
13 февраля 1936 года в Орске, на стройке никелькомбината, произошел скандал. Заведующий магазином напал на «группу легкой кавалерии» и обозвал «кавалеристов» идиотами, о чем был составлен акт, который до сих пор хранится в местном филиале государственного архива. Причем кавалеристы были пешими, никаких лошадей при них не было. Что же безлошадные конники не поделили с работником торговли? Давайте разбираться.
«Легкая кавалерия» была создана в СССР в 1927 году. Это были комсомольские группы, которые боролись с бюрократизмом, косностью и прочими нехорошими вещами. Логика была такая: ответственные работники, которые, может, и отличились в годы Гражданской, со временем теряют боевой задор, а с ним и бдительность. Привыкают к спокойной сытой жизни, начинают относиться к обязанностям спустя рукава, не слышат голоса трудового народа. Чтобы держать их в тонусе, пылкой молодежи дали поручение: устраивать внезапные «рейды», «налеты» (как легендарные буденновские конники налетали на буржуев – отсюда и название «легкая кавалерия»), выявлять недостатки, обличать сильных мира сего, не боясь ни чинов, ни званий...
Середина 30-х, Красная площадь в Орске. Автор фото неизвестен
Вообще, нечто подобное существовало и при других революционных режимах: китайский вождь Мао Цзедун, например, требовал от своих юных хунвейбинов открыть «огонь по штабам» - тряхнуть зажиревших при власти соратников…
Так вот: «легкая кавалерия» была создана, как нетрудно догадаться, с легкой руки товарища Сталина. Выступая на VIII съезде ВЛКСМ, он заявил, что задача комсомольцев – «беспощадная борьба с бюрократизмом, организация массовой критики снизу». Товарищ Бухарин это чутко уловил и вскоре разработал целую доктрину: комсомольские отряды должны стать «своего рода летучим неофициальным контролем», «выкопать бюрократического противника, застать врага на месте преступления». Официально положение было закреплено в декабре 1928 года, когда ЦКК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ издали циркуляр «О группах “легкой кавалерии”». Там указывалось, что задача отрядов – «борьба с бюрократизмом и бесхозяйственностью в государственном, хозяйственном, кооперативном и профсоюзном аппарате».
Акт, составленный отрядом «легкой кавалерии» зимой 1936 года
Ну, и в результате 13 февраля 1936 года трое комсомольцев – юные товарищи Дешин, Матус и Сидоров – в сопровождении санитарного инспектора Сорокиной совершили «кавалерийский налет» на магазин №11 Универторга, расположенный в поселке Никельстроя. Что же они там обнаружили? Заглянем в архивный документ:
Нарушение это более существенно, чем может показаться. И сейчас продавец обязан размещать ценники на видных местах – это требование закона «О защите прав потребителей», но такое требование введено в интересах покупателя. А тогда… Магазин-то был государственным, и товар в нем – собственностью социалистического государства. Если продавец называл цену устно – с большой долей вероятности, она могла оказаться завышенной. Носки мужские шелковые, которые государство оценивало в 3 рубля 20 копеек, он мог продать за 3-40, а 20 копеек разницы положить в карман; чеков тогда не выдавалось, за руку поймать жулика было трудно.
Были обнаружены и проблемы иного рода:
Но главное, что возмутило комсомольцев – это хамское отношение со стороны заведующего магазином. Тот – судя по всему, немолодой и уважаемый в поселке человек – был сильно недоволен тем, что к нему заявились какие-то сопляки, да еще и смеют его, опытного работника торговли, поучать:
Задетые за живое, комсомольцы составили акт, который направили в горсовет:
Решение городского Совета
Да, молодежь; да, молоко на губах не обсохло. Но хамить «легкой кавалерии» никому не позволено!
Излишняя горячность и пренебрежение к правилам торговли (но в первую очередь, похоже, горячность) стоили завмагу должности. В решении Совета его даже лишили буковки «т» – «товарищ». Это был очень нехороший знак.
Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.