Война с пожарами и битва за урожай: чем жил Орск в июле 1953 года?

20.07.2018
5629

Парк Металлургов, п. Никель, 50-е гг. Фото ОКМ

Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы узнаем, какие вопросы местная власть решала в июле 1953 года. Страна уже вступила в новую эпоху – эпоху без Сталина. Но этого еще никто не прочувствовал: до разоблачения «культа личности» оставалось еще почти 3 года, ГУЛАГ продолжал действовать… И все же государственная система, а с ней и вся страна, начала меняться.

 

Половина орских машин направляется в деревни

Холодным летом 53-го орские власти готовились к решительной битве за урожай. Страна еще не пришла в себя после недавно завершившейся войны, и в деревнях не хватало ни техники, ни рабочих рук. Поэтому на уборку хлеба и подсолнечника приходилось наваливаться всем миром: Орск обязали направить в близлежащие колхозы 2,5 тысячи человек и 100 грузовых машин!


Горожане должны помочь колхозам и совхозам

Представляете, скольких трудов сейчас стоило бы набрать по городу столько людей? А тогда – ничего, справлялись. Партия сказала «надо» - куда деваться?

Судя по документам, сложнее было мобилизовать на битву за урожай даже не людей, а технику. 100 машин – это цифра для послевоенного Орска просто огромная! И составляли списки так:

 — Привлечь на период уборки… 50% действующего грузового автотранспорта всех предприятий, независимо от ведомственного подчинения и характера выполняемых работ, за исключением [далее следует перечень стратегически важных отраслей, с предприятий которых нельзя просто так забрать половину техники, - прим. Урал56.Ру], по которым привлечь… 10% действующего автотранспорта. Установить для каждого автомобиля… задание по вывозу зерна и семян масличных культур в объеме 6 тысяч тонно-километров из расчета на полуторатонный автомобиль.

Решение №382 от 9 июля 1953 года

Но и этих машин катастрофически не хватало. Поэтому орские власти привлекли другой, испытанный временем, ресурс: гужевой транспорт. Проще говоря, старых добрых лошадок.

 — Установить для предприятий, организаций и учреждений имеющих лошадей, обязательные задания по вывозу зерна и семян масличных культур… в размере 50 тонно-километров на каждую лошадь.

Решение №382 от 9 июля 1953 года 


«Трудовая повинность» при тушении степных пожаров

А еще летом 1953 года в Орске и его окрестностях бушевали пожары – многое изменилось за прошедшие 65 лет, но орский климат остался прежним, поэтому сухая степная трава полыхала так же, как полыхает сейчас… И орский горсовет принял ряд мер, которые должны были бы уберечь народ от беды.


Чтобы ни искры в сухую траву не попало

В частности, было велено обеспечить всю технику средствами пожаротушения (интересно, что на первом месте в перечне этих средств красовались метлы); оснастить все двигатели искрогасителями; провести опашку железнодорожных путей. Этот пункт требует пояснений: дело в том, что именно поезда были в то время главным источником опасности. Ведь вагоны тянулись паровозами, которые топились каменным углем. Из их труб летели снопы искр, они-то обычно и становились причиной степных пожаров.


Площадь Комсомольская, начало 60-х. Фото ОКМ

Но самое интересное в этом документе опять-таки касается привлечения к работе людей и техники. Представителям власти разрешалось привлекать к тушению местных жителей и их транспорт (в первую очередь, конечно, лошадей) «в порядке трудовой и транспортной повинности».

 — Лица, привлекаемые к тушению степных пожаров в порядке трудовой и транспортной повинности, обязаны явиться по вызову исполкома райсовета, в сроки и места, указанные райсоветами, имея при себе необходимый для тушения пожара инвентарь.

Решение №400 от 29 июля 1953 года 


Затягиваешь сроки? Объясняйся с министром!

Еще одна извечная орская проблема, которая не потеряла остроты за 65 лет, это проблема экологии… Впрочем, кое-что все-таки изменилось: если сейчас народ обычно возмущается из-за промышленных выбросов, а местные власти пытаются дистанцироваться от проблемы (и полномочий у них нет, и рычагов для воздействия на промышленников нет), то раньше горсовет вел себя с директорами заводов очень жестко!


ЧЛены горсовета были недовольны руководством крупных предприятий

Экологические мероприятия, как мы видим, проводились неудовлетворительно, должных мер директорами ТЭЦ и Никелькомбината не принималось! И только «пропесочкой» нерадивых руководителей дело не закончилось: в Москву полетели телеграммы. Одна – в министерство электростанций и электропромышленности (так оно в те годы называлось), вторая – в министерство машиностроения. Уж как министры на это отреагировали, неизвестно, но вряд ли выписали местным директорам благодарность за хорошую службу…


ДК Нефтехимиков, 1953 год. Фото ОКМ

А вот – еще документ. Тот же месяц, но другое заседание. Директора 4 орских предприятий допускают сбросы отходов в городские водоемы, а строить очистные сооружения не спешат!

И – снова телеграммы. «Довести до сведения министра нефтяной промышленности… министра путей сообщения… министра машиностроения…». И тут же, на месте, не дожидаясь реакции из Москвы: «Обязать директора в пятидневный срок…»


Чистота воды - так же важно, как чистота воздуха

Да уж, умели власти того времени найти подход и к самым сильным мира сего!

 

От площади Вокзальной до станции Гудрон…

Известно, что автобусы начали курсировать по Орску в середине 30-х годов. В одном из прошлых выпусков проекта мы уже рассказывали о тарифах, которые были утверждены в 1938 году: дети платили за проезд по 10 копеек, взрослые – по 50… В общем, автобусы к 1953 году были совершенно привычным, традиционным для Орска видом транспорта. А первый орский трамвай побежал по рельсам в 1948 году.

К 1953 году в Орске действовало 7 маршрутов городского общественного транспорта – 3 автобусных и 4 трамвайных.


Маршруты 65-летней давности

Если кто не знает, улицей Сталинградской в то время называлась нынешняя Машиностроителей, то есть автобус-единичка шел до Второго участка. Двойка везла людей на железнодорожный вокзал, тройка – на Гудрон… Кстати, вы знаете, почему за нынешним поселком Степным закрепилось это имя? Да потому, что изначально там планировалось построить нефтеперегонный завод! Потом строительство перенесли на площадку нынешнего ОНОСа, а название «Гудрон» осталось официальным для железнодорожной станции, расположенной в тех краях…

И еще одно уточнение: когда в расписании указывали «автовокзал», имели в виду не нынешнюю площадь Гагарина, а площадь Богдана Хмельницкого – вплоть до 1987 года городской автовокзал располагался именно там, в Старом городе. Кстати, и свое имя – Богдана Хмельницкого – эта площадь приобрела как раз в 1953-м, а до этого называлась Автовокзальной (а еще раньше, до революции, она была Садовой… но мы, кажется, уже слишком отвлекаемся).


Остановка ДК Нефтехимиков, начало 60-х. Фото ОКМ

Что же касается трамваев, то единичка ходила от Соцгорода (Нового города) до Никеля, двойка – от Соцгорода до Крекинга (ОНОСа), тройка – от Никеля до Старого города, а четверка – от Соцгорода до Старого города..

 

На этом путешествие в 1953 год мы завершим. Но ровно через неделю, в следующую пятницу, вернемся к теме и узнаем, чем Орск жил накануне больших перемен - скажем, в июле 1989-го. Следите за обновлениями в нашей рубрике «Ретро56»!




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
20.07.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел