В ожидании большой воды: как Орск готовился встретить весну 1950 года

10.02.2020
9090
Наводнение 1957 года: Урал затопил площадь Гагарина (тогда – Строителей)

Каждая весна для Орска – как лотерея. Городские власти и просто жители гадают: будет обильный паводок или не будет? «Поплывут» ли сады, не отрежет ли от города окраинные поселки? Но это, конечно, цветочки по сравнению с тем, что творилось в Орске еще 50 лет назад, до того, как было создано Ириклинское водохранилище. 


Весна 1957 года, Старый город. Автор фото неизвестен

Тогда разлившийся Урал, в межень смирный и неглубокий, в половодье мог запросто уничтожить большую часть города – и время от времени успешно это делал. Поэтому местные власти подготовку к возможному весеннему ЧП начинали еще зимой – и готовились всерьез.


Документ 70-летней давности

 

Зачистить мельницы, заготовить крупу

70 лет назад, в январе 1950 года, члены Орского горисполкома составляли план мероприятий, которые должны были помочь жителям с минимальными потерями пережить наводнение – если оно вообще произойдет.


Апрель 1957 года. Перекресток Станиславского-Машиностроителей. Фото из личного архива О. Невской

В первую очередь, конечно, следовало создать запас продуктов. Если какой-то район по весне станет островом, надо, чтобы люди, спасающиеся на не от стихии, хотя бы не голодали. А поскольку неизвестно, сколько может продлиться эта вынужденная изоляция, еды следует запасти побольше.

Создать в городе к 15 марта двухмесячный запас муки и крупы кроме текущей потребности на период наводнения и бездорожья (апрель и май месяцы) для снабжения населения затопляемых зон старого города и районов правобережья, в том числе: муки сортовой пшеничной – 600 тонн; муки ржаной сеяной – 330 тонн; муки обойной с подсортировкой – 1720 тонн; риса – 10 тонн; манной крупы - 45 тонн; прочей крупы – 235 тонн. 

В ожидании паводка мельницам следовало работать в максимально интенсивном режиме.

Установить задание по размолу муки мельницами до момента зачистки их перед наводнением: мельница №1 «Сельхозмука» – 3000 тонн; мельзаводу №13 «Главмука» – 6000 тонн.

Под зачисткой перед наводнением, очевидно, имелись в виду вывоз всей продукции со складов, демонтаж оборудования и консервация зданий.


Наводнение 1957 года: улица Строителей превратилась в канал

 

Сухарь – лучший продукт на случай ЧС

Продукты (не только муку, но и все, что необходимо для выпечки хлеба: дрожжи, масло и даже дрова) следовало переместить в специально подготовленные помещения: находящиеся на возвышенности, чтобы их ни в коем случае на залило талой водой.

Не позднее 20 января подобрать и оборудовать помещение для хранения запасов… Заложить неприкосновенный запас качественной муки, пригодной для длительного хранения, твердого и жидкого топлива, соли, жиров, хмеля, сахара и прочего сырья для нормальной выпечки хлеба. 
Но для того, чтобы наладить выпечку хлеба на «островах спасения», потребуется время. А что же людям есть в первые дни после того, как нарушится привычный ритм жизни? Тем более что многие не смогут сразу добраться до сухой земли, возможно, им придется спасаться на чердаках и крышах…


Наводнение 1957 года. Эвакуация жителей Старого города с крыш затопленных домов

Здесь орчан должны были выручить заблаговременно заготовленные сухари.

Обязать до 15 марта изготовить и сдать городскому торгу следующее количество сухарей: хлебозавод – 21 тонна; артель «Пищевик» – 7 тонн; Горпищекомбинат – 2 тонны. Обязать городской торг принять заготовленные сухари и заложить их в резерв для продажи населению затопляемых зон. 

Обратите внимание: пережидать сложные два месяца орчанам полагалось на весьма скромном пайке. Ни мясных и рыбных консервов, ни других продуктов… Мука да сухари, рис с манкой для разнообразия – без гастрономических изысков, прямо скажем. Впрочем, оно и понятно: времена скудные, небогатые, меньше 5 лет с окончания войны прошло…


Документ 70-летней давности

 

Вместо наземного транспорта – надводный

Но не только о питании людей беспокоились тогда городские власти. Нужно было как-то решать транспортный вопрос. Во-первых, снимать людей с крыш затопленных домов и отвозить на безопасные сухие островки. Во-вторых, патрулировать пострадавшие районы: милиционеры ведь были обязаны защищать покинутые жилища от мародеров. В-третьих, развозить те же продукты… В общем, нужны были лодки, и чем больше, тем лучше.

К 1 марта отремонтировать имеющийся в наличии водный транспорт и изготовить новый… К 15 февраля провести учет всех частновладельческих лодок. Не позже 28 февраля составить план распределения плавающих средств между районными комиссиями. 
Лодки использовались разные – и весельные, и моторные. Последние укомплектовывались двигателями ЗИС (автомобильный завод имени Сталина).


Наводнение 1957 года, люди спасаются на верхушке горы в Старом городе. По воде плавают и на лодках, и на плотах. Автор фото неизвестен

Паром, связывавший затопленные районы с сухим Новым городом, тоже был моторизованным. Поэтому городское начальство распорядилось заготовить горюче-смазочные материалы.

Отпустить для проведения неотложных противопаводковых мероприятий: бензина (для эвакуации населения, вывоза материальных ценностей, паромной переправы, работы моторных лодок и дежурных автомашин) – 21,5 тонны; автола – 1 тонну.
Для справки: автолом (от английского «automobile oil») раньше называли моторное масло... 


Наводнение 1957 года, вода в парке Металлургов. Фото из личного архива Т. Евсегнеевой

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
10.02.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел