29 марта 2024 • Пт • 09:46

«Наш коллектив превратился в проходной двор»… Как трамвайное управление Орска выживало в 90-е

17.02.2020
8678
1986 год, трамвай в поселке ОЗТП. Фото И. Гергеля из фондов ОКМ

В 1993 году начальник Орского трамвайного управления Макс Телешевский прислал в городскую администрацию эмоциональное письмо. Он утверждал, что предприятие, которому тогда исполнилось 45 лет, находится на грани закрытия.


То самое письмо, полученное городскими властями

 37 тысяч – много это или мало?

Работники трамвайного управления, как и все коммунальщики, были тогда бюджетниками, то есть зарплата им платилась из городского бюджета. И платилась… скажем так, не очень щедро. Вот что сообщалось в письме:

В настоящее время средняя заработная плата 1 работающего в ОТУ составила 37,0 тыс. рублей… Низкая заработная плата вызывает постоянную социальную напряженность в коллективе. Уходят кадровые, квалифицированные работники. Текучесть кадров за 7 месяцев 1993 г. составляет 40%... Наш коллектив из-за низкой заработной платы превратился в «проходной двор».
37 тысяч – много это или мало? Чтобы представить, сколько в реальности получал средний орский трамвайщик, нужно понять, сколько в те времена стоили те или иные товары. И в этом нам поможет официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. На нем хранится табличка со средними ценами 1993 года (понятно, что в январе и декабре они отличались в 2 с лишним раза, но в таблице указаны средние значения, а письмо, которое поступило в администрацию, составлялось как раз в середине года). Так вот, цены были такими:

  • Хлеб из муки высшего сорта – 279 р. за буханку;

  • Свинина – 2672 р. за кг.;

  • Молоко разливное – 315 р. за литр;

  • Яйца куриные – 827 р. за десяток;

  • Крупа манная – 286 р. за кг.;

  • Апельсины – 2705 р. за кг.;

  • Пальто женское – 150380 р. за шт.;

  • Джемпер мужской – 24371 р. за шт.;

  • Ботинки мужские зимние – 58947 р. за пару;

  • Сапоги женские зимние – 86742 р. за пару;

  • Сигареты отечественные – 299 р. за пачку;

  • Сигареты импортные – 545 р. за пачку;

  • Диван-кровать – 210210 р. за шт.;

  • Телевизор цветной – 401573 р. за шт.

Что ж, прикинем… Если трамвайщик курил по пачке отечественных сигарет в день, на табак у него уходила четверть зарплаты. Если он ежедневно покупал семье по литру молока и буханке хлеба, это обходилось ему еще в половину зарплаты. Оставшейся четверти ему могло хватить только на 3,5 килограмма свинины.


1972 год, трамвай в районе школы №8. Фото ОКМ

А ведь надо было еще оплачивать коммунальные услуги; покупать детям тетради, карандаши, ручки; одеваться-обуваться… К слову, если бы трамвайщик решил купить жене пальто, ему пришлось бы копить на него (не тратя ни на что больше ни копейки) 4 месяца. На цветной телевизор – 10 месяцев. Впрочем, копить деньги в те времена мог только сумасшедший – все сбережения мгновенно съедались бешеной инфляцией.

В общем, трамвайщикам и правда приходилось туго.

 Половина трамваев пришла в негодность

При этом, утверждал Телешевский, проблемы у предприятия имелись не только в кадровой сфере.

Сложившаяся десятилетиями практика остаточного финансирования городского транспорта крайне обострила проблему пассажирских перевозок. Из-за старения подвижного состава 50% трамваев не отвечает требованиям правил технической эксплуатации…
Управление не получало достаточных средств от города, а поставщики запчастей (которые, понятно, тоже находились не в самом лучшем финансовом положении и нуждались в деньгах, причем не когда-нибудь потом, когда они будут съедены инфляцией, а сразу, немедленно) требовали расчета.


1986 год, трамвай едет по проспекту Ленина между улицами Сорокина и Добровольского. Фото И. Гергеля из фондов ОКМ 

Все это, сообщалось в письме, может закончиться совсем плохо: работать некому, ездить не на чем – городской транспорт попросту встанет.

Просим администрацию города и Малый Совет рассмотреть вышепоставленные вопросы и принять положительные решения. В противном случае коллектив ОТУ не сможет обеспечить нормальную перевозку пассажиров в условиях зимы…




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
17.02.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел