«Керосинка на парте, туалет во дворе». Как чиновники директору орской школы двойку поставили

26.01.2020
6197
1934 г., буфет школы №1 (сейчас это школа №10 на улице Карла Маркса). Фото ОКМ

Ровно 80 лет назад, в январе 1940 года, комиссия городского отдела народного образования по заданию горсовета посетила русско-татарскую (уроки там велись на двух языках) школу №26. Нагрянув туда, чиновники обнаружили множество недостатков: холодные классы, отсутствие нормального освещения, уроки, проводящиеся как попало… Все это заставило чиновников поставить всему коллективу школы и лично директору «неуд». О том, в каких условиях юные орчане постигали науки в те довоенные годы, нам рассказывает документ, хранящийся в Орском филиале областного архива.



Решение горсовета, вынесенное на основании этого акта 24 января 1940 года

 

Где эта улица, где этот дом?

Сейчас номер 26 носит орская школа, расположенная в поселке Первомайском. 


Но речь в этом документе, конечно, не о ней – она была построена лишь в 1950 году. Свой номер «майская» школа получила по наследству от более старой, давным-давно закрытой… 

Как говорят орские старожилы, прежняя 26-я школа располагалась в поселке Форштадт, на самой его окраине – там, где пересекаются улицы Карла Либкнехта и Доронина (причем тут интересная история: на карте 1937 года она называется улицей Солкина, а что это был за Солкин, чем он заслужил собственную улицу и почему впал в немилость – мне выяснить так и не удалось; если вам что-то о нем известно, пишите в комментариях к статье). 

Да и сама школа поначалу, как вы видите, носила номер 3, и только к 1940 году стала 26-й…


Слева – карта 1937 года, хранящаяся в архиве; справа – спутниковый снимок Орска с сервиса google.maps. Красным выделено нахождение школы № 26 (в 1937 году – школы №3)

Так или иначе, сейчас этого здания нет, а место застроено жилыми частными домами. Но перед войной школа эта была одной из самых новых. 


Еще один яркий документ того времени: школа 23, располагавшаяся в поселке Кирпичном, имела один класс площадью 30 квадратных метров... На 107 учеников!

Впрочем, с удобствами (по нынешним-то временам) там было не очень. Вот что сообщалось в акте, подписанном начальником ГорОНО Соловьевым:

Школа неполная средняя №26 находится на краю города в южной его части. Выстроено здание в 1938 году. Двухэтажное здание на 440 мест. Всего в школе 663 учащихся. В первую смену занимаются 10 классов, во вторую – 8 классов. Внутренняя проводка сделана, но снаружи провода не подведены – не хватает двух столбов. Освещение – керосиновые лампы, по одной на класс. Отопление печное. Комнаты не прогреваются, дети занимаются в пальто, что снижает работоспособность. Около школы – сарай для дров и уборная.
Да уж, не самые лучшие условия. И туалет во дворе, и в помещениях холодно… А уж как писать при керосинке (одной на весь класс!) – это вообще за гранью понимания.

 

«Учителя должны учиться!»

У комиссии, которая заявилась в школу в январе 1940 года, возникло немало нареканий и к санитарным условиям, в которых грызли гранит науки юные орчане:

Санитарное состояние школы неудовлетворительное. Чистоты нет в классах, на полу – бумажки, на потолке – копоть от ламп. Есть керосинный запах, на стенах – пыль. 19-20 января был угар в учительской, пришлось открывать трубу…
Не устроило членов комиссии и качество образования. Оказалось, что учителя и сами не очень грамотны и нуждаются в обучении:
Учителей 20 человек, имеют законченное образование 8 человек, остальные должны учиться. Учатся заочно 1 в педучилище и 3 в институте. Большинство учителей повышением деловой квалификации не занимаются, и политическим воспитанием тоже.
Тут же выяснилось, что по некоторым предметам уроков проведено куда меньше положенного. Впрочем, для этого имелись объективные и очень уважительные причины:
Невыполнение программ по: истории, Конституции, черчению и рисованию, т.к. учителя были призваны в ряды Красной Армии. По русскому языку отставание в связи с болезнью учителей.

Седов и «Седов»

Но учителя, как известно, должны не только знания детям передавать, но и воспитывать из них достойных граждан. С этим тоже не все было гладко:

Планы воспитательной работы имеются у 8 русских и 4 татарских классов, но почти все – общего характера. Есть конкретные, например у Амирова (но тоже есть недостаток – не включена в план беседа о дрейфе Седова)…

Сейчас многие могут удивиться: кто такой Седов? Зачем о нем беседы проводить? Ну, а в 1940 году это было очевидно. Седов – ледокольный пароход, названный в честь легендарного русского исследователя Арктики Георгия Седова (он умер незадолго до революции, и большевики его, пусть и офицера императорского флота, уважали). Ледокол прославился тем, что, выручая другие суда, сам застрял во льдах и был вынужден лечь в дрейф и уйти на зимовку на воде. Выключив паровую машину, моряки согревались печками-буржуйками и постоянно подвергались страшной опасности: судно могло раздавить в любой момент… Дрейфовали они 812 дней! За это время ледокол отнесло течением на 3307 морских миль! И только 13 января 1940 года к «Седову» смог подобраться другой, более мощный, ледокол (назывался он «Иосиф Сталин», конечно, кто же еще мог спасти людей в 1940 году? впрочем, потом, после развенчивания культа личности, его переименовали в «Сибирь») и вывел потерявшее управление судно на чистую воду.

Ледоколы «Седов» и «Иосиф Сталин» (он же «Сибирь») на почтовых марках СССР 

То есть комиссия навестила 26-ю школу через пару недель после того, как экипаж «Седова» был выведен из двухлетнего ледяного плена. Ну и зачем, собственно говоря, учителю Амирову надо было проводить дополнительные беседы по этой теме? Ведь не только в Орске – во всем мире тогда только и было разговоров, что об отважных советских полярниках!



1934 год, орский пионерлагерь. Фото ОКМ

Отдельно члены комиссии остановились на дисциплине. Она, судя по всему, совсем никуда не годилась!

Дисциплина в школе неудовлетворительная, есть круговая порука, а если учащийся скажет о плохом поступке, его избивают другие ученики. Они же издеваются над учителем (говорят учителю «А, тебя заело» за плохую отметку). Родители отказываются влиять, говоря, что ничего не могут сделать… Комсомольцы и пионеры не ведут борьбы за честь школы и класса, не помогают друг другу.

Кто виноват и что делать?

Изучив акт, составленный в ГорОНО, на очередном заседании, члены исполкома горсовета вынесли вердикт:

Несмотря на все возможности, работа поставлена неудовлетворительно… Отдельные учителя формально относятся к своей работе. Директор не требует от учителей настоящей работы по коммунистическому воспитанию детей. Коллектив стоит в стороне от всех современных событий. 
Но понять, кто виноват, еще мало. Что делать-то? И было решено:

Организовать работу кружков самодеятельности в школе, различных конкурсов (шашки, шахматы, декламация); просить Осоавиахим оказать помощь в налаживании массовой оборонной работы (кружки ПВХО, ГСО и т.д.); привести школу в санитарное состояние; принять все меры к скорейшей проводке электроэнергии к школе; организовать социалистическое соревнование между учащимися, классами, учителями; проверить договор по соцсоревнованию со школой 24.


  

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
26.01.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел