14 мая 2021 • Пт • 18:24
$ 74.36 € 89.93
Сейчас:
+12°C
Утром
+17°C
Днем
+27°C

#Ретро56: 68-летняя история детской железной дороги в Оренбурге

Александра Воронцова, Урал56.Ру
05.03.2021
1808
68 лет назад в городе Чкалов, так назывался Оренбург с декабря 1938 по декабрь 1957 года, началась история детской железной дороги. Спустя десятилетия она остается одной из любимых достопримечательностей у оренбуржцев и гостей города.

Станция «Комсомольская». Фото: «Оренбургская детская железная дорога ОДЖД» во ВКонтакте

Строительство малой железной дороги на правом берегу реки Урал началось 19 мая 1953 года. Инициаторами выступили руководство Оренбургской железной дороги и комсомольцы города.

Фото: «Оренбургская детская железная дорога ОДЖД» во ВКонтакте

Стройка велась ударными советскими темпами: на все работы потребовалось всего... 68 дней! В ней принимали участие железнодорожники: они отсыпали земляное полотно будущей магистрали, строили искусственные сооружения, где это было необходимо. Весомый вклад внесли и комсомольцы. Они прокладывали уступ на каменистом берегу. По некоторым данным, всего в строительстве принимали участие порядка 9 тысяч человек!
Особенно энергично работали трудящиеся Железнодорожного и Кагановичевского районов. Не было ни одного работника предприятия, который не считал бы своим долгом отработать на линии несколько дней, удлинить хотя бы на несколько метров земляное полотно.
Газета «Чкаловская коммуна»
1953 год
26 июля 1953 года состоялось торжественное открытие. Под звуки оркестра отправился в путь первый поезд, который состоял из паровоза Кв4-017 и пяти четырехосных пассажирских вагонов дореволюционной постройки.

Фото: «Оренбургская детская железная дорога ОДЖД» во ВКонтакте

Протяженность пути составляла пять километров, работало три станции и две платформы. На всех остановочных пунктах возвели деревянные станционные постройки и высокие платформы, собранные из досок.

Фото: «Оренбургская детская железная дорога ОДЖД» во ВКонтакте

В дальнейшем путь продлили еще на 800 метров, конечную станцию перенесли, а старые вагоны заменили на новые. Всего было уже четыре станции – Комсомольская (начальная), Пионерская, Кировская и Дубки (конечная).

Фото: «Оренбургская детская железная дорога ОДЖД» во ВКонтакте

1990-е годы были кризисными для всей страны, отразился он и на оренбургской детской железной дороге. Детские лагеря «Дубки». В 1993 году пожары полностью уничтожили станцию «Комсомольскую», в 1997 году – станцию «Дубки». Да и само железнодорожное полотно начало приходить в негодность.

Вокзал станции Комсомольская. Фото из юбилейного буклета ОДЖД

В 1999 году в ситуацию вмешался глава города Геннадий Донковцев, после чего началась реконструкция ДЖД – за несколько последующих лет полностью восстановили остановочные пункты, провели капитальный ремонт локомотивов, отреставрировали железнодорожное полотно.
Помогло руководство города, управления Южно-Уральской железной дороги и молодежных организаций. Тогда областным комитетом по делам молодежи руководил бывший юный железнодорожник Дмитрий Кулагин. Главой Оренбурга был Геннадий Донковцев. Они заверили, что детская железная дорога будет работать. Так и получилось.
Виктор Бояркин
Хранитель музея ДЖД, бывший железнодорожник
(Цитата по Орен1.Ру)

Детская железная дорога в Оренбурге, 2017 год

К 2012 году на детской железной дороге завершили глобальную реконструкцию, с заменой путей и подвижного состава. Сейчас действуют три станции и один остановочный пункт. Станция Комсомольская находится в центре города возле пешеходного моста через реку Урал. Далее идут Кировская, Пионерская и Дубки — детские оздоровительные лагеря.

Станция «Комсомольская» в наши дни. Май, 2017 года

Движение поездов на детской железной дороге осуществляется с начала июня до конца августа. В остальное время подвижной состав хранится под открытым небом на станции Дубки.

На детской железной дороге. 2017 год

Ежегодную летнюю практику на Оренбургской детской железной дороге проходят дети. Сначала они знакомятся с трудом железнодорожников по организации движения поездов, работой локомотивного и вагонного хозяйств, хозяйств пути, связи, централизации и блокировки. А летом ребята работают качестве машинистов тепловоза, дежурных по станции, проводников пассажирского вагона и осмотрщиков вагонов.

В феврале 2021 года стало известно, что железнодорожной станции «Комсомольская» вернут исторический облик.
Этот вопрос губернатор Оренбургской области Денис Паслер обсудил с начальником Южно-Уральской железной дороги Анатолием Храмцовым. Реализовывать проект будет недавно созданное министерство архитектуры. Сроки начала и окончания работ пока не называются.




Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Александра Воронцова
Урал56.Ру
05.03.2021 Область

Календарь материалов

Май
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на наш канал в Viber

9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел