Военком Орского района: «Не допустить в ряды Красной армии ни одного чужака!»

17.09.2018
4595

Обучение бойцов РККА. Фото Анатолия Гаранина

В орском филиале Государственного архива Оренбургской области хранится папка с документами, касающимися призывной кампании 1932 года. Интересно, что 86 лет назад военкомат, а вместе с ним все органы власти, были озабочены вовсе не тем, чтобы набрать необходимое количество молодежи… Наоборот – они опасались, как бы в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии случайно не попали «чужаки».


Документы образца 1932 года (хранятся в орском филиале госархива)

 

Веселое соревнование: кто выявит больше чуждых элементов?

Воинскому призыву с 1925 по 1936 годы подлежали 21-летние мужчины. В сухопутных частях служили по 2, в авиации – 3, а на флоте – 4 года. О том, чтобы кто-то пытался «откосить» от службы, речи тогда не шло – во всяком случае, в протоколах многочисленных совещаний, хранящихся в той самой папке, речи об уклонистах не идет. Зато о тех, кто пытается «пролезть в ряды», говорилось очень много…

 — Просить райком ВКП(б) поручить всем парткомам и партячейкам вести тщательную проверку соцпроисхождения и политико-морального состояния всех призывников с тем, чтобы не допустить в ряды ни одного чужака. Особенное внимание уделять этой проверке на новостройках, и в зерносовхозах настойчиво добиваться выявления классового лица призывников, прибывающих из других районов.

Орский райвоенком Фадеев, 3 июля 1932 года

На проверке происхождения призывников настаивал и комсомол. 13 июля 1932 года 11 представителей местной молодежи (по 3 человека от комсомольских организаций Мясохладостроя, Паровозстроя, Нефтезаводстроя и 2 человека от неназванных городских предприятий) подписали «Социалистический договор».


1 страница договора

Сначала юные орчане объясняли своим сверстникам, почему так необходимо повышать боеспособность Красной армии:

 — Загнанные мировым экономическим кризисом в тупик, капиталисты всех стран делают сейчас отчаянные усилия… найти из него выход в новой мировой войне… Опасность войны против СССР становится наиболее близкой и очевидной. События в Китае полностью это подтверждают… Мы, призывники 1920 года рождения, будущие бойцы Красной армии, в ответ на вылазки классового врага внутри страны и в ответ капиталистам всего мира, готовящим войну… вступаем в социалистическое соревнование между г. Орском, Орскими новостройками с призывниками Ново Орского, Ново-Покровского с-с Орского района и в целом с призывниками Кваркенского района…

Далее следует перечисление 12 пунктов, по которым договорились достигать наилучших результатов комсомольцы. Например, «ликвидировать азбучную неграмотность», «изжить имеющиеся заболевания», «подготовить себе грамотных заместителей из остающихся на производстве» и так далее. Но все это – пункты со 2 по 12. Первый – и, очевидно, самый важный, самый принципиальный – сформулирован так:

 — Не допустить в ряды РККА ни одного классово-чуждого элемента, проверить персонально каждого призывника, кто он по соцположению и как он борется за практическое выполнение генеральной линии партии… Оказывать активное содействие классовому отбору призываемых… вовлекая в это дело рабочих, колхозников и всех трудящихся, добиваясь привлечения к ответственности тех, кто будет способствовать проникновению чуждого элемента в ряды Красной армии.

«Лишенцев и эмигрантов нет»

Если у городских властей возникали какие-то сомнения в классовой чистоте того или иного призывника, на место его работы отправлялся запрос: как он себя проявил? Не замечен ли в чем-то компрометирующем?


Ответ на запрос был дан в тот же день!

И руководители предприятий спешили удовлетворить это любопытство. Да как спешили! Вот, например, горсовет отправил письмо в местный конесовхоз. В тот же день, немедленно, директор ответил на него:

 — Конесовхоз сообщает, что ваше письмо за вышеозначенным номером было получено сегодня в два часа дня. Возвращая повестку на имя Х., который служит в данное время в Орском спиртзаводе, сообщаем, что в семьях Г. и С. лишенцев и эмигрантов нет, отношение их к работе в совхозе хорошее, не судились и вполне могут быть допущены в ряды РККА.

Иногда работодатель не мог предоставить убедительной характеристики, особенно на приезжего сотрудника, каких немало оказывалось на новостройках (или боялся ее давать: скажешь, что парень к службе годен, а у вдруг вылезет какой-нибудь дядюшка, харбинский белоказак, – и отвечай потом за этого оболтуса) – тогда начинался серьезный розыск по линии милиции.


Отца сомнительного допризывника милиция отыскала в Самаре

Чтобы окончательно определить происхождение призывника Ч., орские милиционеры отправили запрос в Самару, где жил его отец. Самарские коллеги отыскали и допросили родственника, а протокол выслали в Орск:

 — 1932 г. июля 25 дня. Я, гр. Ч. Захар Миронович, родился 1878г. Родился в Ульяновской губ. Корсунска уезда села Суровского. Происхождение из крестьян. Соцыальное положение рабочий склада топлива ст. Самара. Сын мой родился 1910 года в г. Самаре по соц. положению из рабочих. Находится в г. Орске дальнейшую должность занимает техник по строительству. Почему и подписуюсь Ч. Захар Миронович.

Здесь, кажется, тоже оказалось чисто. Годен!


Классовый отбор в действии

А вот письмо, пришедшее в Орск из Узбекской ССР

Письмо с далекого юга

Отпечатано оно на стандартном бланке, видимо, не одно и не два подобных письма разлетелось из Самарканда по всему Союзу:

 — Прошу срочно сообщить отношение к избирательным правам – социально-имущественное и семейное положение допризывника 1910 года рождения, а также его семьи… Допризывник Л. Виктор Васильевич происходит из села Губерля.

Орские власти запросили информацию в Губерле, входившей тогда в состав Орского района. Оттуда пришел ответ:

 — Губерлинский с/с на ваше отношение разестняет что Л. Виктор Васильевич проживая в Губерлинском с/с, являлся отец его вто время крепко зажиточным кулаком. В 1924 году выбыли из Губерлинского с/с не известно куда.

Ну, вот и попался, чужак. Думал скрыться от бдительного часового революции за среднеазиатскими песками? Хотел отслужить в Красной армии и стать полноценным советским гражданином, будто и не было классово-чуждого пролетариату отца, лишенного избирательных прав? Не вышло!

На полях того самого письма, пришедшего в Орск, появилась косая заметка:

 — Нач. 3-го отд. милиции г. Самарканда. Сын кулака и торгаша пухплатками, лишенца.

Вероятно, это был черновик официального документа, который отправился в Узбекистан и лишил бывшего губерлинца Л. надежды на службу в армии, равной которой не было от тайги до британских морей… 




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
17.09.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел