
Советская власть с самого первого дня объявила курс на всеобщую грамотность населения. «В стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя!» – уверенно заявлял Владимир Ленин. Работа в этом направлении велась постоянно и довольно интенсивно, и результаты были весьма впечатляющими… Но не такими, как хотелось бы.
Довоенный плакат
Всесоюзная перепись 1939 года выявила, что значительное количество граждан СССР еще не умеет читать и писать. Начальство в Кремле взъярилось, а на местах, в горсоветах и райсоветах, принялись разбираться: что же было упущено? 22 ноября 1940 года 124 орских депутата и 200 приглашенных на заседание активистов стали решать: как же добиться окончательной победы над неграмотностью в отдельно взятом городе?
Первый лист протокола 80-летней давности
Председатель горисполкома Константин Милованов зачитал доклад «О завершении ликвидации неграмотности по городу». Впрочем, дальнейшее обсуждение показало, что до завершения было еще очень и очень далеко.
Начал Милованов, в лучших традициях того времени, со ссылок на классиков. Припомнил ленинский декрет от 26 декабря 1919 года, которым предписывалось организовать занятия с неграмотными на всех фронтах Гражданской войны – «в каждой роте, батарее, эскадроне и команде». Да и в областях мирных следовало обучать народ: «Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте по желанию». На самом деле, формулировка довольно странная: так «обязано» или «по желанию»? Наверное, тогда языковые и юридические нормы были другими, и такое сочетание не резало слух…
1941 год, класс скрипки Орской музыкальной школы. Фото ОКМ
Сославшись на Ленина, Милованов, разумеется, упомянул и Сталина: это была необходимая в 1940 году часть политического ритуала. Он привел слова, произнесенные вождем на XVI съезде ВКП(б) в 1930 году:

Довоенный плакат
В общем, орский чиновник сделал вывод: задача была поставлена вождями уже 2 десятилетия назад, и с тех пор не раз подчеркивалось, что задача актуальна и выполнять ее надо. Но что с результатами?
Одна из жалоб, подшитых в архивную папку
Во-первых, оказалось, что руководители предприятий, которые должны были помогать учить своих рабочих, на деле больше мешали, чем помогали.
.jpg)
Конец 30-х, орская семья на новогоднем празднике. Фото из архива М. Мокиной (Павловой)
В конце концов было официально решено принять ряд мер, которые позволят к 1943 году окончательно победить старую проблему и сделать Орск городом тотальной грамотности:
-
Составить план по каждому предприятию, учреждению и району, установив точные сроки начала и окончание обучения каждого неграмотного и малограмотного.
-
Силами исполкома и профсоюзных организаций провести собрания рабочих и интеллигенции с целью разъяснения важности вопроса.
-
Создать при Гороно [городском отделе народного образования] группу Ликбеза [ликвидации безграмотности], в состав которой включить одного штатного и 20 внештатных инспекторов.
-
Учредить переходящее Красное Знамя, которое вручать предприятиям, где особенно эффективно борются с неграмотностью, а особо отличившихся учителей поощрять как материально (выдача премий из бюджета Гороно), так и нематериально (занесение в книгу почета, объявление благодарностей).
-
Чтобы добавить в борьбу азарта, заключить договор о соцсоревновании с Медногорским горсоветом: в каком городе будет скорее нанесено окончательное поражение неграмотности.

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично директора Галину Белову.