Наведение чистоты и «усиление репрессий»: чем жил Орск в июне 1936 года?

04.06.2018
7013

«Красная площадь» — центр довоенного Орска

Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы ознакомимся с решениями, принятыми в июне 1936 года.

 

Новая жизнь — в новом городе

Летом 1936 года орские власти принимали по-настоящему судьбоносное решение: они официально постановили перенести центр города из Старого города в Новый:

 — …Поскольку рассматриваемый новый город будет являться административно-культурным центром для будущих городов и рабочих поселков, считать необходимым одновременно со строительством нового города спроектировать и приступить к строительству моста через Урал, который будет связывать население правого берега с левым берегом Урала.

При обсуждении этого вопроса на заседании горсовета присутствовали граждане с фамилиями Шмидт и Итинсон… Они были вовсе не орчанами. Дело в том, что в 30-х годах в нашем городе работала интернациональная группа специалистов, которые возводили в СССР «города будущего».

1929 год, Германия. Экспериментальный рабочий поселок Праунхайм возле Франкфурта-на-Майне. Один из первых «городов будущего». Фото из книги «Ernst May und das Neue Frankfurt»

Идея родилась в Германии. Предполагалось, что новые города будут состоять из простых, недорогих (и, что важно, типовых – до этого-то строительство осуществлялось по индивидуальным проектам) домов с небольшими квартирами, но зато со всеми удобствами – чтобы в них могли с комфортом жить семьи обычных рабочих. Внутри каждого такого квартала должны были располагаться объекты инфраструктуры: магазины, госучреждения, школы, детсады и так далее.

Возводить эти новые города предполагалось «с нуля»: чтобы не сносить исторические здания, не мучиться с перекладкой коммуникаций… Уж лучше в чистом поле сделать все так, как надо, по уму: трубы проложить, натянуть провода, построить дороги.


1935 год, строительство Соцгорода в Орске (нынешний проспект Мира). Сейчас – центр города. Тогда - голая степь

И вот группа западных ученых приехала в молодую советскую Россию, чтобы воплотить в жизнь свои амбициозные планы. Чистых полей здесь было (да и до сих пор есть) предостаточно, к тому же полным ходом шла индустриализация, рабочих в стране становилось все больше и больше, их требовалось обеспечивать жильем… Да и, вообще, к революционным идеям в СССР относились лучше, чем в консервативной старушке Европе.

Поэтому группа ученых из Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии подписала контракт с руководством СССР на строительство экспериментальных «социалистических городов» в нескольких точках страны: Магнитогорске, Сталинске (теперь это Новокузнецк), Караганде, Сталинграде (теперь – Волгоград), Макеевке… и Орске.

В нашем городе работала группа специалистов под руководством голландца Марта Стама и швейцарца Ганса Шмидта. Это были специалисты в области строительства, связи, транспорта, планирования работы объектов образования и здравоохранения… Общими усилиями они должны были создать идеальный город, удобный для жизни и прекрасный во всех отношениях!


Эскизы из генплана 1935 года. Так должен был выглядеть центр «идеального» Орска. Фото из фондов ОКМ

И вот в первой половине тридцатых годов в пустой степи, далеко от центра Орска, появились первые здания. Это нынешние дома 10 и 16 по переулку Музыкальному, а также детсад №11 и здание яслей (теперь – станция «Скорой помощи») – тогда они относились к 8 кварталу Нового города.


Орских начальников не во всем устроила работа иностранцев

Горсовету дома не понравились: «Начатое строительство показывает плохую, некрасивую архитектуру домов – их однообразие, мрачность и т.п. Поэтому [нужно] поставить вопрос о коренном изменении архитектуры домов и бытовых учреждений».


Музыкальный, 10. Так сейчас выглядит здание, которое в 1936 году сочли некрасивым и мрачным

Строительство продолжилось уже с учетом критики, и вскоре в Орске появился первый в СССР типовой пятиэтажный дом — прародитель «хрущевок». О нем мы рассказывали в одном из предыдущих выпусков нашего проекта.

 

За коммуналку отвечала милиция

Наступило лето, и в Орск пришла жара. А вместе с ней – и пыльные бури. Это сейчас нам кажется, что проблема – новая, что возникла она, когда лед зимой придумали обильно посыпать «горняшкой». Нет, друзья, наши с вами предки, жившие 80 с лишним лет назад, тоже злились на ветер, гоняющий по улицам тучи пыли. Вот, например, что рассказывает в своих мемуарах Владилен Николаев, приехавший в наш город ребенком в конце 30-х. Первая увиденная пыльная буря запомнилась ему на всю жизнь:

 — Летом в Орске месяцами стояла сухая жара. Дожди выпадали очень редко. Но совсем нередким явлением был так называемый «орский дождь»: по улицам проносился столб пыли и мелкого песка, поднятый вихревым движением воздуха, мини-смерчем…

Владилен Николаев, «Моя жизнь». Проза.Ру

Так вот: в 1936 году местные власти пытались решить эту проблему, поливая центральные улицы водой. Центральные – это Карла Маркса, Парижских коммунаров и Энгельса.


«Поливальная машина» образца 1936 года

Специальных машин, конечно, не было (их, будем честными, и сейчас почти нет, в этом смысле за 80 лет мало что изменилось), и поливка осуществлялась так: лошадь запрягали в телегу с бочкой, на телегу становился рабочий с ведром на длинной ручке, плескавший воду на дорогу. Плескать ее следовало дважды в день: утром с 6 до 8 и вечером с 18 до 19. А за тем, чтобы установленный порядок не нарушался, следила милиция. Следила, впрочем, плохо, горсовет ее ругал…


Вопрос принципиальный, по нему выступали сразу 3 человека

Вторая извечная беда нашего города – нехватка зелени. Чтобы обезопасить немногочисленные деревца, горсовет 17 июня издал «обязательное постановление»: провести ограждение зеленых насаждений оградой из проволоки или дерева. Чтобы зелень не засыхала, ее следовало постоянно пропалывать, рыхлить и поливать


Владеешь домом - отвечаешь и за деревья!

А гражданам было строго запрещено ходить по газонам, ломать деревья и рвать посаженные цветы. За нарушение – штраф до 100 рублей или принудработы до месяца! Следить за исполнением постановление велели… Ну, тут понятно: тем же, кто и за поливкой улиц следил. Милиционерам. 

И в продолжение коммунальной темы. На июньском заседании депутаты констатировали: «Горкомхоз (аналог нынешнего УЖКХ) недостаточно твердо вел борьбу за санитарное состояние города»! В частности, берега Урала завалены мусором; улицы в навозе; в «зрелищных местах» и госучреждениях дезинфекция производится несвоевременно… В итоге горкомхозу дали 20 дней на то, чтобы навести порядок. А начальнику милиции (такое ощущение, что он один отвечал за «коммуналку») указали «на слабую работу с нарушителями санитарного состояния города».

 

Ни мяса поесть, ни зубы почистить

Вызывало нарекания со стороны депутатов и качество торговли. Возмущала народных избранников, опять же, антисанитария, царившая в магазинах:

 — В магазине Мясотреста… пол и прилавки грязные, горячей водой и хлорной известью не моются, под прилавками грязь и мусор… В разрубочном отделении пол грязный, покрыт жидкостью… В магазине Союзрыбсбыта… на полу сор, шелуша от семечек и рыбная чешуя. Санитарная книга находится в безобразном состоянии, состоит из отдельных листков и засижена мухами.

Были претензии и к ассортименту товаров:

 — Мясо говяжье всех сортов отсутствовало за исключением свинины… Отсутствовали рыбные консервы и копчености – лещ, вобла и пр. В магазине ГОРТа Крекингстроя нет мяса, соли, топленого масла, зубных щеток. Хлебом он торгует с перебоями…

В итоге депутаты постановили: на директоров магазинов наложить административное взыскание, а через 5 дней провести очередные проверки. А самые плохие магазины и вовсе было решено закрыть:


За нарушение культурной торговли магазин закрыть!


Карательная политика правильная...

На июньском заседании горсовет оценил, хорошо ли в Орске поставлена борьба с преступностью. Депутаты вынесли вердикт, внесенный в протокол: «Борьба с преступностью в основном проводилась правильно. Карательная политика суда правильная».

Приводятся в документе конкретные цифры: за первый квартал 1936 года осуждено 237 человек. Перечислены и самые «популярные» статьи: 47 за хулиганство, 27 – за хищения соцсобственности (то есть у государства), 21 – за кражи у частных лиц, 29 – за растрату. За что остальные 113? Можно только догадываться. 

Депутаты похвалили судей за то, что они стали работать лучше, допускать меньше, так сказать, брака: «Если в 35 году отмена касс. коллегией приговоров была 36%, то в 1 квартале 36 отмена приговоров сократилась до 5%». Здесь, конечно, можно усомниться: так ли уж стремительно вырос уровень профессионализма судей? Может, просто кассколлегия стала менее гуманной? Приближались 37-38 годы, годы «Большого террора», гайки закручивались повсеместно…

При этом депутаты указали и на минусы:

 — Недостаточно ведется борьба со спекуляцией. Совершенно не ведется борьба с шинкарством (незаконной торговлей спиртным – прим. Урал56.Ру) на новостройках. Сроки рассмотрения дел еще велики: за 10 дней рассмотрены 11%, до 1 месяца – 32%, до 3 месяцев – 29%, до 6 месяцев – 12%, свыше 6 месяцев – 16%. Ненормальным является то обстоятельство, что большинство дел рассматривается в камере суда.

В итоге, обсудив сложившуюся ситуацию, горсовет решил принять ряд мер. Вот они:


Так в Орске планировалось победить преступность

Что ж, выражение «усилить репрессии» само по себе говорит о многом. Конечно, речь в данном случае шла не о политических уголовных делах, а о «бытовых»... Но репрессии такая уж штука: закручиваешь одну гайку – и вторая подтянется. Приближались, напомним, зловещие годы. А пока орские депутаты, которые подписывали эти документы, еще и не подозревали, что совсем скоро некоторые из них окажутся врагами народа, и «усиление репрессий» в полной мере прочувствуют на себе.


Частные вопросы

Ну, а напоследок давайте посмотрим, с какими просьбами к народным избранникам тогда обращался собственно народ.

Вот, например, рабочий Петр П. попросил восстановить его в избирательных правах (что это значило, мы уже рассказывали в одном из прошлых выпусков). Депутаты посмотрели биографию: 6 лет трудится на стройке, на самых нижних должностях, во всем вроде положительный… Но отец в 20-х годах был раскулачен, да и сам служил когда-то рядовым в белой армии. Отказать.

А вот к колхознице Лукерье Б., тоже лишенке, депутаты проявили снисхождение. Она была лишена избирательных прав — из-за мужа, арестованного в 1933 году за контрреволюционную деятельность. С тех пор работала в колхозе, «к поручениям относилась ответственно, замечаний не имела». Восстановить.

Колхозник Ефим К. просил снизить план посева картофеля. Ему уже 65 лет, и растить картошку на 0,25 гектарах ему не по силам… Но депутаты ознакомились с документами, присланными сельсоветом, и решили: «план сева и начисление картофеленалога преподнесено правильно». Отказать.


Старость — не повод снижать «картофеленалог»

Кустарь Федор К. хотел избавиться от 50-рублевого штрафа за «самовольную порубку чилиги». Депутаты обсудили дело и сочли, что штраф был наложен справедливо: за браконьерство нужно наказывать. В удовлетворении жалобы отказать.

А конюх Григорий А., которого оштрафовали на 20 рублей за отказ выполнить требования милиционера, добился-таки справедливости. Дело в том, что милиционер заставлял его убрать труп собаки, валявшийся у ворот учреждения, где работал Григорий… «Штраф снять, как неправильно наложенный».

 

На этом экскурсию в июнь 1936 года мы закончим. А ровно через неделю, в следующую пятницу, снова заглянем в архив и узнаем, чем жил Орск в военное время. Следите за обновлениями в нашей рубрике Ретро56!




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.





Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
04.06.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел