4 июля 2025 • Пт • 14:40

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

08.07.2019
5965
Самая старая из дошедших до нас фотографий Орска: 1909 год, мальчик фотографируется на Преображенской горе на фоне Старого города
Самая старая из дошедших до нас фотографий Орска: 1909 год, мальчик фотографируется на Преображенской горе на фоне Старого города

Самый древний документ из хранящихся в Орском филиале Оренбургского госархива датирован 1868 годом. Это метрическая книга, заполненная дьяконами Орского Спасо-Преображенского собора. 

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

Титульный лист книги

Раньше христианские церкви и мечети выполняли функции нынешних ЗАГСов: они регистрировали браки, рождения, смерти… Информация, конечно, сухая, сугубо официальная. И тем не менее, если читать старинные записи со вниманием, можно обнаружить много интересных фактов, показывающих, как жил наш город полтора века назад…

 

Рождения

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности


 — 24.03.1868. Родившийся: Мария. Родители: Хабарнаго отряда служащий казак Петр Никифоров Харзов и законная жена его Евдокия Алексеева, оба православные. Восприемники: Владимирской губернии Муромскаго уезда села Погоста государственный крестьянин Николай Петров Юдин и солдатка Евфросинья Данилова Данилова.

Итак, родилась в марте девочка Мария. Родилась в казачьей семье: отец Петр Никифорович (Никифоров, Алексеева в данном случае – не фамилии, а отчества, тогда так было принято называть, без «ич» и «вна») служил в Хабарном отряде, то есть жил в поселке Хабарном и защищал город Орск от нападения, так сказать, на дальних подступах.

Восприемником, то есть крестным Марии, стал государственный крестьянин Николай Петрович Юдин, приехавший в Орск из Владимирской губернии. Что такое «государственный»? До отмены крепостного права все крестьяне делились на помещичьих (тех, что принадлежали какому-то конкретному барину и жили на его земле) и государственных (которые жили на казенных землях и считались условно свободными). Второй вариант, конечно, был куда лучше… И вот в 1861 году крепостное право было отменено, а термин остался и 7 лет спустя.

Крестной выбрали солдатку Евфросинью Даниловну Данилову (по тем нормам получилось повторение: Данилова Данилова). Солдатка – значит, жена солдата. Вышла замуж за крестьянина – стала крестьянкой. Супруга забрали в армию (а служили тогда аж по 25 лет!) – социальный статус изменился, уже солдатка.

 — 31.03.1868. Родившийся: Алексей. Родители: города Орска есаул Михаил Филиппов Трубчиков и законная жена его Елизавета Алексеева, оба православные. Восприемники: Орский 2-й гильдии купец Иосиф Стефанов Юрьев и титулярнаго советника Николая Скорнякова жена Агриппина Дмитриева.

А это уже не простого казака дочка, тут сын у есаула родился! Есаул – офицер очень высокого ранга. Потому и восприемники соответствующие – купец второй гильдии, тоже весьма солидно (3 гильдия – мелкий торговец, лавочник; 2 гильдия – собственное производство, завод, например, уже уровень выше; 1 гильдия – торговец высшего, международного уровня). Крестная – жена крупного чиновника. 

Звание титулярного советника приравнивалось к армейскому званию штабс-капитана или казачьему подъесаула и автоматически предоставляло носителю личное дворянство. То есть сам титулярный советник становился дворянином, а вот к его детям этот статус не переходил, чтобы получить дворянство потомственное, требовалось подняться еще на ступеньку и дослужиться до коллежского асессора.

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

Один из листов книги

 — 03.03.1868. Родившийся: Никита. Родители: Преображенскаго завода временно-обязанный крестьянин Семен Андреев Полозков и законная жена его Екатерина Осипова. Восприемники: временно-обязанный крестьянин того же завода Конон Осипов Мамыкин и крестьянка Ксения Иванова.

Тут опять семья простая. Что значит «временнообязанный»? Опять-таки вернемся к реформе 1861 года. Царь-освободитель отменил крепостное право, и крестьяне перестали быть собственностью помещиков. Но что такое крестьянин без земли? Пшик. А земля осталась у помещика. И бывшая живая собственность была обязана землю у барина выкупить. А пока не выкупил – плати оброк, то есть, по сути, арендную плату. Где взять деньги? А на заводе зарабатывай…

 — 08.05.1868. Родившийся: Николай. Родители: Колпацкаго отряда торговаго общества казак Тихон Васильев Архипов и законная жена его Евгения Иванова, оба православные. Восприемники: города Орска купеческий племянник Иван Феодоров Назаров и Колпацкаго отряда служащего казака Якова Колесникова дочь, девица Анастасия.

Тихон Архипов жил в казачьей станице Колпаке, но числился не служащим казаком, а торговым. Да-да, бывали и такие! Дело в том, что казачество было сословием привилегированным: оно не платило налогов и пошлин, которыми облагались, скажем, крестьянство или купечество, а с государством расплачивалось верной службой. То есть тут у казаков было определенное преимущество перед крестьянами и купцами. Но, не платя налогов, они не могли в полной мере распоряжаться собой. Обычный казак занимался сельским хозяйством – пахал и сеял; торговый – держал лавку, возил товар… Но по первому зову царя и тот, и другой вскакивали в седло и мчались к месту несения службы.

И еще одна интересная деталь, вы, наверное, уже обратили на это внимание. Женщины того времени в России не имели собственного социального статуса: он определялся по главе семьи, к которой женщина относилась. Вышла замуж за чиновника – стала называться по мужу: «жена титулярного советника». Если пока не замужем, запишут по отцу: «дочь служащего казака».

Иногда статус по родственникам получали и мужчины. Например, Ивана Назарова обозначили «купеческим племянником». Очевидно, это было принципиальным: что там из себя представляет сам восприемник Иван Федорович, не важно, а вот его дядя – первый в городе богач, это стоит подчеркнуть!

 — 24.08.1968. Родившийся: Александр. Родители: рядовой Оренбургской сборной команды Вотик Мартинов Заводняк. Католик.

Самая короткая запись за весь 1868 год. Детей, родившихся в православных семьях, крестили в православных храмах и заодно там же выдавали им метрики – по-нынешнему, свидетельства о рождении. Мусульман аналогичным образом регистрировали в мечетях – их в городе имелось несколько. А как быть с представителями иных конфессий? Вот, например, католик Вотик (возможно, на самом деле звали его Войтехом, это распространенное чешское имя, а писарь упростил на русский манер) оказался в Орске по долгу службы. Здесь у солдата родился сын. И что делать? Если бы его занесло, скажем, в Польшу, которая тогда являлась частью Российской Империи, ребенка крестили бы в католическом храме и так же выдали метрику. Но в Орске такого храма не было. Поэтому младенца Александра православный священник крестить не стал, не понадобились и восприемники – католику просто выдали документ и записали, что у царя-батюшки появился еще один подданный. А вот почему имя матери в метрическую книгу не вписано? Непонятно.

 

Браки

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

 — 28.04.1868. Жених: Оренбургский мещанин Иван Семенов Мальков, православный, первым браком. Невеста: города Орска отставного урядника Семена Севостьянова дочь Ксения, православная, первым браком. Поручители: по жениху – города Орска казаки Александр Богданов, Василий Орлов и Семен Каменский; по невесте – отставные солдаты Родион Карпов, Прокопий Макаров и Петров.

Приехал в Орск из Оренбурга тамошний мещанин Иван Мальков. Мещанин – значит, городской житель, не состоящий на государственной службе и не занимающийся торговлей. То есть, скорее всего, ремесленник: кузнец, бондарь, портной… А может, и домовладелец: построил в Оренбурге «доходный дом» и жил с квартплаты.

Так вот: приехал он в Орск, где встретил девушку Ксению Севостьянову, дочь отставного урядника. Урядник – это казачий унтер-офицер, то есть что-то вроде нынешнего армейского старшины, то есть человек из простых, не имеющий, в отличие от офицера, военного образования, но проявивший лидерские качества и храбрость, которому поручали обучение молодежи и заботу о личном составе в бытовых вопросах.

Поручителей, то есть свидетелей, было, как и положено, шестеро, и все – мужчины. Жених привел с собой троих местных казаков, а невеста – трех отставных солдат, ранее служивших в городском гарнизоне.

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

Один листов книги

 — 07.04.1868. Жених: Орской уездной команды унтер-офицер Никита Иванов Ерлыков, православный, вторым браком. Невеста: города Орска вдова казачка Ольга Васильева Тетерникова, православная, вторым браком. Поручители: по жениху – Орской уездной команды унтер-офицеры Игнатий Кузьковский, Иван Кажиков и Степан Белов; по невесте – Орской станицы урядник Николай Васильев и казаки Нефед Сажин, Петр Кербицкий.

В отличие от предыдущих молодых, которые сочетались «первым браком», Никита Ерлыков и Ольга Тетерникова были вдовыми – то есть у него умерла жена, у нее – муж. Ерлыков служил в местном армейском гарнизоне унтером-офицером (в переводе с немецкого – под-офицером; кстати, унтером царской армии был, например, легендарный красный комдив Чапаев). То есть он, как и казачий урядник, пробился к должности с «низов», из обычных солдат.

Невеста же ранее была замужем за казаком. Выйдя замуж второй раз, она приобретала новый статус – стала унтер-офицершей.

 — 06.05.1868. Жених: Орский 2-ой гильдии купеческий сын Петр Петров Патинкин, православный, вторым браком. Невеста: города Орска мещанина Григория Ефимова дочь Ксения, православная, первым браком. Поручители: по жениху – города Орска мещане Алексей Лаврентьев и Григорий Лаврентьев Хомяковы, Василий Пуликов; по невесте – города Орска мещане Григорий Ефимов, Лазарь Ефимов Ефимовы и отставной солдат Гурий Ефимов Ефимов.

А вот на молодой девушке женился овдовевший «купеческий сын». По логике, он и сам должен бы называться купцом, как и отец, тем более он явно не мальчишка, второй раз уж женится. Но записали почему-то именно так. Видимо, торговлю вел отец, а Петр Петрович был при нем так, на подхвате.

Супруга купеческому сыну досталась не из знатных, мещанская дочь, и свидетели подобрались такие же.

 

Смерти

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности


 — 18.01.1868. Умерший: Самарской губернии Николаевскаго уезда села Горенскаго государственный крестьянин Харлампий Алексеев Уланов. Возраст: 28 лет. От чего умер: от головной боли.

Вообще, в метрической книге за 1868 год часто встречается это название – Николаевский уезд Самарской губернии. Крестьяне, приехавшие оттуда, женились, рождали детей, умирали. Что их принесло в Орск? Вероятно, работали здесь на какой-нибудь стройке: завод ли возводили, дороги ли прокладывали.

28-летний Харлампий Уланов занемог и умер. От чего? Записано, от головной боли. Сейчас это звучит дико, а тогда было в порядке вещей. Слег человек, его спрашивают: что случилось? Отвечает, что болит голова. А потом перестает отвечать. Врач его при смерти, вероятно, не осматривал, а уж судмедэкспертиза… Не было тогда такого порядка. Отпели Харлампия, похоронили, сделали запись.

 — 24.04.1868. Умерший: Колпацкаго отряда служащего казака Георгия Лотышева сын Павел. Возраст: 2 недели. От чего умер: от родимицы.

Это самая популярная запись. На одного умершего взрослого приходится 3-4 младенца. Детская смертность была в то время чудовищной: лекарств было мало, медицинской помощи (по крайней мере, для низших сословий) – почти никакой, плюс антисанитария и прочее. На эту самую «родимицу» списывали все: и простуды, и дизентерию.

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

Один из листов книги

 — 27.01.1868. Умерший: Отставной рядовой Тимофей Иванов Иванов. Возраст: 48 лет. От чего умер: от истощения сил.

Удивительная запись. Если Харлампий Уланов хотя бы жаловался на головную боль, то есть какие-то симптомы неизвестного заболевания имелись, то отставной рядовой Иванов умер просто от истощения сил. Вот так.

 — 04.02.1868. Умерший: Самарской губернии, Николаевскаго уезда, Ивановской волости, села Чернавы государственного крестьянина Ильи Ермолаева Афанасьева дочь Наталья. Возраст: 12 лет. От чего умер: от сухотки.

12-летняя девочка Наташа, прибывшая в Орск с родителями из уже упоминавшегося Николаевского уезда Самарской области, умерла от сухотки. Что это такое? Согласно словарю Ушакова, сухотка – это либо «сильная худоба от болезненного изнурения», либо «тяжелое хроническое заболевание нервной системы на почве сифилиса». То есть девочка, возможно, просто зачахла от плохой еды и тяжелой работы, как Тимофей Иванов, а возможно, стала жертвой коварной венерической болезни. И в этом нет ничего сверхъестественного – у Михаила Булгакова, который в молодости работал врачом в глухой местности, есть рассказ «Звездная сыпь», посвященный как раз сифилису. Автор рассказывает, как он выкашивал целые деревни, не щадя ни взрослых, ни грудных детей.

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

Сводная таблица за 1868 год. Это не весь город, а один из городских храмов с приписанными к нему казачьими станицами

 — 13.02.1868. Умерший: Безсрочнаго отпуска рядовой Петр Архипов Жуков. Возраст: 39 лет. От чего умер: изломан на мельнице колесом.

Как уже говорилось выше, солдатская служба в Русской Императорской армии тогда длилась целых 25 лет. И для тех, кто успешно осваивал воинскую науку, существовала возможность после скольки-то лет реальной службы уйти в «бессрочный отпуск». Формально являясь солдатом, такой человек мог вернуться домой, к семье, к привычному крестьянскому труду (или городскому ремеслу). С введением военного положения ему следовало немедленно вернуться в часть. А пока войны нет – можно и дома жить. И ему так лучше, и государству лишний рот кормить не надо.

Так вот, Петр Жуков, сменив мундир на обычную рубаху, работал на мельнице, где и погиб, попав под огромное колесо…

 — 16.02.1868. Умерший: Губернский секретарь Иван Андреев Можжевитянов. Возраст: 77 лет. От чего умер: от апоплексическаго удара.

Губернский секретарь – чин совсем не высокий. По «табели о рангах» - второй снизу, соответствовал армейскому чину поручика (по-нынешнему, старшего лейтенанта). То есть нельзя сказать, что Иван Можжевитянов сделал головокружительную карьеру… Зато он дожил до лет весьма почтенных – тогда, при невысоком уровне медицины, это мало кому удавалось. В могилу его свел апоплексический удар – так раньше называли инсульт.

«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

Заполненная книга закреплялась сургучной печатью с государственным гербом – чтобы нельзя было задним числом подменить отдельные листы

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.



«Умер от головной боли и истощения сил». Записи о рождениях, браках и смертях орчан 150-летней давности

Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
08.07.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел