19 июня 2025 • Чт • 02:12

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

29.01.2020
7911
Уничтоженный Никольский храм Бузулука. Фото с сайта sobory.ru
Уничтоженный Никольский храм Бузулука. Фото с сайта sobory.ru

Многие орчане знают, что в 30-х годах в нашем городе строился громадный локомотивный (он же – паровозный) завод – самый большой, самый мощный, крупнее, чем мясо- или даже никелькомбинат… Но большинству неизвестно, что в основание этого предприятия лег необычный кирпич – церковный, освященный за 75 лет до этого!

 

Творение любимого архитектора императора

9 мая 1851 года в Бузулуке (который тогда входил в состав Самарской губернии) заложили новый храм во имя Николая Чудотворца. Автором проекта стал сам Константин Тон – архитектор, построивший храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец, Витебский вокзал в Санкт-Петербурге… Тона называли любимым архитектором императора Николая Первого. Кстати, именно император и утвердил проект бузулукского храма.

Так вот: строительство длилось 9 лет и завершилось в 30 сентября 1860-го. «Никольская церковь была приходским храмом для тех жителей Бузулука, чьи домовладения находились на ближайших улицах. Приход составлял несколько тысяч человек», - сообщается на сайте sobory.ru

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

Храм незадолго до уничтожения (конец 20-х - начало 30-х). Фото М. Маккензи из архива С. Никитина

В 1922 году, после завершение Гражданской войны, из храма начали вывозить церковные ценности: парчовые священнические ризы, драгоценные оклады икон, серебряные кресты и т.д. Этот процесс проводился одновременно по всей стране – считалось, что таким образом оказывается помощь голодающим Поволжья и других регионов страны.

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

На месте уничтоженного храма. Фото Ю. Новикова

А в 1933 году храм было решено разобрать по кирпичику. С одной стороны, они пролежали в стене уже больше 75 лет – три четверти века. С другой – качество именно церковного камня ценилось очень высоко, ведь храмы являлись сложными архитектурными сооружениями, с многотонными куполами, колоколами пр., стены их должны были выносить колоссальные нагрузки, и из чего попало их не строили.

Полученный кирпич погрузили в вагоны и отправили в Орск, за 500 с лишним километров. Правда, как говорят краеведы, стройматериала оказалось не так много, как рассчитывали светские власти – кладка была такой прочной, что выбрать из стены целые кирпичи удавалось далеко не всегда.

 

Неудавшийся проект страны Советов

Примерно в это же время, в 1932 году, в голой степи началось строительство громадного завода – Локомотивного. Это был первый промгигант, основанный на европейском берегу Урала – и ТЭЦ, и нефтеперегонный завод имени Чкалова, и Никель – все это заложили позже, а началось активное заселение европейского берега именно с Локомотива.

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

Генплан Орска 1937 года. Красным обведена площадка строящегося Локомотивного завода

Дело в том, что в 1927 году геолог Иосиф Рудницкий обнаружил в районе Халилово месторождение природно-легированных осадочных железных руд. Вскоре выяснилось, что склоны Уральских гор в этой местности богаты и другими элементами: хромом, никелем, кобальтом… Собственно, этот факт и определил развитие Орска как промышленного центра. В 1936 году орчане даже писали в Москву докладную записку:

В свое время товарищ Сталин говорил про Урал, что он представляет такую комбинацию богатств, которую нельзя найти ни в одной стране. Это еще более относится к Орско-Халиловскому и прилегающим к нему районам, т.к. по сочетанию богатств они представляют в миниатюре весь Урал – жемчужину Урала…
В общем, было решено построить здесь металлургический комбинат, локомотивный завод, никелевый комбинат, ТЭЦ, которая обеспечивала бы их электроэнергией и паром высокого давления… И вот в 1932 году строительство началось, причем как раз с локомотивного завода.

Размах был нешуточным: предполагалось, что завод станет выпускать ежегодно по 540 тяжелых паровозов модели ФД (Феликс Дзержинский). Это была гордость советской инженерной науки – исполинская машина мощностью 3100 лошадиных сил, с ходом поршня более 0,7 метров!

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

30-е годы, паровоз на одной из орских строек. Фото ОКМ

На щедро выделенной промплощадке (сейчас это территории ЮУМЗа и Мехзавода) стали рыть котлованы, заливать фундаменты, вколачивать сваи. Тут же чуть в стороне принялись строить временную электростанцию, или ВЭС (потом она стала кондитерской фабрикой, теперь – торговым центром). И неподалеку от промзоны (на месте нынешней школы №6, гостиницы «Урал» и т.д.) раскинулся поселок Локомотивстрой. Состоял он в основном из временных бараков, построенных тяп-ляп, поэтому от него почти ничего и не осталось. Выделялись в этой хаотичной застройке относительно комфортные одноэтажные «дома Житкова» (ДЖ) и солидные по тем временам двухэтажные «рабочие дома» (РД), в них заселяли, как правило, стахановцев и заводскую интеллигенцию.

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

30-е годы, панорама Локомотивстроя. Фото из коллекции Е. Васильченко

Правда, строительство это вскоре остановилось. Выяснилось, что халиловские железные руды относятся к разряду бедных и труднообогатимых. Высокое начальство прикинуло: а стоит ли овчинка выделки? Решило, что нет.

Металлургический комбинат (было два варианта его размещения: или на месте поселка Ново-Троицкий, или в окрестностях Алимбетовки) постановили пока не строить. Это решение далось довольно легко: по-настоящему к его строительству никто и не приступал… А вот на Локомотиве уже была проведена колоссальная работа! Тем не менее, стройку пришлось законсервировать. Громадные здания цехов так и не поднялись выше уровня фундаментов; в здании ВЭС была организована баня и (в соседнем, конечно, помещении) школа. А поселок Локомотивстрой стоял еще долго и носил свое имя даже тогда, когда о производстве локомотивов его обитатели и думать забыли.

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

1934 год, строительство Локомотивного завода. Фото ОКМ

Куда же подевались освященные бузулукские кирпичи? Сейчас сказать наверняка уже нельзя. Может, до сих лежат в основании юумзовских или мехзаводских построек (как известно, в годы войны два этих завода прибыли в Орск и удачно нашли место на площадке неудавшегося Локомотивного). Может, их вывезли на свалку вместе со строительным мусором, оставшимся после сноса бараков-времянок. А может, из них сложены стены бывшей временной электростанции – нынешнего торгового центра.

Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали

1937 год, здание театра имени Октябрьской революции, сложенное из церковного кирпича. Фото ОКМ

Кстати, в этом наблюдается некоторая закономерность: в магазин, увы, превратился, и бывший театр (он же – кинотеатр «Октябрь»), сложенный из кирпичей двух орских храмов – Спасо-Преображенского собора и Никольской церкви…


Трудящимся Орска – от трудящихся Бузулука. Как ради строительства паровозного завода «царскую» церковь разобрали


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
29.01.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел