Польские туфли и пыжиковые шапки: как в перестроечном Орске распределяли дефицит?

03.02.2020
5764
В почтовом отделении. Фото из книги-альбома «Орск-85»

Как в позднем СССР распределялись «товары повышенного спроса», или попросту дефицит? Кто был счастливчиком, который мог (не бесплатно, конечно, а по полной госцене, но все же мог!) осуществить заветную мечту – заполучить мебельную стенку или польские туфли? Обо всем этом нам расскажет очередной архивный документ, созданный на закате советской эпохи, в январе 1990 года.


Решение, принятое в январе 1990 года

 

«Дефисит. Вкус – спесифиссский!»

Слово «дефицит» нынешней молодежи знакомо разве что по учебникам экономики. В реальной жизни его, по сути, нет: если имеются у тебя деньги, купишь что угодно. Хоть яйцо Фаберже, хоть напольную плитку из каррарского мрамора – только плати. Нужен шкаф из карельской березы – получай березу. Нужен из мореного дуба – никаких проблем, кошелек готовь.

А в СССР было не так. Если и хрустят в твоем кошельке цветные купюры с профилем Ленина, это еще ничего не гарантирует: что на них купишь, если товара в продаже попросту нет? Если его невозможно купить, можно только «достать»? Это словечко, кстати, тоже имело особый смысл, и знакомство с каким-нибудь завскладом или даже простой продавщицей порой ценилось гораздо выше, чем те самые купюры… Помните, как Жванецкий устами Райкина говорил: «Дефицит – великий двигатель общественных специфических отношений»!


Гражданская сознательность и политическая зрелость. Фото из книги-альбома «Орск-85»

Власти, конечно, пытались «специфические отношения» пресекать. Но то ли старались плохо (представители власти-то, будем честны, в первую очередь этой спецификой и пользовались к своему удовольствию), то ли отношения оказывались сильнее, но ничего из этого не выходило… В годы перестройки борьба эта обострилась: раз уж победить дефицит не получалось, скудные потоки «товаров повышенного спроса» попытались взять под жесткий контроль.

 

Мечта орчанина, или перечень дефицитных товаров

25 января 1990 года (Советскому Союзу оставалось существовать меньше 2 лет) Орский горсовет принял решение «О системе торговли промышленными товарами повышенного спроса».


Огласите весь список, пожалуйста...

К их числу были отнесены:

  • гарнитуры, стенки, кухонные наборы, диваны с креслами – то есть, проще говоря, практически вся мебель;

  • холодильники (тогда орчане бурчали: снабжаем этой техникой всю страну, а себе не хватает!);

  • пылесосы, стиральные и швейные машины;

  • цветные телевизоры;

  • импортная обувь (продукция капиталистических стран в магазины не попадала, а вот соцлагерь, в первую очередь Польша и Чехословакия, подбрасывал советским гражданам неплохие туфли);

  • меховые шапки (каракулевые «пирожки», норковые «формовки» и пыжиковые «ушанки» были так дороги, что становились главным объектом хищений: орская шпана снимала их с граждан в темных подворотнях или срывала в трамваях, выпрыгивая с добычей на улицу через закрывающиеся двери).

 

Все в очередь!

Суть реформы заключалась вот в чем. Все дефицитные товары из этого списка, попадавшие в магазины (любые магазины, будь то Горторг или, скажем, Никельторг – ведомственную подчиненность в данном случае отменили) регистрировались и выдавались строго по спискам, утвержденным специальной комиссией. 


В цехе орской швейфабрики. Фото из книги-альбома «Орск-85»

В ее состав вошло высокое руководство – секретарь горкома КПСС, секретарь горкома комсомола, директора нескольких предприятий; начальники торговых организаций; широко была представлена общественность – профсоюзные лидеры, председатели ветеранских организаций (ветеранов как Великой Отечественной, так и Афганской), даже журналист городской газеты.


Наведение чистоты по-советски. Фото из книги-альбома «Орск-85»

Списки составлялись по сложному регламенту. Для начала чиновники прикинули, какие категории населения представляют какую часть населения Орска. Всего народу в городе было 194 тысячи человек (без учета детей, их в расчет не брали). 66,5% составляли работающие люди. 26,2% – неработающие пенсионеры. 1,9% – многодетные. 3,1% – ветераны Великой Отечественной. 0,5% – афганцы, и так далее.


Чиновники всех (кроме детей) посчитали

Но дефицит следовало разделять не по соотношению. Действовали так называемые «повышающие и понижающие коэффициенты». Для воинов-интернационалистов, то есть афганцев, он составлял 10. Для ветеранов ВОВ (которых тогда оставалось еще довольно много) – 3,2. Для простых пенсионеров, как и для работающего населения, – 0,8.

И вот исходя из этого формировали списки. Скажем, в город приходила сотня телевизоров «Славутич». 53 откладывали для работающих; 21 – для пенсионеров; 10 – для ветеранов Великой Отечественной; 5 – для интернационалистов…

Ну, а дальше распределение велось персонально. Комиссия изучала «справки-объективки», предоставленные трудовыми коллективами или общественными организациями: каковы заслуги очередника, не замечен ли он в чем нехорошем (может, в вытрезвитель попадал или с соседями скандалил, а то и «аморалкой» какой отличился)? Наконец, список утверждался, и счастливый орчанин волок домой заветный телевизор…

 

Польские туфли как повод жениться

Новой системой предусматривались и некоторые интересные исключения. Например, право на покупку импортной обуви имели орчане, которые готовились вступить в брак. Жених и невеста шли в ЗАГС, писали заявления о намерении создать семью, там им выдавалась справка, что заявление принято. Со справкой они отправлялись в магазин – чтобы на свадьбе невеста красовалась в чехословацких туфлях, а жених – в польских, или наоборот…


Позднесоветский вид главной площади города. Фото из книги-альбома «Орск-85»

Вообще-то, орский жених в 1990 с удовольствием купил бы кроссовки (два свадебных дня можно было провести и в советских «Коммунарах», ничего страшного, а вот спортивная обувь марок «Цебо» или «Темпо» при бережном отношении могла бы служить долгие годы), но это исключение распространялось именно на туфли.

Кстати, по справкам из ЗАГСов в позднесоветские времена выдавались и обручальные кольца. Говорят, некоторые прожженные граждане пользовались этой лазейкой, и, подав заявление, через месяц расписываться отказывались: не сошлись, мол, характерами, а что успели закупиться хорошей обувью, золотишком и другими редкостями – ну, не возвращать же теперь!

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
03.02.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел