Участвуй!
10 апреля 2020 • Пт • 14:22
$ 74.61 € 81.09
Сейчас:
+8°C
Ночью
+3°C

Как московский театр, основанный самим Станиславским, чуть в Орск не переехал

Павел Лещенко, Урал56.Ру
05.04.2019
1857
Здание Орского драмтеатра (сейчас – ДК «Великан»), 1930-е годы. Фото из фондов ОКМ


В предыдущих выпусках «старостей» в разделе Ретро56 мы уже рассказывали об истории Орского драматического театра. Известно, что открыт он был осенью 1937 года, когда в стране широко отмечалось 20-летие Октябрьской революции, и первое имя получил в честь этого исторического события... Да и первый спектакль – «На берегу Невы» по пьесе Контантина Тренева – тоже был посвящен той же теме, среди действующих лиц на сцене даже Ленин появлялся. В общем, какие-то обрывочные сведения о первых годах деятельности местного театра имелись. А вот о событиях, которые предшествовали премьере, до сих пор почти ничего известно не было. Но мы нашли в архиве уникальный документ: письмо, в котором рассказывается, как орские власти вербовали в Москве актеров МХАТа – только лучшие деятели искусств, считали они, способны удовлетворить «запросы рабочих и специалистов»…

 

Орские труженики заслужили храм искусства!

Первый в Орске «Дом социалистической культуры» был построен в 1934 году из кирпича, который получили, разобрав две церкви – Никольскую и Спасо-Преображенскую. В этом «храме искусств» орчанам показывали кино, а порой на сцену выходили заезжие артисты – но своей труппы в Орске не было. И местные власти находили это жутко несправедливым:

 — Обслуживание Орска случайными гастрольными труппами не удовлетворяет, во-первых, запросы рабочих и специалистов, во-вторых, художественная самодеятельность новостроек не получает никакой помощи и руководства от театра, и в-третьих, театр при такой системе, в течение всего его существования, не приобрел никакого имущества, и главное, гастроли эти обошлись слишком дорого…

В общем, руководство города твердо решило: Орску необходим свой театр, и не просто четыре стены со сценой внутри, а собственная труппа, укомплектованная высококлассными артистами. И они послали представителя в Москву, в недавно созданный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров (то есть, по сути, в тогдашнее министерство культуры).



Письмо, составленное больше 80 лет назад


В столице орчанина встретили тепло: его принял сам председатель комитета Платон Керженцев. Он был чиновником весьма высокого ранга: в прошлом революционер-нелегал, политический эмигрант, при советской власти он стал полномочным представителем в Швеции, потом – в Италии, а затем и вовсе стал управляющим делами Совнарокма СССР. В конце концов именно ему и поручили руководить вновь созданным комитетом по делам искусств…



Строительство здания театра на площади Комсомольской, 1960-е годы


Керженцев к идее создания в маленьком провинциальном городке профессионального театра отнесся благосклонно. Он привлек к процессу своего заместителя, известного театрала Якова Боярского. Тот, в свою очередь, имел некоторое представление об Орске – в 1924-1925 годах он был председателем Оренбургского губернского Совета профсоюзов. (Кстати, позже, в 1939 году, Боярский был репрессирован по необычной причине: выяснилось, что как раз в оренбургский период своей карьеры он состоял в интимной связи с будущим начальником НКВД и будущим автором «Большого Террора» Николаем Ежовым. В середине 20-х «железный нарком» тоже работал в нашей области и водил запрещенную тогдашним законодательством дружбу с Боярским; в конце 30-х, попав под им же раскрученное колесо репрессий, главный чекист утянул за собой и бывших приятелей, Боярского в том числе).

Так вот: Керженцев и Боярский предложили орскому чиновнику перевезти на Урал… МХАТ-II.

 

Хоть МХАТ и второй, но великий

Что такое Московский художественный академический театр, знают даже люди, которые не особенно интересуются искусством. Это, пожалуй, самый известный драматический театр России… А вот что такое МХАТ-II?

В 1912 году, еще в царской России, при Московском художественном театре была создана так называемая «Первая студия» – в нее вошли молодые актеры МХТ, желавшие играть по-новому. Сами они в полушутку называли это объединение «собранием верующих в систему Станиславского». Кстати, сам Константин Станиславский отнесся к этому положительно и стал, так сказать, духовным наставником студии. Она быстро набирала популярность, и к 1924 году стала самостоятельным театром и получила знаменитое название. Правда, с порядковым номером «2».



Максим Горький в «Первой студии»


Театр был весьма уважаемым в столице, на его сцене играли выдающиеся актеры. Но в 1936 году он, как и многие другие «очаги культуры», был закрыт указом сверху.

 — СНК СССР и ЦК ВКП(б) считают, что так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью…
 
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 

Сейчас искусствоведы объясняют закрытие этого театра причинами сугубо политическими: мол, творчество здесь не при чем, все дело в личных амбициях отдельных государственных мужей. Порядок в театральной среде тогда взялся наводить «главный идеолог Союза» Андрей Жданов

Так или иначе, театр закрыли, хорошие артисты остались без работы. А тут появился «ходок» из далекого Орска! Уж для такого-то городска, наверное, МХАТ, пусть и второй, не будет слишком «посредственным»?

 — Комитет в лице тов. Керженцева и Боярского пошел нам навстречу, дав согласие на переезд в Орск основной труппы артистов бывшего МХАТ-II. Этим предложением мы заинтересовали Центральный комитет строителей Тяжпрома, управление Ормедьзолото и управление Наркомтяжпрома, которые согласились нам оказать некоторую материальную помощь… Кроме того, по согласованию с облисполкомом мы получили 100 тысяч рублей для приобретения имущества бывшего МХАТ-II.

 

Как всегда, подвело финансирование

И все бы хорошо, да подвел проклятый финансовый вопрос – как обычно! Область задержала обещанные деньги, потом урезала сумму, а следом за ней от обещаний отказались и «спонсоры» - промышленные предприятия. Блестящая затея провалилась.

 — Вследствие несвоевременного перевода денег за имущество договор был расторгнут. Наш представитель, будучи командирован в Москву и не чувствуя за собой поддержки… вынужден был отказаться от вербовки группы артистов. В настоящий момент это мероприятие не может быть осуществлено…

Итак, идея заполучить целый столичный театр оказалась неосуществимой. Но орские власти все же не отказались от идеи привезти из Москвы артистов высокого уровня:

 — Представитель… начал переговоры с отдельными работниками, состоящими на учете в комитете по делам искусств. Был заключен договор с худруком, заслуженным артистом республики Ларионовым, который приступил к набору полного состава театра для Орска… В связи с этим просим, чтобы областной комитет искусств разрешил вопрос о работе в Орском театре в качестве художественного руководителя заслуженного артиста республики, который является для нас весьма ценной и желательной кандидатурой.

К сожалению, мы не знаем, какие именно артисты приехали из столицы на Урал и основали наш городской театр. Но вот фамилия первого художественного руководителя известна: им стал Алексей Ларионов. Видимо, поддались-таки областные власти на уговоры городских!

Об этом незаурядном человеке стоит сказать особо. Алексей Ефимович Ларионов одним из первых получил звание заслуженного артиста РСФСР. До революции он был офицером: окончил военное училище, воевал на фронтах Первой мировой в звании штабс-капитана, командовал пехотной ротой. Затем вступил в Красную Армию, отличился в боях Гражданской. А в мирное время стал заниматься искусством: работал художественным руководителем и главным режиссером в Ленинграде, Кемерове, Вологде, Нижнем Тагиле, Хабаровске, Грозном, Тамбове… В общем, дал жизнь множеству театров по всей стране. И ту самую премьеру, с которой началась жизнь театра орского – спектакль «На берегу Невы» – поставил тоже он.



Вырезка из газеты «Орский рабочий» за 1938 год


Ну, и еще одна деталь, без которой эта история была бы неполной. Письмо, о котором мы сегодня говорим, подписали председатель горсовета Казятин и секретарь горкома партии Цвилиховский. 



Подпись Цвилиховского под тем самым письмом


Судьба (и даже имя!) Казятина неизвестна. А вот Александр Цвилиховский, так эмоционально требовавший открытия театра, до долгожданной премьеры, увы, не дожил. 21 сентября 1937 года он был расстрелян «за причастность к контрреволюционной троцкистско-вредительской организации». Аплодировал артистам уже другой секретарь.



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
05.04.2019 Область

Календарь материалов

Апрель
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел