104.1
28 ноября 2020 • Сб • 23:58
$ 75.86 € 90.46
Сейчас:
-13°C
Ночью
-12°C
Утром
-9°C

Золотое время авиации: 60 лет назад здание Орского аэровокзала не могло вместить пассажиров

Павел Лещенко, Урал56.Ру
08.04.2019
8253
Новое здание Орского аэропорта в конце 80-х. За 20 лет до этого пассажиры могли о таком только мечтать

В нынешнее время Орский аэропорт – место не слишком оживленное: один самолет в сутки выпускается и один принимается. А совсем недавно он и вовсе простаивал. Но было время, когда желающих совершить воздушное путешествие оказывалось столько, что они попросту не умещались в здании аэровокзала! Правда, и здание тогда было совсем другое – оно скорее походило на сельскую автостанцию…

В Орском филиале государственного архива хранится документ, составленный в 1961 году. Это – письмо, которое местные власти отправили в Оренбург, своему областному руководству. Секретарь горкома КПСС и председатель исполкома горсовета просили построить здесь хороший аэропорт – существующий, запущенный в эксплуатацию меньше 3 лет назад, нужд Орска удовлетворить никак не мог!



Письмо, отправленное из Орска в Оренбург за 2 с небольшим недели до полета Гагарина в космос

 

В тесноте и обиде

Первый гражданский аэропорт был открыт в Орске осенью 1958 года. Авиация существовала и раньше – ОСОАВИАХИМ, предшественник ДОСААФа, начал обучение пилотов еще в 1934 году, но именно гражданская, коммерческая авиация стала работать здесь именно 60 лет назад.



Место, где в 1958 году был возведен первый Орский аэропорт. Кадр google.maps


Располагался тот самый аэропорт на месте, где сейчас базируется аэроспортклуб «Стрижи» – возле поселка Степного, который тогда официально назывался Гудроном. Взлетно-посадочная полоса была грунтовой, а помещение для пассажиров напоминало большой (относительно большой) садовый домик – без отопления и каких-либо удобств:

 — Помещение мало по площади, ветхое по конструкции (сборно-щитовой домик площадью 89 кв. метров), в зимний период холодно, нет буфета, нет комнаты отдыха, нет возможности организовать продажу почтовой корреспонденции, в служебных комнатах тесно…

При этом, уверяло городское начальство, орчане не оставляют этого убогого здания пустым.

 — Несмотря на плохие условия… количество перевозок в 1960 году увеличилось в три раза по сравнению с 1959 годом, а в первом квартале 1961 года перевозка увеличилась в пять раз по сравнению с первым кварталом 1960 года. Аэропорт в настоящее время отправляет ежедневно 120-150 человек и 5-6 тонн груза…

150 человек! Тут нужно понять: в Орск не прилетали «Боинги», которые способны вместить все это количество народу. Перевозки осуществлялись самолетиками «Ан-2», которые в наших краях обычно именовали «кукурузниками». Это были, можно сказать, летающие маршрутки: помещалось в салон всего-то 12 пассажиров, которые сидели не в креслах друг за другом, а лицом к лицу, на скамейках, расположенных вдоль бортов… Так вот: представьте, ежедневно с грунтовой полосы взлетало по 10-14 самолетов!



Тот самый «кукурузник», который легко садился на любую грунтовку возле каждой деревни. Правда, укачивало в нем знатно... Фото с сайта aviaforum.ru


Сейчас нам трудно представить себе посадку в самолет без тщательного досмотра, без рамки металлоискателя, без сложной процедуры регистрации на рейс… А тогда, когда мир еще не знал об опасностях воздушного терроризма, даже паспорта никто не спрашивал, так что можно было, как в известном фильме, улететь из Москвы в Ленинград по билету «уснувшего от усталости» друга… 

 

Нужны самолеты, нужны автобусы…

Итак, руководство города попросило у регионального начальства помощи в строительстве нового здания аэровокзала:


 — Исполком Орского горсовета и горком КПСС считают нецелесообразным производить пристройки к имеющимся временным сооружениям… и просят… о выделении средств на строительство типового аэровокзала с пропускной способностью 400-600 пассажиров в сутки.

Помимо этого, было предложено разместить в городе еще одно звено самолетов, чтобы можно было увеличить количество пассажиров, запустить рейс «Орск-Куйбышев (то есть Самара)», продлить до Орска рейс «Москва-Оренбург» и предусмотреть посадку здесь самолета «Магнитогорск-Минводы». Ну, и заодно закупить 3 автобуса, которые возили бы людей из города в аэропорт и обратно…


Здание аэровокзала, выстроенное на старом месте (сейчас - помещение авиаспортклуба «Стрижи»)


Забегая вперед, скажем: просьбу эту в Оренбурге услышали и в конце концов с доводами согласились. Избушку снесли, а на ее месте возвели-таки двухэтажный аэровокзал – тот самый, в котором теперь принадлежит «Стрижам».

Этого, конечно, было явно недостаточно. И в самом конце советской эпохи в Орске был построен полноценный аэропорт – с бетонной полосой, способной принять хоть международный лайнер, хоть громадный транспортник «Руслан», с просторными залами и удобными помещениями технических служб… 



Орский аэропорт в 90-х


Но радость была недолгой – вскоре оказалось, что аэропорт есть, а вот желающих (точнее, имеющих возможность) воспользоваться его услугами не хватает. Но это уже другая история…




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также создателя группы «Орск вчера и сегодня» в соцсети Facebook Евгения Васильченко.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
08.04.2019 Область

Календарь материалов

Ноябрь
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел