5 июля 2020 • Вc • 08:29
$ 70.50 € 79.22
Сейчас:
+18°C
Утром
+23°C

Как орские колхозники помогали железнодорожникам в «борьбе со снежной стихией»

Павел Лещенко, Урал56.Ру
09.01.2020
6850
Зимние работы на железной дороге (фото Петра Максимова из группы «Железнодорожная станция Айдырля» в соцсети «Одноклассники»)
Зима в наших краях всегда была временем непростым и даже опасным. Пушкин, увидев страшную мощь оренбургского бурана, был настолько впечатлен, что гениально описал его в «Капитанской дочке»… Да и каждому из нас, наверное, приходилось пережить несколько неприятных минут (а то и часов!), проезжая печально знаменитую Сару. А 80 лет назад, зимой 1940-го, орчане страдали от того, что метели делали непроходимой жизненно важную ветку железной дороги. О том, как они боролись со стихией, нам расскажет очередной архивный документ.

 

«Не видал беды – поезжай в Бреды»

В 1930 году завершилось строительство железной дороги «Карталы-Орск». Это была ветка, по которой из Уральской области (существовала в 1923-1934 годах, объединяла бывшие Пермскую, Екатеринбургскую, Челябинскую и Тюменскую губернии) в наш город везли каменный уголь. Зачем он был нужен, объяснять, наверное, не требуется: здесь как раз создавался крупный промышленный узел, и будущим заводам необходимо было топливо.


1929 год, строительство вокзала на станции Бреды (фото Петра Максимова из группы «Железнодорожная станция Айдырля» в соцсети «Одноклассники»)

Новую железную дорогу разбили на так называемые «дистанции». К Орску примыкала 15-я дистанция с управлением, располагавшимся при станции Айдырля (сейчас это поселок Красноярский Кваркенского района). В 1943 году «столица» 15-й дистанции была перенесена в поселок Бреды (теперь он находится в Челябинской области).

Пути, относящиеся к 15-й дистанции, тянулись от станции Гогино (в Челябинской области) до разъезда Мусогатского (располагался он неподалеку от старого военного редута в 17 километрах от поселка Ново-Орска).

Старые железнодорожники рассказывают, что именно у этой дистанции всегда была репутация самой проблемной на всем Южном Урале: она была открыта всем ветрам, а обильные снегопады то и дело нарушали регулярное движение поездов. Ходила даже такая профессиональная (корпоративная, как сейчас принято называть) поговорка: «Кто не видал беды, поезжай в Бреды». Мол, приедешь – а тут уж насмотришься…

Кстати, название «Бреды» произошло не от «брести» и не от «бред». Оренбургские казаки, вообще любившие привозить звучные названия из военных походов (так в наших краях появились, например, Париж и Севастополь), позаимствовали и название голландского города Бреда, где станичники наголову разбили французов в 1813 году.

 

Оперативный штаб создан!

Так вот: в сильные метели дорогу, которая была жизненно важной для орских предприятий, переметало. Иногда заносы были такими, что своими силами железнодорожники ликвидировать их не могли, и тогда на помощь приходили местные власти. Осенью 1939 Орский горсовет принял официальное решение, в котором установил порядок этого взаимодействия.


Последствия бурана на железной дороге под Орском (фото Петра Максимова из группы «Железнодорожная станция Айдырля» в соцсети «Одноклассники»). 

Во-первых, создать при горсовете оперативный штаб «по борьбе со снежной стихией и весенними водами» (согласитесь, поэтичное название – умели чиновники в прежние времена выражаться красиво!). В него вошли заместитель председателя горсовета товарищ Соловьев, начальник 15-й дистанции товарищ Голубев и начальник городского отдела рабоче-крестьянской милиции товарищ Саляев.


Документ, составленный осенью 1939-го

Во-вторых, сформировать рабочие бригады, которые были бы готовы в любой момент прийти паровозу на выручку:

Обязать с/советы, правления колхозов, директоров совхозов, МТС и руководителей предприятий из выделенной ими рабочей силы сформировать постоянные бригады и совместно с начальником 15 дистанции пути прикрепить бригады к пунктам и участкам дороги. 


«Красный Восток» и «Память Ильича»

К этому распоряжению прилагался перечень 11 колхозов с разнарядкой: сколько людей и лошадей должен выделить в распоряжение железнодорожников каждый из них. Всего вышло 225 пеших работников и 71 конный.


Перечень орских колхозов

Что же это были за колхозы? Мы поискали в документах и обнаружили, что располагались они в следующих населенных пунктах, теперь входящих в разные муниципальные образования:

  • «Победа» - поселок Кумак Новоорского района;

  • «Путь к социализму» - село Адрианополь Кваркенского района;

  • «Память Ильича» - село Банное Гайского района;

  • «Ленинский путь» - село Хабарное в составе Новотроицка;

  • «12 декабря» - город (тогда – только село) Новотроицк;

  • «Ора» - поселок Ора в составе Орска;

  • «Чапаева» - поселок Новоказачий в составе Орска;

  • «Жана-Тан» - поселок Тукай в составе Орска;

  • «Красный Восток» - поселок Новый Кумак в составе Орска;

  • «9 января» - поселок Уральск Новоорского района;

  • «Ворошилова» - поселок Орловка (был затоплен и сейчас находится на дне Ириклинского водохранилища).

 

Окультурить крестьян до уровня рабочих

Интересно, что «рабгужсилу», то есть людей и лошадей, колхозы были обязаны предоставлять железнодорожникам, тут их мнения никто особенно не спрашивал (может, поэтому в состав штаба и вошел начальник милиции?), но отношения требовалось скрепить договорами, которые, очевидно, предусматривали какую-то оплату этого труда.


Расчистка железнодорожных путей (фото Петра Максимова из группы «Железнодорожная станция Айдырля» в соцсети «Одноклассники»).

При этом железнодорожники обязаны были не только предоставлять привлеченным работникам жилье и еду, но и организовывать их досуг, параллельно подтягивая культурный уровень крестьян к уровню рабочих:

Обязать начальника 15 дистанции пути заготовить помещения для столовых и общежития, потребное количество продуктов питания для колхозников и рабочих, привлекаемых на снегоборьбу, обеспечив их культурно-бытовым обслуживанием. 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
09.01.2020 Область

Календарь материалов

Июль
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел