29 марта 2024 • Пт • 18:46

В школу по морозу – в мамином пальто… Как орская система образования действовала в военные годы

25.06.2020
3396
1937 год, в буфете школы №1 (сейчас – школа №10). Фото ОКМ

В рубрике Ретро56 мы уже не раз рассказывали о том, как была организована жизнь в Орске военного времени: как жители города ютились в землянках и подвалах, как собирали теплые вещи для бойцов Красной Армии, как учились спасаться от вражеских бомб и зажигательных снарядов… Сегодня же мы заглянем в протокол одного заседания городского Совета, которое состоялось 25 июня 1943 года. На нем депутаты подводили итоги только что завершившегося учебного года и решали, как выстроить работу школ в году следующем. В этом официальном документе приводятся факты, которые из нашего относительно благополучного времени выглядят жуткими и невероятными.


Протокол 77-летней давности

Как мы знаем, некоторые (да не просто некоторые – самые новые, самые лучшие) школы в военное время были переоборудованы под госпитали – в них лечились раненные в боях солдаты. Госпитали действовали, например, в зданиях нынешних школ № 8 и 49.

О том, как ученики 8 школы ходили на занятия зимой 1942-43 годов (их перевели учиться – в несколько смен – в школу № 6), рассказала депутат Алмазова:

В каких условиях работала школа №8? Школа вынуждена была переехать за 3 километра… Дети полураздетые вынуждены были ходить по 3-5 километра. В этом году мы имели много детей, не охваченных школой из-за того, что они не имели в чем посещать школу, нет ни обуви, ни одежды… Приходилось сокращать занятия из-за невозможности сидеть в классе, так как температура была ниже нуля… Учителя были вынуждены ходить по квартирам, давать консультации на дому.

Тов. Алмазова
Впрочем, детям пришлось потесниться не только из-за раненых. В бывших классах, в школьных коридорах и в столовых располагались всевозможные учреждения, а иногда и промышленные предприятия:
В 48 школе – переучетный пункт, в 19 школе комната, отделанная для столовой, занята аптекоуправлением. Часть [учебных] помещений была передана под оборонные цеха.

Тов. Скуратовский 

Иногда учеба срывалась по такой причине: в Орск прибывал очередной эшелон с рабочими очередного эвакуированного предприятия. Лишнего жилья в городе нет, на улице мороз; куда девать людей, измученных неделями пути? Здесь тоже выручали школы. В ущерб, конечно, образовательному процессу:

Когда начали принимать эвакуированных, школа 19 была заселена, и так несколько раз. Доходило до того, что школьники начинали заниматься, но прибывали эвакуированные, и занятия были прекращены. Учителя ходили по домам, давали консультации, но мы все понимаем, какая может быть достигнута успеваемость в таких условиях… 

Тов. Крапивник
Так и строился учебный процесс в военное время: ребенок – плохо одетый и голодный – шел по морозу 5 километров до школы (популярный в наши дни термин «шаговая доступность» тогда был не в ходу по уже названным причинам) и садился за парту в классе, где было не многим теплее, чем во дворе… Неудивительно, что многие семьи предпочитали пожертвовать образованием и оставляли детей дома – в условиях кошмарных, которые сейчас и представить себе трудно…
Вчера я делала обследование по Ленинскому району. На Кирпичном поселке есть две землянки Треста… там койки двухъярусные, один столик. На одном ярусе живет одна семья, на втором – другая. И там же находятся дети, которым нет никакой возможности заниматься, потому что одни уходят на работу, другие приходят с работы, тесно, грязь. А ребята неплохие, имеют желание учиться… Нет для них условий. Мать говорит, что дала бы [сыну] свое пальто, обувь, да негде заниматься… Повторяю, ребята неплохие, а в таких условиях они могут избаловаться.
Тов. Жидунова
Что ж, могли и избаловаться. Увы, это еще одна характерная деталь военного времени: голодные, ожесточенные, лишенные внимания подростки сбивались в стаи… О шпане тех лихих годов много книг написано – и это, похоже, совсем не выдумки, факты находят подтверждение и в официальных документах:
Вечерами большинство детей находятся на улице, занимаются озорством, хулиганством, и учителя никакого внимания на это не обращают… Учтите, что сейчас глава семьи находится на фронте, мать и старшие члены семьи работают, подросток предоставлен сам себе, а учителя от этого дела устранились.

Тов. Кошелев 
Это заявление сделал депутат. Его краткое выступление так задело городского прокурора, что она (эту должность тогда занимала женщина) потребовала слова и произнесла удивительно эмоциональную – для человека в погонах, насмотревшегося на всякое – речь:
Если мы имеем преступников среди несовершеннолетних, то это в большинстве своем дети, отставшие от школы. Но это не кретины, не уроды, а очень живые дети. Мать – работница, отец – на фронте, исключительно дети красноармейцев! Разве вы не понимаете своей ответственности перед фронтовиками, которые кровь свою проливают, жизнь кладут за счастье своих детей, а в результате ребенок его попал в тюрьму… Вы посмотрите, мать фронтовика, жена фронтовика приходит и говорит, что ничего не может сделать со своим сыном или внуком. А разве школа не может ей помочь? Как тяжело обвинять, когда ему 13 лет! Я постараюсь сделать кого-нибудь из вас общественным обвинителем, когда ему 13 лет, отец на фронте, а мать работница, тогда вы поймете всю тяжесть…

Тов. Чуносова (городской прокурор)
В свою очередь, прокурора, который «прошелся» по педагогам, осадил депутат. Он заступился за учителей, которым в те страшные времена приходилось очень трудно: за рабочего хлопотал директор завода, профильный наркомат, а бюджетник-учитель, как всегда, оказывался самым уязвимым: мало того, что норма выдачи продуктов по продовольственным карточкам ниже, так и отоварить эти карточки удается не всегда:
Мы имеем недостатки в части заботы об учителе. Мы имеем случаи, когда учителям отказали в прикреплении к столовой, отказали в отоваривании книжек, есть случаи, когда учителю не в чем выйти в класс.

Тов. Москаленко 

Ну, и напоследок еще одна яркая деталь из протокола 77-летней давности. Один из депутатов рассказал, как ученики и педагоги школы, расположенной на его округе, решали продовольственную проблему. Самостоятельно, разумеется..

Большинство учащихся школы нуждаются в дополнительном питании. У нас есть пришкольный участок, где пока посадили только картофель, но подсобное хозяйство треста выделило нам 3 га проса. Сейчас у нас две бригады работают на подсобном хозяйстве треста…

Тов. Крапивник
 


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
25.06.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел