«Исполком выявляет бродячих проповедников культа»… Как орские власти боролись с религией

02.08.2019
3999
80-е годы, Покровский молитвенный дом. Фото из книги «Православные храмы Орска»

Отношение к религии в СССР было весьма непростым. Теоретически люди могли верить в кого угодно – это право давала им Конституция. «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Законы Советского Союза категорически запрещают какую бы то ни было дискриминацию верующих», - утверждает Большая Советская энциклопедия. Но на практике все обстояло несколько иначе. Подтверждением тому может служить один документ, составленный полвека назад – он хранится в Орском филиале областного госархива…

 

Ради торжества атеизма

В истории советского государства было несколько периодов, когда власти объявляли решительный бой «религиозным предрассудкам». 

Водружение креста на крышу молитвенного дома на улице Кирова. Орск, 1946 год. Автор фото неизвестен

Практически сразу после революции стартовала кампания по вскрытию чудотворных мощей; вскоре начали закрываться храмы и монастыри – частично они сносились, частично «перепрофилировались» под склады, тюрьмы и солдатские казармы; затем по всей стране провели изъятие церковных ценностей, а несогласные с этим отправлялись в Соловецкий лагерь особого назначения…

К концу 30-х репрессии достигли апогея: и священнослужители, и просто верующие отправлялись в учреждения ГУЛАГа, а то и на расстрельные полигоны. Во время войны отношение государства к «мракобесам» несколько смягчилось: в Орске (где до революции имелось 5 христианских храмов и 5 мечетей) разрешили даже открыть православный молитвенный дом.


Затем власть вновь взялась «закручивать гайки»: людей уже не расстреливали и не сажали за веру, но прессинг на них оказывался мощнейший. Генсеку Никите Хрущеву приписывается даже обещание к 1965 году «показать по телевизору последнего попа». Но показать не вышло – несмотря на гонения, народ не отказывался от религии.

Когда к власти пришел Брежнев, борьба чуть сбавила обороты, но не прекратилась совсем. Местным властям предписывалось самым жестким образом контролировать деятельность религиозных общин… И вот в 1969 году председатель Орского горисполкома Петр Меркитанов отчитывался перед областным начальством: а что он сделал ради светлого атеистического будущего?

 

Ответственные товарищи прослушали проповедь…

Проще всего городским чиновникам оказалось контролировать православных. Почему? Все просто: 50 лет только они и создали официально зарегистрированную религиозную общину на территории Орска. Существовал так называемый молитвенный дом. Там служили священники, туда приходили прихожане. В определенное время совершались богослужения, требы… То есть членам горисполкома достаточно было время от времени захаживать в молельный дом и проверять, все ли в порядке, не произносится ли с амвона чего-нибудь крамольного. Это они и делали:

 — В настоящее время систематически проверяется характер и направленность проповеднической деятельности священников молитвенного дома, прослушиваются проповеди…

Кстати верующие, которые находили в себе смелость посещать храмы в те времена, часто вспоминают: у входа обязательно стоял некто очень официального вида с блокнотом. Не таясь, он делал в этом блокноте пометки: кто новый пришел помолиться, что сказал один прихожанин другому… 


Фрагмент письма 1969 года

Во время больших праздников – Пасхи, например, или Рождества – перед храмами выставлялись милицейские и комсомольские патрули. Они осматривали всех приходящих и, пропуская бабулек, переписывали имена тех, кто помоложе – чтобы сообщить по месту работы или учебы. Мол, на свободу вероисповедания не посягаем, хочешь – молись, но коллектив должен знать, что ты мракобес…

 

Кто не пришел в школу, тот отмечал Ураза-Байрам?

В общем, православные были на виду. А с мусульманами дело обстояло сложнее. Никаких официальных объединений приверженцев ислама в Орске тогда не было:

 — В исполком не поступало заявлений от мусульман о регистрации религиозного общества и открытия мечети...

Раз нет официального, то, по логике, должны быть неофициальные? Приходилось их искать, причем довольно изощренными, коварными даже, способами:

 — В день Ураза-Байрам (10 декабря сего года) никакого оживления религиозной активности не было. Городской отдел народного образования в течение декабря проверял посещаемость учащихся и не установил фактов непосещения детьми татарской национальности школы.

Почему, интересно, именно «татарской»? Ведь жили же в Орске и казахи, и башкиры, и представители многих других национальностей, традиционно исповедующих ислам? Непонятно. Похоже, здесь все-таки имелись в виду не конкретно татары, а мусульмане вообще. Термин «нацмен», активно использовавшийся властями в 30-х, устарел, а что-то новое не придумали…


Отдельный доклад, посвященный деятельности орских мусульман

 

Злостные нарушители вовлекли детей в религию!

Ну, а больше всего хлопот чиновникам доставляли, похоже, христиане-протестанты. Попробуй за ними уследи: это же сотни мелких, совершенно независимых друг от друга церквей без общего начальства. И обрядность для большинства протестантов не так важна, как для православных или мусульман – очень трудно обнаружить небольшую группку верующих, которые собираются где-нибудь на квартире и молятся! Орские чиновники, однако, обнаруживали. И принимали меры:

 — Детально разобрались с незарегистрированными религиозными группами, особенно с евангельскими христианами-баптистами, которые в нарушение инструкции по применению законодательства о культах проводили свои религиозные собрания… После неоднократных бесед в исполкоме они прекратили собираться.

Тут же вскрылось очень серьезное нарушение: некоторые женщины не только сами «собирались», но и водили на эти сборища детей! Дурманили их, так сказать, опиумом для народа…

 — Отдельные члены незарегистрированной общины вовлекли своих детей и родственников школьного возраста в религию. Все они были строго предупреждены и в настоящее время таких занятий не проводится.
 

Религии – нет, пропаганде – да!

В конце концов, предисполкома заверил начальство: местная власть уверенно контролирует религиозную жизнь и, более того, делает все возможное, чтобы она угасла совсем:

 — Исполком городского Совета выявляет бродячих проповедников культа и принимает меры по пресечению их деятельности, внедряет в быт новые советские гражданские обряды, проводит благоустройство кладбищ. Одновременно разработаны конкретные мероприятия по усилению научно-атеистической пропаганды.
 

 

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
02.08.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел