Орском. Об этом нам рассказывает очередной архивный документ.
Как «Сокол» приземлился в Орске
Для начала объясним тем, кто не знает – очень коротко, обзорно – что же представляла собой часть «Сокол».
Летчики «Сокола». Фото И. Ковалевского с сайта «Фото@Mail.ru»
В сентябре 1953 года на грунтовой полосе сельского аэродрома (в те времена, когда не было еще авиатерроризма, а билеты на самолет приобретались без паспорта, как сейчас на автобус, и стоили недорого, простенькие аэродромы имелись даже в некоторых деревнях) село 29 машин. Это были самолеты Кировабадского военного авиационного училища летчиков имени Хользунова. Вскоре на станцию Никель прибыл состав с семьями пилотов и и х домашним скарбом.
В 1955 году неподалеку от поселка Первомайского был построен военный аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой и всем необходимым оборудованием; там стали проводиться учебные полеты с курсантами. В 1958 году объект стал официально называться Орским военным авиационным училищем летчиков им. Хользунова. Впрочем, уже в 1960 была проведена реорганизация, и оно вошло в состав Оренбургского Высшего военного авиационного училища летчиков имени Полбина (той самой легендарной «летки», которую окончил Юрий Гагарин). Орский 750-й полк был своего рода филиалом Оренбургского училища – курсанты из столицы области приезжали сюда, скажем так, на практику – учились управлять самолетами разных моделей.
Солдаты срочной службы на военном аэродроме. Фото группы «Орск. вч. Сокол» в соцсети «Одноклассники»
Кстати, благодаря этому в Орске еще молодыми ребятами побывали космонавты, которых потом узнал весь мир: например, здесь учился (а в 90-х, после окончания училища, и служил в качестве офицера-пилота) Юрий Лончаков – Герой России, который в общей сложности провел на орбите более 200 суток, из них более 10 часов – в открытом космосе…
Сейчас от легендарного «Сокола» остались только аэродром, который видно с «майского» кладбища, да микрорайон ДОС в поселке Первомайском (название это используется до сих пор, но не все использующие помнят, что это означает «дома офицерского состава»).
Было-стало. При изготовлении коллажа использовались фото из группы «Аэродром «Сокол» Орск» в соцсети «Одноклассники»
Так вот: ликвидировали часть в 2000 году, «при капитализме». Но мы нашли в архивах Орского горсовета документ, который рассказывает, как местные депутаты задолго этого, «при социализме», пытались избавиться от соседства с военным объектом.
«Самолеты отравляют и без того вредоносный воздух»
Итак, 14 августа 1990 года (до путча оставался год, до официального распада СССР – почти полтора) депутаты Орского городского Совета повели заседание, на котором приняли такой документ.
То самое обращение депутатского корпуса
Приведем текст полностью, без правок и сокращений:
— Мы, народные депутаты Орского городского Совета народных депутатов, обращаемся к Вам, народные депутаты России и Союза, члены правительства. Военное руководство страны, от имени жителей нашего 300-тысячного города.
По совокупности неблагоприятных экологических факторов наш город включен в число 104 городов Союза и 46 городов России, требующих экстренных мер по оздоровлению экологической обстановки.
Ввиду того, что интенсивное промышленное развитие города началось непосредственно перед Великой Отечественной войной и во время нее, а также того, что в послевоенные годы и до нынешнего времени социальные и экологические проблемы почти не решались, население города оказалось заложником индустрии: 30 тысяч жителей города проживают в санитарно-запретных зонах предприятий, крупнейшие из которых – металлургические, машиностроительные, нефтеперерабатывающие – выбрасывают в атмосферу ежегодно свыше тонны вредных веществ на каждого жителя города. Сбросами промышленных предприятий загрязнены почвы, подземные и поверхностные воды. Огромные жилые территории подтопляются грунтовыми водами.
Совокупность кризисной экологической ситуации и сложной природно-климатической обстановки, тяжелые и вредные условия работы, ограниченность мест отдыха, а также нерешенность огромного числа социальных проблем ведут к тому, что в городе, по сравнению со среднеобластными, среднереспубликанскими, среднесоюзными показателями, в 1,5-2 раза повышены заболеваемость онкологическими, аллергическими, респрираторными, детскими и другими заболеваниями. Наблюдается рост детской смертности и общее сокращение продолжительности жизни.
Мы, жители города, стали жертвами нашей системы экономического и социального развития. И поэтому в городе сложилась тревожная социально-политическая обстановка, усугубляемая тем, что большинство экологических проблем требует для своего решения огромных ассигнований и достаточно длительного времени.
1991 год, коммерческие ларьки на площади Васнецова. Фото ОКМ
Подчеркиваем, что особенно тяжелое положение в городе сложилось с охраной воздушного бассейна, и в этой связи одна из самых неотложных проблем, которую мы надеемся решить с Вашей помощью в ближайшее время. Это – полеты военных самолетов над городом. Помимо сжигания огромного количества углеводородного топлива (а значит, и кислорода в воздушном бассейне города), продукты сгорания (а среди них – до 200 вредных веществ) отравляют и без того вредоносный городской воздух.
Во время полетов с военного аэродрома, в силу ориентации взлетно-посадочных полос и расположения аэродрома практически в черте города, ревущие военные машины днем и ночью проносятся на небольшой высоте над жилыми и промышленными кварталами, усиливая стрессовые ситуации днем и превращая ночной отдых людей в кошмарное продолжение тяжелых будней.
Но страшно даже представить, что произойдет с городом в случае аварии, так как наиболее опасные фазы полета – взлет и посадка – происходят непосредственно над резервуарами нефтеперерабатывающего завода.
Мы, конечно, понимаем важность учебных полетов для поддержания обороноспособности страны. Но ведущимся с самых высоких трибун разговорам и обещаниям о разоружении, сокращении военного потенциала, конверсии и т.п., мы, несущие на себе это бремя непомерной тяжести, поверим только тогда, когда реально, а не на словах, почувствуем облегчение в нашем доныне беспросветном существовании.
Мы требуем прекращения полетов военных самолетов над городом и консервации военного аэродрома «Сокол».
Мы, граждане России и жители промышленного Орска, уверены в мудрости, справедливости и решительности новой власти и надеемся, что наш вопрос будет незамедлительно рассмотрен и решен положительно.
Депутат 1990 года: «Это было, но не мы убили «Сокол». Он умер без нашей помощи…»
Подписано обращение тогдашним председателем городского Совета, Юрием Нерушенко. Теперь он уже на пенсии, но продолжает заниматься общественной деятельностью – возглавляет Совет директоров при главе Орска.
Не отошел от дел и один из депутатов, голосовавший тогда, в 1990-м году, по этому вопросу. Речь идет о Павле Коровине, который и сейчас, 30 лет спустя, входит в состав орского депутатского корпуса. Мы связались с Павлом Семеновичем и спросили, помнит ли он, как обсуждался этот вопрос.

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.