Как участник двух войн строил в Орске дома, заводы… и православный храм

26.05.2018
7631

Покровский молитвенный дом располагался неподалеку от нынешней площади Васнецова

В Орске Владимир Ильич Рожков, или, как называли его верующие, отец Владимир, прожил не очень долго – в общей сложности 5 лет. Но за это небольшое время он успел оставить глубокий след в истории города – и как инженер высокого уровня, и как выдающийся священнослужитель. В конце жизни он написал тетрадь мемуаров, которая позже была издана отдельной книгой. В ней содержится множество интереснейших исторических фактов.

 

«Нужно было брать в руки винтовку…»

Владимир Рожков родился в Кустанае, в семье священника. Он готовился повторить путь отца: будучи подростком, уехал в Оренбург, поступил в духовное училище. Затем, с 1914 по 1918 год, получал образование в духовной семинарии. После окончания которой работал учителем в селе Романовка.

Но в 1919 году он вступил в Красную Армию. По воспоминаниям отца Владимира, выбор этот был совершенно осознанным:

 — Еще учась, я был членом общеученического комитета Оренбурга, выступал на митингах, а когда белоказаки сделали 4 апреля 1918 года налет на Оренбург и зверски уничтожили красногвардейскую часть, помещавшуюся в бывшем юнкерском училище, то я без малейшего колебания побежал в бывшую городскую думу, где раздавали оружие, получил винтовку и влился в ряды красных защитников города. Зиму 1918-1919 я учительствовал в селе. Гражданская война была в полном разгаре, Орск и Актюбинск были в руках белых. Нельзя было оставаться на мирной работе учительствовать, нужно было брать в руки винтовку. В мае закончился учебный год. Оставив школу, я поехал в Оренбург, явился к начальнику укрепрайона. В августе 1919 года я был командирован на Актюбинский фронт, принял участие в боях под станцией Яйчан, закончившихся разгромом белогвардейского корпуса генерала Белова, затем влился в 24-ю стрелковую железную дивизию и с ней попал в Среднюю Азию…

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника»

С легендарной «железной» дивизией он дошел до Бухары. 


Создатель «железной» дивизии краском Г. Гай в 1918 году. Тоже, кстати, бывший семинарист... Фото из фондов Самарского государственного музея

Затем прошел обучение в Ташкентской военно-топографической школе и вернулся к гражданской работе: был заведующим учетно-статистическим отделом комиссариата труда Казахской АССР (жил при этом в Оренбурге, который тогда являлся столицей республики), потом работал то в Госплане, то на промышленных объектах в качестве геодезиста. Писал в научные журналы статьи экономической и технической тематики, печатался в московских газетах и уже не помышлял о священстве. Казалось бы, жизнь навсегда отвела его от Церкви…

Но началась Великая Отечественная война, и мирному ученому вновь пришлось брать в руки винтовку. Переломным в его судьбе стал страшный артиллерийский обстрел. Люди вокруг гибли один за другим, самому Владимиру Ильичу осколком вспороло сапог, а от близкого разрыва повредилась барабанная перепонка. Тогда он перекрестился в окопе и пообещал Богу, что, если выживет, остаток своей жизни посвятит священническому служению.


Бои на Курской дуге. Автор фото неизвестен

После победы инженер-майор стал работать на железной дороге, занимал должность начальника проектной конторы. Не смущаясь высоким статусом, он стал посещать все богослужения в кафедральном соборе Оренбурга (что вызвало ожидаемую реакцию со стороны начальства: как так, руководитель с образцовой биографией, интеллигентный человек, а верит в сказки! С ним проводили беседы, пытались подкупить и запугать, но он продолжал ходить в храм). В 1952 году отец Владимир принял диаконский сан, а вскоре стал и священником


Никольский собор Оренбурга до революции. Фото Оренбургского областного музея

Ну, а в 1956 году был направлен в Орск – епископ назначил его настоятелем Покровского молитвенного дома. Православных храмов в городе в ту пору не было…

 

Первый визит в Орск: за 20 лет до священства

Впрочем, в Орске отец Владимир немало пожил и до войны.

 — 1933 год. Первая пятилетка. Страна строит первенцы индустриализации. Я начальник топографической партии Средневолжского геотреста, располагаюсь в городе Орске, а топографы и техники ведут съемку в поселках Кумацком, Казачьем, районах станций Орск, Гудрон, Губерля. Везде лежат нетронутые степи. На месте будущего индустриального Орска существуют, как отдельные островки, крекингзавод и мясокомбинат. Планом пятилетки намечена постройка Орского локомотивостроительного завода, цеха его должны занять несколько квадратных километров, а строящийся город был рассчитан на 250 тысяч населения. В марте 1934 года я приезжаю из Куйбышева на постоянную работу в Орсклокомотивстрой на должность старшего геодезиста. Управление строительства помещается в бараке, мы, техперсонал и рабочие, живем в брусчатых домах типа РД–16, а главное начальство сидит в старом Орске, куда ездят на лошадях.

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника»


Поселок Локомотивстрой. Фото из фондов Орского краеведческого музея

Кстати, в нашем городе он строил не только завод. Отец Владимир (тогда – 34-летний инженер Владимир Рожков) был непосредственно задействован в возведении первого в СССР пятиэтажного типового дома – помните, мы писали о нем в одном из предыдущих выпусков проекта «Ретро56»?

 — Я выделен от управления строительства приемщиком геодезических работ и, кроме того, непосредственно обслуживаю постройки района соцгорода. В 12-м квартале соцгорода закладываются первые многоэтажные дома. Геодезическую разбивку их произвожу я, и, таким образом, в первом доме нового Орска, так называемой пятиэтажке, заложена частица и моего труда. Через 22 года на месте пустырей возник большой современный город с десятками крупнейших заводов союзного значения, а я снова приезжаю в него, но уже священником…

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника»

Наводнение 1957-го: Урал разлился до улицы Станиславского

Итак, бывший геодезист – уже пожилой, в рясе и со священническим крестом – вернулся в город своей молодости. Служить ему предстояло в молитвенном доме на улице Аккермановской. Теперь этой улицы не существует, а раньше она располагалась неподалеку от площади Васнецова, между нынешними Вяземской и Фучика.

Поселок этот был неплановый – домики понастроили, как смогли, строители Локомотивного завода (который так и не был запущен, а во время войны на его площадке расположились ЮУМЗ и Механический завод). Среди разнокалиберных строений, неподалеку от железнодорожного полотна, в 1946 году вырос и шлакозасыпной молитвенный дом: сначала он был площадью 6 на 10 метров, потом ее удвоили за счет пристроя.


Никольский молитвенный дом в Старом городе, 1947 год. Фото из книги «Православные храмы Орска»

В молитвенном доме служили, помимо настоятеля, 3 священника и диакон. Им помогали миряне: старостой был пенсионер Яков Шеремет, бывший железнодорожник; бухгалтером – Михаил Андреев, бывший сотрудник исправительно-трудовой колонии; иконописцем – совсем еще молодой токарь, художник-самоучка Петр Базлин… Вместе они отремонтировали дом, украсили его. Но в ночь на 14 апреля, ровно за неделю до Пасхи, началось самое страшное наводнение в истории Орска.

 — 14 апреля, в Вербное воскресенье, вода повредила устои железнодорожного моста и пролет рухнул, железнодорожная связь на линии Ново-Троицк - Орск прекратилась. Люди начали эвакуировать свое имущество и скот. При встрече людей стал обычным такой диалог: «Как вода?» — «Продолжает подниматься»,— следовал ответ. 16 апреля в 3 ночи раздался тревожный стук в окно и послышались крики: «Вода идет!» Мы вышли на улицу, никто не спал, во всех домах горел свет. Лощина наполнялась буквально на глазах… Из смотровых колодцев канализации ударили бурлящие фонтаны. Соседи схватили визжавшую свинью и потащили ее вверх по улице Пржевальского... Вода затопила крыльцо и вошла в дом. Ходя по воде, я передал Варе (жене священника – прим. Урал56.Ру) узлы, запер квартиру и влез на чердак…

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника»

Ночь отец Владимир и его супруга провели на крыше. 

Наводнение 1957 года. Фото из городского архива

Когда рассвело, оказалось, что вокруг нее, как вокруг острова, плещутся волны.

 — День выдался прекрасный — солнечный, безветренный. Беспрерывно над нами пролетали вертолеты, эвакуировавшие население старого города, особо тяжело пострадавшего от наводнения. Раз над нами пролетел вертолет с коровой… И снова наступила ночь. Стояли полная темнота и тишина, нарушаемая лишь уханьем развалившегося дома или сарая, отчаянным криком о помощи, кудахтаньем встревоженных кур и мычанием невыдоенных коров. Прямо по затопленным улицам проплывали лодки ночного патруля милиции. Опасались мародерства, как в 1942 военном году, тогда мародеры подплывали к домам, лезли на чердаки, взламывали двери и грабили…

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника»

На третью ночь за священником и матушкой приплыла лодка, доставившая их на «большую землю» - улицу Станиславского.


Наводнение 1957 года, Старый город. Фото из городского архива

Когда вода спала, оказалось, что дом, где жил отец Владимир, сильно поврежден. Но, что страшнее, не меньше пострадала и церковь… Как опытный строитель, он понял: нужно строить новое здание.

 

Храм строили всем миром, а снесли росчерком пера

Настоятель решил возводить не молитвенный дом, а полноценный храм – прямо снаружи существующего здания.

 — Вокруг старого здания закладывался фундамент, на нем возводились каркасные стены выше конька существующей крыши, связываемые перекрытием из ферм с пролетом в 12 метров, здание венчалось двумя куполами, общая высота достигала 16 метров. Фасад здания я вычертил на большом листе ватмана, этот лист вывесили в церкви для ознакомления прихожан с намеченной постройкой.

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника» 

Жители 180-тысячного города с энтузиазмом восприняли идею постройки настоящего храма. Прихожане клали деньги в специальный ящик, а некоторые, желающие остаться неизвестными, подбрасывали свертки с пожертвованиями. И стены возводили своими руками:

 — Для закладки фундамента нам нужно было до 100 кубометров бута. После соответствующих разрешений мы получили их на орском карьере. Но рабочие карьера, обещавшие производить погрузку бута, на работу не явились… Храм был переполнен прихожанами, пришедшими на воскресное богослужение. Я вышел на амвон, рассказал о создавшемся положении. Добровольцев-грузчиков оказалось около 100 человек, они, как муравьи, рассыпались по откосам карьера. К 4 часам вечера было вывезено с карьера 63 автомашины бута. На следующий день по городу слышались дружелюбные шутки: «Вот, батя устроил своим старушкам воскресник. Нам нужно агитировать народ, а у него и 70-летние что выделывали — подчистили карьер под метелку!»

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника»

Храм рос удивительно быстро, вскоре его стены уже заметно возвышались над крышами окрестных домов. Но не все были этим довольны:

 — Его стало видно со многих точек городской территории, а особенно четко из окон вагонов пассажирского поезда Оренбург—Свердловск. Мне передали, что один из ответственейших руководителей города сказал: «Это что же такое?! Еще немного, и поп заставит нас из окон молиться на его кресты. Не дело, нужно выправить положение!»

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника»

Прямо во время службы в молельный дом пришел милиционер. Он доставил священника в горисполком, где председатель заявил: стройку нужно снести. Даже предъявленное отцом Владимиром разрешение уполномоченного областного исполкома чиновников не смутило. Тут же была экстренно созвана административная комиссия, которая постановила: «За самовольное строительство нового молитвенного дома на площади старого молитвенного дома Рожкова Владимира Ильича подвергнуть одному месяцу исправительно-трудовых работ с вычетом 25% и предложить в трехдневный срок снести незаконное строение. В случае невыполнения строение разобрать в административном порядке за счет владельца». Священник ответил на это, что, хоть и не признает вины, отработать готов, но храма, который строится народом, сносить не станет.


Это - уже 80-е. В центре - о. Иоанн Гогалюк. Но традицию отливать изо льда огромные кресты на Крещение в Орск привез именно о. Владимир Рожков... Фото из книги «Православные храмы Орска»

Вскоре в газете «Орский рабочий» был опубликован едкий фельетон под заголовком «Слова с амвона и дела втихомолку». Строптивого священника обвиняли в обмане прихожан и мошенничестве. Оттоптались и на его боевом прошлом: войны, мол, не видал, просиживал казенные штаны в тылу, привык жить за счет других... А потом уполномоченный по делам религии отнял у него орскую регистрацию. Это значило, что отцу Владимиру нужно было покинуть город.

 

«Орск скрылся с глаз, но не из сердца…»

Чтобы попрощаться с ним, на станцию «Локомотив» (сейчас это станция «Новый город») пришла толпа народа.

 — Мы помолились и стали прощаться, провожающие обнимали матушку и подходили под благословение ко мне. Присутствующие на вокзале не удивились множеству провожающих, все знали, что нынче отец Владимир уезжает из Орска. Подошел поезд, я и Варя вошли в вагон. Истекли 2 минуты стоянки, и поезд медленно тронулся. Провожавшие замахали руками, слышались возгласы: «Не забывайте нас, молитесь за нас!» По лицам многих текли слезы. Сзади, за толпой, лежал город Орск с громадами труб и заводов, а на фоне его, на переднем плане, выделялся мощный каркас недостроенного храма… На площадке вагона я простоял до ущелья, пока поезд не завернул за скалу и город не скрылся из глаз. Скрылся из глаз, но не из сердца.

Протоиерей Владимир Рожков, «Записки священника» 

После этого отец Владимир служил в Магнитогорске. В 1966 году он умер в городе Туркестане Чимкентской области, куда поехал навестить друга-священника.


Отец Владимир Рожков. Фото sedmiza.ru

Храм, недостроенный им, возвели-таки его последователи, но почти сразу красивое здание было разрушено – весь неплановый поселок Локомотивстроя был ликвидирован, а место застроено многоэтажными домами.

Храм, строившийся с такой любовью, не устоял до наших дней, но сохранилась народная память о незаурядном человеке. И его стихи, написанные перед кончиной:

Всюду всегда шел прямой я дорогой,

Совесть моя пред народом чиста.

Ныне служу и стою перед Богом,

Скорби приемлю во имя Христа...



 

Книга «Записки священника» цитируется по сайту azbyka.ru В работе над текстом использовались материалы книги С. Носкова «Православные храмы Орска: прошлое и настоящее».



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
26.05.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел