5 июля 2020 • Вc • 08:48
$ 70.50 € 79.22
Сейчас:
+18°C
Утром
+23°C

Такси-дельтапланы и метро под Уралом: как в Орске 1993 года собирались решать транспортные проблемы

Павел Лещенко, Урал56.Ру
12.02.2020
4140
90-е годы, вид на Орск из окна драмтеатра. Фото ОКМ

В марте 1993 года в администрации Орска был проведен семинар, на котором встретились чиновники, представители транспортных предприятий, просто неравнодушные жители города. Они обсуждали важнейший вопрос: как бы решить застарелые транспортные проблемы Орска?


Первая страница архивного документа

Уж чего-чего, а этого «добра» у нас всегда было навалом. И дороги в Орске не ахти, и убирать их от снега нечем, и техника, которая скачет по ямам да ухабам, морально устарела… Годы идут, а мало чего в этой сфере меняется.

Так вот: в 1993 году участники семинара предложили целый ряд мер, которые, по их мнению, могли бы решить если не все, то хотя бы некоторые, транспортные проблемы. Некоторые предложения заставляют улыбнуться, а некоторые – удивиться. Надо же, оказывается, почти 3 десятка лет назад это было очевидно, а мы до сих пор никак не раскачаемся…

 

Новые дороги – асфальтовые и канатные

Чтобы разгрузить городские автодороги, было предложено, например, взять Орск в кольцо. А что, есть же МКАД – пусть бы в Орске появилась ОКАД!

III-14. Строительство кольцевой дороги вокруг города со строительством диагональных дорог.
Еще участники семинара пофантазировали, как здорово было бы расширить проезжую часть основных автомагистралей, настроить в городе многоуровневых развязок, а кое-где и установить минимальную допустимую скорость движения: пошевеливайся, не тормози, не создавай пробок!
III-15. Расширение до 4-6 полос наиболее перегруженных дорог (Вокзальное шоссе, Краснознаменная, Крайняя, в сторону ОЗТП с виадуком и т.д.). III-27. Сделать на пл. Гагарина транспортную развязку на 2 уровнях. I-10. Установить скорость движения по нижней дороге от реки Урал до пл. Гагарина не менее 80 км/ч для увеличения пропускной способности. 

Отдельно обсуждался масштабный проект соединения ОЗТП с поселком Первомайским. Согласитесь, здравое зерно в этом было: поселки ведь совсем рядышком, через реку. С одного озтп-шного берега крикнуть погромче – на майском соседи услышат! А чтобы попасть из одного поселка в другой, придется ехать не меньше часа (а на общественном транспорте – так и все два). Если бы поселки связали мостом, этот район, безусловно, получил бы мощнейший импульс к развитию.

II-2. Построить параллельную переправу пос. Первомайский-пос. ОЗТП. III-8. Строительство новых трамвайных путей… пос. Никель – ул. Крайняя, пос. Первомайский-ОЗТП. 

Конечно, строительство моста – дело не быстрое. Но, пока его возводят, можно наладить временную переправу. Людей – по канатной дороге. А транспорт – на пароме.

III-29. Строительство канатной дороги... III-32. Транспортный паром в районе ОЗТП.
Да уж, интересный проект… Мог бы получиться. Теперь, после закрытия заводов – ОЗТП и Никеля – смысла в нем никакого нет.


1999 год, расчистка снега перед зданием горадминистрации. Фото ОКМ

 

Трамвайная экспансия

Основным видом пассажирского транспорта был тогда трамвай. Участники семинара так и сыпали предложениями, как сделать его более популярным и эффективным. Прежде всего, речь шла о создании новых маршрутов. Как уже упоминалось выше, одну линию собирались бросить по мосту между Майкой и ОЗТП. Но были и другие проекты:

II-7. Проложить трамвайные пути по Орскому шоссе от пр. Мира до ул. Нефтяников. III-4. Проложить дополнительные трамвайные пути по ул. Короленко. III-7. Продлить трамвайный маршрут №6… до конца п. Первомайский. 

Мы решили изобразить на современной карте города, как могли бы быть проложены эти новые маршруты. Получилось вот что:


Вариант проезда с проспекта Мира к трамвайному управлению через Орское шоссе. Карта google.maps


Вариант проезда по улице Короленко параллельно проспекту ЛенинаКарта google.maps


Вариант проезда из поселка Никель через Первомайский в ОЗТП. Карта google.maps

Понятно, что введение новых маршрутов потребовало бы увеличения трамвайного парка. И знаете что? Участники семинара решили не покупать трамвайчики их на стороне, а делать их самостоятельно! С автобусами вместе.

III-36. На базе ОЗТП наладить производство автобусов на базе КамАЗов и выпуск трамвайных вагонов.
Ну а еще, чтобы с рельсами не заморачиваться, постановили пустить по городу троллейбусы. Тоже штука хорошая…
III-38. Организовать в городе троллейбусное движение.

 

 

Асфальт в 7 американских слоев

Качество дорог сейчас вызывает возмущение орчан, а уж в 90-х претензий было куда больше. И что же надумали участники семинара? Разумеется, вооружиться зарубежным опытом – благо железный занавес заржавел и рассыпался, почему бы и не перенять что полезного…

III-20. Изучить и найти компоненты для качественного твердого покрытия автодорог с целью увеличения межремонтного срока. III-21. Закупить оборудование (ФРГ) для комплексного ремонта дорог с переработкой снятого фрезами покрытия вторично с минимальными затратами новых материалов. III-22. Внедрить американскую или немецкую технологию 5-7 слоев по строительству дорог.
Ну, что можно сказать по прошествии 27 лет… Передовую технологию мы таки освоили. Не 7 слоев, правда, а только 2, но пока нам нравится. И покрытие, пресловутый щебеночно-мастичный асфальтобетон, вроде бы, неплохо себя проявляет. Правда, сказать, что ремонт дорог выполняется «с минимальными затратами», мы пока, увы, не можем. Затраты такие, что в глазах темнеет.


Начало 90-х, ДК Железнодорожников. Автор фото неизвестен

А вот следующее ноу-хау, предложенное в 1993 году, нам пока только снится.

III-19. Прокладку всех магистральных инженерных коммуникаций производить в специально устроенных тоннелях, чтобы ежегодно не перекапывать дороги. Запретить перекопку дорог под угрозой больших штрафов. 

Да уж, это золотая орская традиция: стоит сегодня отремонтировать дорогу – завтра под горячим еще асфальтом рванет водопровод. Или канализация. Или кабель какой порвется. И едут на место аварии мужики с отбойными молотками…

 

Как поедете: на метро иль вертолете?

А еще в протоколе содержится целый ряд предложений в стиле «Нью-Васюки». Читаешь – и смех разбирает. Например, участники семинара сочли, что не худо было бы использовать, помимо наземного городского транспорта, речной… и даже воздушный!

III-45. Использовать средства малой авиации (мотодельтапланы, вертолеты) для перевозки пассажиров в черте города. III-46. Речной транспорт в летнее время.
Так и представляется картина: «Молодой человек, я на этом речном трамвае до парка Строителей доеду»? «Нет, бабуля, парк же на озере, туда с реки ходу нет. Вам на 37-й дельтаплан надо, а на Гагарина на 4-й вертолет пересесть – как раз доберетесь».


Добро пожаловать в Нью-Васюки!

А какая-то светлая голова предложила прорыть под руслом Урала тоннель метро. Как вам идея? На Комсомольской спустился под землю, а поднялся у железнодорожного вокзала. По пути книжку почитал, на переходе с ветки на ветку выступление самодеятельных артистов посмотрел – все как в столицах!

III-47. Построить метро из Европы в Азию.
 
Но и на этом еще не все. Чтобы вообще ни в чем не отставать от Москвы, орчане решили построить… Монорельс.

Построить кольцевую монорельсовую дорогу или на магнитной подушке между жилыми массивами города (Биофабрика, Гудрон, Елшанка, Первомайский).
Представьте себе картину: степь между Гудроном и Биофабрикой, в степи вкопаны столбы. Между ними – рельс. И по рельсу этому, в вышине, мчит бесшумно скоростной поезд. И суслик, выползший из норы, задирает голову, чтобы получше разглядеть это чудо.


1991 год, дискоклуб на проспекте Ленина. Фото ОКМ

Да уж, с фантазией у людей 27 лет назад все было в полном порядке!

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
12.02.2020 Область

Календарь материалов

Июль
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел