
В зале Октябрьского районного суда Орска
Безусловные доказательства
На этот раз представитель администрации и зампред территориальной избирательной комиссии Советского района принесли в суд доказательства законности принятого решения — письма от арендаторов помещений, которые дают свое «безусловное согласие» на их использование мэрии. Это вызвало удивление у Узакбаева.
— Я не против того, чтобы оптимизировать количество избирательных участков. Но зачем переносить их в помещения, которые никакого отношения к муниципалитету, региональному собственнику, федеральному собственнику отношения не имеют. Это во-первых. Во-вторых, у меня простое объяснение: на сегодняшний день... я не знаю под каким предлогом предприниматели дали согласие. Такое дали согласие, прям «безусловное», что готовы предоставить помещения, — сказал Сагындык Узакбаев.
Без главы
Глава Орска Василий Козупица, который мог выступить в качестве соответчика в суде, на заседание не пришел. Вместо этого он предоставил письмо, в котором просит провести суд без него.
Все будет не так страшно?
По мнению Узакбаева, новое местоположение участков очень неудачное и даже опасное. Ранее также звучало мнение, что избирателям придется тратиться на транспорт, чтобы приехать и проголосовать. Судья напомнила, что в день довыборов за подписями будут приходить и домой к жителям округа №19. Кроме того, помещения для голосования и не должны находиться в центре избирательного участка.
— Где указано, что помещение должно находиться в центре избирательного участка? Когда выборы организуют, у нас люди в конце-концов ходят и по домам, — сказала судья.
— Территориально ни один избиратель не будет лишен своего права проголосовать. То есть он будет прикреплен к тому или иному УИКу. То количество избирателей на 19 округе, которое с учетом переездов избирателей в 20, 21, 22 году, не изменится в большую или меньшую сторону, — сказал Алексей Пеняскин.
А в следующем году?
Узакбаев предположил, что довыборы по 19 округу могут быть и в следующем году. Вопрос — что где они будут проходить, если предприниматели вдруг откажут?
— На следующий год, я опять предполагаю, если будут довыборы по 19 округу, и предприниматели не смогут предоставить эти помещения, вы куда пойдете? Снова в школу вернетесь? — сказал Сагындык Узакбаев.
Кандидат — не кандидат?
Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии поспорил в Узакбаевым по поводу его статуса. По мнению Пеняскина, Узакбаев вовсе не кандидат, а понятия потенциальный кандидат вообще не существует.
Алексей Пеняскин: — На момент подачи административно-искового заявления вы были зарегистрированы как кандидат?
Сагындык Узакбаев: — Я не мог тогда быть зарегистрирован.
Алексей Пеняскин: — Потому что вы только сдали документы?
Сагындык Узакбаев: — Да. Необходимую справочку суду я предоставил.
Алексей Пеняскин: — То есть на момент подачи заявления вы не являлись кандидатом в депутаты. Как ваши права нарушены? Ваши личные.
Сагындык Узакбаев: — На сегодняшний день, я еще раз говорю, я являюсь потенциальным кандидатом. Вот когда будет у меня решение суда областного, и когда выйдут все сроки, вот тогда да.
В ответ на это Узакбаев сказал, что «безусловное согласие» тоже смутное понятие.
Алексей Пеняскин: — Вот на сегодняшний день ваше право как нарушено? Такого понятия «потенциальный кандидат» нет!
Сагындык Узакбаев: — Понятия «безусловное согласие» тоже нет.
Ранее суд переносил заседания из-за недостатка данных с обеих сторон. 27 июля мэрию попросили предъявить договоры с собственниками помещений, а Узакбаева — точнее изложить свои претензии, ведь затрагиваются уже его интересы. Кроме того, суд решил привлечь третье лицо — территориальную избирательную комиссию. Позже, 1 августа — администрации и территориальной комиссии потребовалось время, чтобы ознакомиться с бумагами, которые принес Узакбаев.
Все началось с того, что в 2022 году избирательная комиссия провела реорганизацию в Орске. Самым заметным изменением стал перенос двух избирательных участков из школы №24, где директор Вячеслав Ращупкин, победивший на двух последних выборах. Еще один участок перенесли из муниципальной организации «САТУ». Сам Вячеслав Ращупкин — бывший член «Единой России», перед последними выборами он примкнул к оппозиции, так как не смог реализовать себя в правящей партии, разочаровавшись в ней.
Новым местом для голосования стали гостиница «Фиеста» и здание, адрес которого совпадает с расположением фабрики матрасов «Виколь». Позже председатель территориальной избирательной комиссии Советского района города Надежда Середина объяснила причины переноса участков.
Было 6 участковых избирательных комиссий, но число избирателей сократилось, появились участки и меньше 1000 и чуть больше 1000. Кроме того, у пожарных нередко возникали претензии к ПБ на участке № 1290, расположенном в «САТУ». Однако основной мотив пересмотра границ заключался в «выравнивании» участков. Ранее границы некоторых из них были «рубленные», иногда половина улицы относилась к одному участку, вторая — к другому. Так, в школе № 24 было 3 комиссии. Еще одна комиссия располагалась в школе №10. В итоге все эти участки «смешали», укрупнили и сделали более ровные границы, убрав из списка школу №24 и здание МУП «САТУ». По словам Надежды Серединой, учитывались остановки транспорта и безопасность для пешеходов.
Разумеется, появились те, кто не одобрил это решение. Например, Сагындык Узакбаев. Ранее мы также сообщали, что ему отказали в участии в довыборах. Узакбаев подавал иск, но ему отказали вновь. Решение об отказе приняли в связи с имеющейся у него судимостью по ч.2 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору». В 2020 году она была с него снята.