«Это убивает нашу школу!» Депутаты Орского горсовета пришли на прием к главе, чтобы рассказать ему о проблемах образования

15.03.2021
7466
Олег Скоморохов и Вячеслав Ращупкин на заседании горсовета

Два депутата Орского городского Совета, являющиеся к тому же педагогами – Вячеслав Ращупкин, директор школы №24, и Олег Скоморохов, учитель школы №25 – обратились к главе Орска Василию Козупице с просьбой обратить особое внимание на проблемы образования. Речь шла о низких зарплатах вкупе с высокими нагрузками, о незащищенности как учителей, так и административно-технического персонала, и о многом другом. Глава принял депутатов, выслушал их и предложил вынести обсуждение поднятых ими вопросов на новый уровень. О том, как прошла эта встреча, депутаты рассказали корреспонденту сайта Урал56.Ру в эксклюзивном интервью.

Урал56.Ру: — Почему вы вообще решили записаться на прием к главе?

Скоморохов: — Проблем в нашей системе образования огромное количество. Огромное! И они замалчиваются, не решаются. Живем по принципу «не выносить сор из избы». Не выносим, но лучше ведь не становится, становится хуже. Помните, когда мы с вами встречались, записывали первое мое интервью в качестве депутата, я говорил, что пошел на выборы именно для того, чтобы эти проблемы поднять? Встреча с главой – попытка это сделать. Мы хотели понять: он знает о том, что сегодня убивает нашу систему образования? Он, вообще, в курсе?


Урал56.Ру: — И какой вывод сделали? В курсе?

Ращупкин: — Если честно, мы так и не поняли. Глава нас выслушал, но как-то явно своей позиции не проявил. Предложил обратиться в управление образования, так сказать, в профильное ведомство. Ну, специалистам управления ничего объяснять не надо, они-то, конечно, в курсе всего, они профессионалы, в этом нет никаких сомнений. Но они люди зависимые, они – часть системы и пойти против нее не могут. Поэтому мы и пошли к главе: у него-то полномочий точно достаточно. И глава, хоть и не сказал пока ничего определенного, хотя бы выслушал, предложил организовать круглый стол. То есть диалог, какой-никакой, начинает выстраиваться, он от нас не отмахнулся, это уже некоторый оптимизм вселяет.

Урал56.Ру: — Хорошо, назовите конкретные проблемы, которые вы озвучили на встрече с главой.

Ращупкин: — Ну вот, например, сейчас у нас отменяется положение, по которому определялась штатная численность коллектива. Это будет катастрофой, я считаю. До сих пор рассчитывалось четко: количество педагогов – от числа учащихся, количество техничек, дворников – от размеров помещений и прилегающей территории. То есть каждый директор мог подсчитать: ему положено столько-то учительских ставок, столько-то ставок техничек и так далее. Другой вопрос, что и учителя, и технички, чтобы получить более-менее приемлемую зарплату, работают за двоих… Ну, про это я вам уже рассказывал, не будем возвращаться. Так вот: теперь это положение отменяется. Нам говорят: «Ты директор, ты хозяин, ты теперь сам решаешь, сколько людей нанимать, чтобы школа работала как положено». Но финансирование-то спускается сверху! Получается такая видимость самостоятельности: условно, «ты, конечно, нанимай хоть 10 человек, но денег мы тебе дадим только на двоих, а дальше сам вертись, ты же хозяин». А кто решает, сколько мне выделять? Из чего он исходит? Я не понимаю. То есть нормы тут теперь не будет. За разговорами о самостоятельности скрывается очень некрасивая вещь: теперь чиновники просто могут оказывать давление на директора: этот не нравится, мы ему жизнь усложним, а этот ничего, хороший, пусть работает пока…

Скоморохов: — Да, вот эта неопределенность – вообще коварная штука. А она ведь во всем! Я, когда еще принимали бюджет, спрашивал начальника финуправления: у нас есть конкретные цифры, сколько денег необходимо городской системе образования? Мне было отвечено в том духе, что при формировании бюджета исходили не из того, что надо школам, а из того, что есть у города. Мол, сколько ни потрать на образование, все будет мало, такая это «прожорливая» сфера. Но, позвольте, это же логика порочная! Если подстраиваться под то, что есть, то мы будем ужиматься, ужиматься, до бесконечности ужиматься, денег ведь лишних никогда не будет, их вообще не бывает лишних! А качество образования будет все падать и падать… То, что у нас нет четких регламентов, четкого понимания, как осуществляется финансирование, как рассчитывается численность учителей в школе и прочего, это беда!

Ращупкин: — Говорили мы и о зарплатах учителей. То, что педагог в принципе получает такие смешные деньги… Вот, Олег Викторович – он учитель математики, сами понимаете, это одна из самых сложных и самых важных дисциплин. Стаж…

Скоморохов: — Больше 30 лет. Есть у меня, помимо стажа, и отраслевые награды, которые дают существенную прибавку. Нагрузка – 24 часа в неделю, это почти полторы ставки. И вот, работая за полтора человека, со всем моим опытом, стажем и заслугами, получаю я 19 тысяч рублей в месяц. Как видите, близко не дотягиваю до того, что требует в «майских указах» президент.

Урал56.Ру: — То есть вы не дотягиваете, а молодой специалист, только после института, тем более не дотянет?

Скоморохов: — Тут вообще нелепая ситуация получается. Если молодой человек, только окончивший вуз, придет в школу, и, не имея категорий, доплат за стаж и прочего, возьмет себе нагрузку на одну ставку (а это абсолютно законное желание – почему он должен работать за двоихтроих?), то он не заработает даже МРОТа. Теоретически он может взять ставку, но фактически ему директор не позволит этого сделать. Потому что тогда директору придется доплачивать ему до МРОТа, то есть отбирать деньги у кого-то и отдавать ему. Естественно, ни один директор на это не пойдет.

Урал56.Ру: — И что в итоге?

Скоморохов: — И в итоге молодые ребята вынужденно набирают столько часов, что приходится пахать от темна до темна. Сверху на них навешивают классное руководство, кучу всякой дополнительной нагрузки. Им духа перевести некогда. И дело не только в том, что они эмоционально выгорают за пару лет. Они как профессионалы деградируют. Чтобы учитель был настоящим учителем, он должен отвести уроки, проверить тетради – и заниматься своим образованием. Читать специальную литературу по своему предмету и по педагогике, повышать уровень. А у наших учителей нет на это ни времени, ни сил: когда работаешь за двоих-троих, о каком профессиональном росте может речь вести? Отвести уроки, тетради проверить, написать кучу бумажек, которые абсолютно не важны для образовательного процесса, но очень нужны бюрократам – после этого учителя хватает только на то, чтобы добраться до кровати… Это же не нормально! И не нужно удивляться, что качество образования у нас падает. Поймите, я-то уже ничего лично для себя не хочу, мне уже ничего не надо. Но я вижу, как школа в целом деградирует, и от этого больно.

Ращупкин: — Еще одна проблема, которую мы озвучили главе… Перед директорами поставили задачу: нужно перевести все школы города под охрану силами ЧОПов. Найти организацию, заключить договор и так далее. То есть мне придется сократить сторожей, которые работают больше 10 лет, среди них есть и инвалид… Сокращу, а освободившееся деньги должен пустить на оплату договора с ЧОПом. И ведь их не хватит! То есть еще нужно будет ужиматься, у кого-то отрывать, а у нас школы и так не шикуют… Я смотрел, как в других регионах это реализуется: создают муниципальные ЧОПы, которые именно на охрану школ ориентированы, с определенными расценками, с четкой политикой, социальной в том числе. А у нас – вот так. В общем, проблем в образовании полным-полно, и мы хотели бы, чтобы руководство города как минимум отдавало себе отчет: они есть.

Урал56.Ру: — И к чему конкретно вы пришли? Глава с вами согласился?

Ращупкин: — Он не стал доказывать, что проблем нет. Это уже внушает некоторый оптимизм. Василий Николаевич сказал, что он, не будучи учителем, многих вещей не знает, изнутри ситуация видна лучше, и предложил обсудить школьные проблемы за круглым столом. С участием специалистов управления образования, директоров школ, учителей. Чтобы диалог предметно вести.


Урал56.Ру: — А как вы думаете, коллеги вас поддержат?

Ращупкин: — А вот это вопрос… Понимаете, в том, что в глубине души все – и директора, и простые учителя – поддержат нас, я уверен.

Скоморохов: — Да конечно, поддержат, это же очевидные вещи, и все эти темы в каждой учительской каждой школы обсуждаются ежедневно.

Ращупкин: — А скажут это вслух? Когда я прихожу в администрацию и начинаю возмущаться по какому-то поводу, мне уже привычно отвечают: «Ну, никто, кроме вас, не жалуется, всех все устраивает. Может, проблема не в системе, а в вас, может, просто вы работать не умеете? Или пытаетесь решать собственные проблемы, прикрываясь общими интересами?» И здесь, конечно, может снова так же выйти. И директоров, и учителей запугали просто, все понимают, что ситуация ухудшается с каждым годом, но еще понимают, что бюджетника сломать – раз плюнуть. Вот и боятся рот раскрыть. Мы с Олегом Викторовичем хоть как-то статусом депутата прикрыты, можем вот хоть на прессу выйти. Например, когда мне после скандала на горсовете объявили выговор как директору, я к вам обратился, вы написали, и в итоге пришлось начальству выговор отозвать. Нам рот заткнуть труднее. А другому директору, или, тем более, простому учителю, запросто… Но я надеюсь, что мои коллеги все-таки в этот раз не станут молчать. Если мы будем все вместе говорить правду, всех ведь не накажут. А если опять смолчим – так и будет продолжаться, так и будем по учительским бурчать. Поэтому я обращаюсь ко всем учителям Орска, директорам школ, а также заведующим детскими садами и воспитателям: давайте воспользуемся тем шансом, который у нас появился. Упустим – другого может и не быть. Когда будет определена конкретная дата проведения круглого стола, мы сообщим об этом. Надеемся на поддержку коллег.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
15.03.2021 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел