Участвуй!
9 апреля 2020 • Чт • 04:43
$ 75.75 € 82.23
Сейчас:
+1°C
Ночью
-1°C

«Наш коллектив превратился в проходной двор»… Как трамвайное управление Орска выживало в 90-е

Павел Лещенко, Урал56.Ру
17.02.2020
5496
1986 год, трамвай в поселке ОЗТП. Фото И. Гергеля из фондов ОКМ

В 1993 году начальник Орского трамвайного управления Макс Телешевский прислал в городскую администрацию эмоциональное письмо. Он утверждал, что предприятие, которому тогда исполнилось 45 лет, находится на грани закрытия.


То самое письмо, полученное городскими властями

 37 тысяч – много это или мало?

Работники трамвайного управления, как и все коммунальщики, были тогда бюджетниками, то есть зарплата им платилась из городского бюджета. И платилась… скажем так, не очень щедро. Вот что сообщалось в письме:

В настоящее время средняя заработная плата 1 работающего в ОТУ составила 37,0 тыс. рублей… Низкая заработная плата вызывает постоянную социальную напряженность в коллективе. Уходят кадровые, квалифицированные работники. Текучесть кадров за 7 месяцев 1993 г. составляет 40%... Наш коллектив из-за низкой заработной платы превратился в «проходной двор».
37 тысяч – много это или мало? Чтобы представить, сколько в реальности получал средний орский трамвайщик, нужно понять, сколько в те времена стоили те или иные товары. И в этом нам поможет официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. На нем хранится табличка со средними ценами 1993 года (понятно, что в январе и декабре они отличались в 2 с лишним раза, но в таблице указаны средние значения, а письмо, которое поступило в администрацию, составлялось как раз в середине года). Так вот, цены были такими:

  • Хлеб из муки высшего сорта – 279 р. за буханку;

  • Свинина – 2672 р. за кг.;

  • Молоко разливное – 315 р. за литр;

  • Яйца куриные – 827 р. за десяток;

  • Крупа манная – 286 р. за кг.;

  • Апельсины – 2705 р. за кг.;

  • Пальто женское – 150380 р. за шт.;

  • Джемпер мужской – 24371 р. за шт.;

  • Ботинки мужские зимние – 58947 р. за пару;

  • Сапоги женские зимние – 86742 р. за пару;

  • Сигареты отечественные – 299 р. за пачку;

  • Сигареты импортные – 545 р. за пачку;

  • Диван-кровать – 210210 р. за шт.;

  • Телевизор цветной – 401573 р. за шт.

Что ж, прикинем… Если трамвайщик курил по пачке отечественных сигарет в день, на табак у него уходила четверть зарплаты. Если он ежедневно покупал семье по литру молока и буханке хлеба, это обходилось ему еще в половину зарплаты. Оставшейся четверти ему могло хватить только на 3,5 килограмма свинины.


1972 год, трамвай в районе школы №8. Фото ОКМ

А ведь надо было еще оплачивать коммунальные услуги; покупать детям тетради, карандаши, ручки; одеваться-обуваться… К слову, если бы трамвайщик решил купить жене пальто, ему пришлось бы копить на него (не тратя ни на что больше ни копейки) 4 месяца. На цветной телевизор – 10 месяцев. Впрочем, копить деньги в те времена мог только сумасшедший – все сбережения мгновенно съедались бешеной инфляцией.

В общем, трамвайщикам и правда приходилось туго.

 Половина трамваев пришла в негодность

При этом, утверждал Телешевский, проблемы у предприятия имелись не только в кадровой сфере.

Сложившаяся десятилетиями практика остаточного финансирования городского транспорта крайне обострила проблему пассажирских перевозок. Из-за старения подвижного состава 50% трамваев не отвечает требованиям правил технической эксплуатации…
Управление не получало достаточных средств от города, а поставщики запчастей (которые, понятно, тоже находились не в самом лучшем финансовом положении и нуждались в деньгах, причем не когда-нибудь потом, когда они будут съедены инфляцией, а сразу, немедленно) требовали расчета.


1986 год, трамвай едет по проспекту Ленина между улицами Сорокина и Добровольского. Фото И. Гергеля из фондов ОКМ 

Все это, сообщалось в письме, может закончиться совсем плохо: работать некому, ездить не на чем – городской транспорт попросту встанет.

Просим администрацию города и Малый Совет рассмотреть вышепоставленные вопросы и принять положительные решения. В противном случае коллектив ОТУ не сможет обеспечить нормальную перевозку пассажиров в условиях зимы…




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
17.02.2020 Область

Календарь материалов

Апрель
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел