1 июля 2025 • Вт • 18:51

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты

16.03.2020
6249
1942 год. Улица Советская, залитая водой во время весеннего наводнения. Фото ОКМ
1942 год. Улица Советская, залитая водой во время весеннего наводнения. Фото ОКМ

В январе 1943 года орским городским Советом были приняты «Правила поведения населения… по местной противовоздушной обороне на территории гор. Орска». В этом документе скрупулезно перечисляются все действия, которые необходимо было совершать жителям нашего города, если вдруг в небе над ним покажутся вражеские бомбардировщики.

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты
Первая и последняя страницы документа (все 6 можно увидеть в фотогалерее внизу статьи)

 

Угрожали ли Орску бомбардировки?

Как мы все сейчас знаем, за все 1418 дней Великой Отечественной войны на Орск не упало ни одного авиаснаряда, и принятые местными властями меры предосторожности нам могут показаться избыточными. Но так ли это на самом деле?

Нет, конечно, не так. Просто представьте себе: 21 января 1943 года наши войска выбили немцев с аэродрома Гумрак (это была завершающая стадия Сталинградской битвы). То есть еще 20 января бамбардировщики Люфтваффе могли подняться с него в воздух – и всего через 1070 километров пути оказались бы над Орском. При том, что максимальная дальность полета «Heinkel» с полной бомбовой нагрузкой – 2400 километров, а «Junkers» – до 3000 километров. То есть теоретически они вполне могли подняться в воздух, отбомбиться по важнейшим предприятиям и вернуться обратно под Сталинград.

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты
Руководство завода цветных металлов (эвакуирован из Кольчугино Владимирской области) на фоне переходящего Красного знамени ГКО, 1944г. Фото ОКМ

Понятно, что путь немецких летчиков оказался бы нелегким (да и почти невозможным), им пришлось бы преодолеть многочисленные заслоны наших войск противовоздушной обороны… Но и соблазн разбомбить один из важных тыловых центров, где ковалось оружие советской победы, мог оказаться велик.

В общем, угрозу воздушного нападения орские власти воспринимали серьезно – и делали, наверное, правильно. Военное время вообще не располагало к легкомысленности…

 

«Граждане обязаны иметь…»

Если у военного командования появлялась информация, что вражеские самолеты проникли в тыл и могут двигаться в сторону города, в нем объявлялось «угрожаемое положение». Об этом сообщали по радио, в газете и через листовки на стенах.

Как только вводилось это положение, люди должны были быть готовы в любой момент встретить атаку с воздуха. В первую очередь – всегда иметь при себе средства защиты, в первую очередь химической (от осколков бомбы разве что толстые стены подвала спасут, а к поражению ядовитыми газами можно и подготовиться):

Граждане обязаны постоянно иметь при себе индивидуальные средства противохимической защиты, а водители конного транспорта, кроме того, конский противогаз или подручные средства защиты для лошадей… Для защиты кожи от отравляющих веществ – ватники, галоши, деревянные сандалии, ватные одеяла, плащи прорезиненные и др.
Вероятно, у вас возникнет вопрос: что это еще за конский противогаз? Да, в те времена, когда кавалерия активно использовалась на поле боя, выпускались и такие. Вот, пожалуйста, иллюстрация из брошюрки «Инструкция по применению конского противогаза КСПФ»:

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты
Иллюстрация из инструкции КСПФ

Почему это отдельно оговаривалось в постановлении горсовета, понятно: представьте себе город, подвергшийся авианалету – люди бегают, по дорогам снуют машины, в том числе медицинские, пожарные, военные… И вдруг движение оказывается парализованным из-за упавшей поперек пути лошади. Пока ее освободят от упряжи, пока оттащат в сторону – будут потеряны драгоценные минуты!

Если специального противогаза у возчика не имелось, допускалось использовать «подручные средства» - обычный мешок, смоченный раствором соды. Им обматывалась лошадиная морда – лучше, чем совсем ничего…

Ну, а людям, помимо легких, требовалось защищать и кожу. Для этого предлагалось использовать одежду из натуральных материалов, которые не расползутся от воздействия кислоты: куртки на вате, деревянная обувь.

 

Город погружается во тьму

Чтобы обезопасить не только себя, но и свой город, граждане обязаны были после введения «угрожаемого положения» соблюдать режим светомаскировки.

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты
Работницы мясокомбината собирают подарки для раненых госпиталя 3640, 1943г. Фото ОКМ

Это значило, что в темное время суток на городских улицах не должно было гореть ни единого огонька. Дело в том, что авианалеты на тыловые объекты производились в основном по ночам. Днем бойцам ПВО проще было сбить вражеский бомбардировщик: его хотя бы было видно. А ночью самолет надо было еще нащупать лучом мощного прожектора, потом навести орудие, и только тогда стрелять…

Но и летчикам ночью воевать было сложнее. Если в городе горят огни, задача проста: сбрасывай бомбы в самое густое пятно света – не ошибешься. А если город погружен во тьму, задача многократно усложняется. Поэтому власти и требовали: никакого света!

Ежедневно с наступлением темноты тщательно закрывать все световые проемы светонепроницаемыми шторами из материи, картона, бумаги или газеты (склеенной в 3-4 слоя окрашенной в темно-синий или черный цвет). 

 

«Щель – простейшее укрытие»

Как уже говорилось выше, от воздействия отравляющих веществ граждан должны были защитить противогазы, повязки и одежда из натуральных материалов.

Но бомбы могли быть осколочными или зажигательными. Для того, чтобы укрыться от них, в городе оборудовались убежища разных типов. В тех домах, где имелись надежные подвалы, полагалось размещать людей в них. Если полноценного убежища не имелось, необходимо было вырыть «полевое»:

Руководители учреждений, учебных заведений, торговых предприятий и домоуправлений обязаны обеспечить отрывку и оборудование укрытий полевого типа (щелей). 

О том, что из себя представляет та самая щель, нам расскажет брошюра «Инженерная подготовка военнослужащих»:

Щель – простейшее укрытие для личного состава, представляет собой отрезок траншеи глубиной 150 см. При наличии времени и сил может устраиваться одежда крутостей и скамейка для сидения. Если щель устраивается как самостоятельное сооружение, то с одной стороны под углом 90 градусов оборудуется спуск с поверхности в щель с пятью-шестью ступенями. Защищает полностью от огня стрелкового оружия, осколков снарядов, минометных мин и авиабомб; защищает частично от ударной волны взрыва (уменьшает радиус поражения ударной волной в 1,5-2 раза). При прямом попадании снаряда, мины, гранаты степень защиты 0.
То есть, если даже авиабомба попадет непосредственно в это примитивное укрытие, то находящимся в нем не уцелеть, шансов на это нет. 

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты
Рисунок из военного справочника

Если же она «ляжет» чуть в стороне, то от осколков она защитит, да и воздействие ударной волны смягчит существенно.

 

Частые удары в рельс – признак химической атаки

Если бы город все-таки подвергся бомбардировке, граждане сразу после обнаружения вражеских самолетов услышали бы тревожные сигналы:

Сигнал «Воздушная тревога» подается в течение 5 минут по радиотрансляции словами «Граждане, воздушная тревога!» и звуками сирен, короткими прерывистыми сигналами фабрик, заводов и паровозов. Сигнал «Химическая тревога» подается в течение 2 минут разными ударными средствами сигнализации (частые удары в рельсы и др. металлические предметы).
Услышав эти звуки, жители города должны были не паниковать, а быстро и слаженно начинать устранять последствия разрушений и оказывать помощь пострадавшим. Этим должны были заниматься в первую очередь члены так называемых «групп самозащиты» которые создавались при каждом предприятии, учреждении, домоуправлении.

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты
1944 год. 15-летний В. Елесин – рабочий завода тяжелого машиностроения (сейчас ЮУМЗ). Фото ОКМ

Эти люди проходили краткий курс подготовки, и в случае бомбежки должны были разбирать завалы, с помощью специальных щипцов подхватывать зажигательные снаряды и бросать их в ведра с песком, тушить уже начавшиеся пожары и так далее.

Граждане, состоящие в командах и группах самозащиты, обязаны немедленно отправиться на свои сборные пункты. Все трудоспособное население в обязательном порядке привлекается к работе в помощь группам самозащиты.
 

«Немедленно прекратить мытье, одеться и направиться в укрытия»

Положение, принятое горсоветом, жестко регламентировало поведение граждан в случае воздушной тревоги. Описывались буквально все случаи жизни – впрочем, инструкции для всех были примерно одинаковыми:

Покупатели, находящиеся в магазинах, столовых и других торговых организациях, немедленно направляются в укрытия… Зрители театров, кинотеатров, обязаны, соблюдая строжайшую дисциплину, оставить помещения и уйти в ближайшие укрытия… Учащиеся школ, не состоящие в группах самозащиты, укрываются под руководством преподавательского состава в заранее намеченных местах… Больные, состояние здоровья которых не требует немедленной медицинской помощи, направляются в ближайшие укрытия… Граждане, застигнутые в бане сигналом «Воздушная тревога», обязаны немедленно прекратить мытье, одеться и направиться в укрытия.
То есть логика была, в общем, очень простой: где бы ни застигла тебя воздушная тревога, бросай все, и спокойно, без паники, но и не мешкая, ступай в укрытие.

Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты
Операционная эвакогоспиталая, размещенного в здании школы №49. Фото ОКМ

Но было одно очень важное исключение из этого общего правила:
Промышленные предприятия по сигналу «Воздушная тревога» работы не прекращают. Их работа определяется особыми инструкциями соответствующих наркоматов и ведомств.
Понятно, что вражеские самолеты станут выцеливать не жилые массивы, а именно промышленные предприятия, где производится самая нужная фронту продукция: их первая и главная задача – лишить воюющую армию снарядов, танковой брони, минных взрывателей, тушенки, в конце концов. Но именно поэтому орчанам и нельзя было отходить от станков ни на минуту, даже под бомбежкой…


Ватное одеяло, конский противогаз и другие средства защиты

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
16.03.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел