19 июня 2025 • Чт • 02:29

«Исполком выявляет бродячих проповедников культа»… Как орские власти боролись с религией

02.08.2019
4188
80-е годы, Покровский молитвенный дом. Фото из книги «Православные храмы Орска»
80-е годы, Покровский молитвенный дом. Фото из книги «Православные храмы Орска»

Отношение к религии в СССР было весьма непростым. Теоретически люди могли верить в кого угодно – это право давала им Конституция. «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Законы Советского Союза категорически запрещают какую бы то ни было дискриминацию верующих», - утверждает Большая Советская энциклопедия. Но на практике все обстояло несколько иначе. Подтверждением тому может служить один документ, составленный полвека назад – он хранится в Орском филиале областного госархива…

 

Ради торжества атеизма

В истории советского государства было несколько периодов, когда власти объявляли решительный бой «религиозным предрассудкам». 

«Исполком выявляет бродячих проповедников культа»… Как орские власти боролись с религией

Водружение креста на крышу молитвенного дома на улице Кирова. Орск, 1946 год. Автор фото неизвестен

Практически сразу после революции стартовала кампания по вскрытию чудотворных мощей; вскоре начали закрываться храмы и монастыри – частично они сносились, частично «перепрофилировались» под склады, тюрьмы и солдатские казармы; затем по всей стране провели изъятие церковных ценностей, а несогласные с этим отправлялись в Соловецкий лагерь особого назначения…

К концу 30-х репрессии достигли апогея: и священнослужители, и просто верующие отправлялись в учреждения ГУЛАГа, а то и на расстрельные полигоны. Во время войны отношение государства к «мракобесам» несколько смягчилось: в Орске (где до революции имелось 5 христианских храмов и 5 мечетей) разрешили даже открыть православный молитвенный дом.


Затем власть вновь взялась «закручивать гайки»: людей уже не расстреливали и не сажали за веру, но прессинг на них оказывался мощнейший. Генсеку Никите Хрущеву приписывается даже обещание к 1965 году «показать по телевизору последнего попа». Но показать не вышло – несмотря на гонения, народ не отказывался от религии.

Когда к власти пришел Брежнев, борьба чуть сбавила обороты, но не прекратилась совсем. Местным властям предписывалось самым жестким образом контролировать деятельность религиозных общин… И вот в 1969 году председатель Орского горисполкома Петр Меркитанов отчитывался перед областным начальством: а что он сделал ради светлого атеистического будущего?

 

Ответственные товарищи прослушали проповедь…

Проще всего городским чиновникам оказалось контролировать православных. Почему? Все просто: 50 лет только они и создали официально зарегистрированную религиозную общину на территории Орска. Существовал так называемый молитвенный дом. Там служили священники, туда приходили прихожане. В определенное время совершались богослужения, требы… То есть членам горисполкома достаточно было время от времени захаживать в молельный дом и проверять, все ли в порядке, не произносится ли с амвона чего-нибудь крамольного. Это они и делали:

 — В настоящее время систематически проверяется характер и направленность проповеднической деятельности священников молитвенного дома, прослушиваются проповеди…

Кстати верующие, которые находили в себе смелость посещать храмы в те времена, часто вспоминают: у входа обязательно стоял некто очень официального вида с блокнотом. Не таясь, он делал в этом блокноте пометки: кто новый пришел помолиться, что сказал один прихожанин другому… 

«Исполком выявляет бродячих проповедников культа»… Как орские власти боролись с религией

Фрагмент письма 1969 года

Во время больших праздников – Пасхи, например, или Рождества – перед храмами выставлялись милицейские и комсомольские патрули. Они осматривали всех приходящих и, пропуская бабулек, переписывали имена тех, кто помоложе – чтобы сообщить по месту работы или учебы. Мол, на свободу вероисповедания не посягаем, хочешь – молись, но коллектив должен знать, что ты мракобес…

 

Кто не пришел в школу, тот отмечал Ураза-Байрам?

В общем, православные были на виду. А с мусульманами дело обстояло сложнее. Никаких официальных объединений приверженцев ислама в Орске тогда не было:

 — В исполком не поступало заявлений от мусульман о регистрации религиозного общества и открытия мечети...

Раз нет официального, то, по логике, должны быть неофициальные? Приходилось их искать, причем довольно изощренными, коварными даже, способами:

 — В день Ураза-Байрам (10 декабря сего года) никакого оживления религиозной активности не было. Городской отдел народного образования в течение декабря проверял посещаемость учащихся и не установил фактов непосещения детьми татарской национальности школы.

Почему, интересно, именно «татарской»? Ведь жили же в Орске и казахи, и башкиры, и представители многих других национальностей, традиционно исповедующих ислам? Непонятно. Похоже, здесь все-таки имелись в виду не конкретно татары, а мусульмане вообще. Термин «нацмен», активно использовавшийся властями в 30-х, устарел, а что-то новое не придумали…

«Исполком выявляет бродячих проповедников культа»… Как орские власти боролись с религией

Отдельный доклад, посвященный деятельности орских мусульман

 

Злостные нарушители вовлекли детей в религию!

Ну, а больше всего хлопот чиновникам доставляли, похоже, христиане-протестанты. Попробуй за ними уследи: это же сотни мелких, совершенно независимых друг от друга церквей без общего начальства. И обрядность для большинства протестантов не так важна, как для православных или мусульман – очень трудно обнаружить небольшую группку верующих, которые собираются где-нибудь на квартире и молятся! Орские чиновники, однако, обнаруживали. И принимали меры:

 — Детально разобрались с незарегистрированными религиозными группами, особенно с евангельскими христианами-баптистами, которые в нарушение инструкции по применению законодательства о культах проводили свои религиозные собрания… После неоднократных бесед в исполкоме они прекратили собираться.

Тут же вскрылось очень серьезное нарушение: некоторые женщины не только сами «собирались», но и водили на эти сборища детей! Дурманили их, так сказать, опиумом для народа…

 — Отдельные члены незарегистрированной общины вовлекли своих детей и родственников школьного возраста в религию. Все они были строго предупреждены и в настоящее время таких занятий не проводится.
 

Религии – нет, пропаганде – да!

В конце концов, предисполкома заверил начальство: местная власть уверенно контролирует религиозную жизнь и, более того, делает все возможное, чтобы она угасла совсем:

 — Исполком городского Совета выявляет бродячих проповедников культа и принимает меры по пресечению их деятельности, внедряет в быт новые советские гражданские обряды, проводит благоустройство кладбищ. Одновременно разработаны конкретные мероприятия по усилению научно-атеистической пропаганды.
 

 

«Исполком выявляет бродячих проповедников культа»… Как орские власти боролись с религией

 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
02.08.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел