29 марта 2024 • Пт • 00:14

Город-порт, город-курорт. Орские «бизнес-проекты» 1930-х годов

13.08.2018
7149

Середина 30-х. Панорама строящегося Никеля. Фото из архивов ОКМ

В хранилищах Орского филиала государственного архива содержится папка с документами середины 30-х годов. Эти отчеты, выписки и сводки были использованы для составления доклада, отправленного в Москву, в Совет народных комиссаров. Орские власти воспользовались поводом – 200-летием города – чтобы напомнить о нуждах города правительству страны. Напомнить о нуждах – но при этом и обрисовать перспективы. А планов у местных властей было громадье – только успевай выделять деньги на их реализацию!


В прошлый раз мы уже рассказали о том, как орчане собирались построить на горе Полковник мощную фабрику для обработки местной яшмы и украсить ею «советскую Вавилонскую башню» - московский Дворец Советов. Рассказали также о громадине Локомотивного завода, который должен был выпускать мощные паровозы серии «Феликс Дзержинский»…

Сегодня речь пойдет о других «бизнес-проектах» того времени.

 

Ах, белый пароход…

В первую очередь городские власти намеревались решить проблемы транспортные. Орск, объясняли они, сильно разбросан: от железнодорожной станции до города (под городом тогда понимался Старый город) около 5 километров, а от города до новостроек (то есть ТЭЦ, Никеля, Крекинга) – в среднем 6 километров. А еще он сильно удален от центра страны – 1700 километров до столицы… В общем, требуется срочно что-то делать!



Один из смелых проектов, предложенных Москве

Чтобы решить проблему с передвижениями внутри города, было предложено пустить по улицам трамвай – ведь вот-вот должна была заработать сверхсовременная и очень мощная для тех лет ТЭЦ, и электроэнергии оказалось бы предостаточно… Эту инициативу в Москве поддержали – в конце 30-х в Орске началось строительство трамвайных путей, правда, проект пришлось законсервировать в 1941-м из-за начала войны.

А вот другое предложение местных властей – пустить по Уралу пароход для связи с Чкаловым (так в 1938 году стал называться Оренбург) – понимания не встретило.

Мы сейчас можем посмеяться: какие еще пароходы, Урал в нашей местности мелкий, не всякая весельная лодка проскочит! Однако не спешите хохотать: на самом деле до революции пароходы здесь все-таки плавали! Точнее, всего 1 пароход и всего 1 сезон...



Фото из журнала «Искры», приложения к газете «Русское Слово», 1914 год

Вообще, вопрос этот не давал покоя местным жителям очень давно. Известно, например, что купец Михаил Мякиньков, который испытывал затруднения с доставкой товара пешим путем, еще в 1850 году предлагал губернатору Николаю Крыжановскому пустить пароходы – но только при условии, что ему предоставят монополию на перевозки.


 — Река Урал по течению от города Нижне-Уральска до Орска и выше к верховьям считается до сего времени не судоходною… Предвидя возможность учредить пароходное буксирно-пассажирское движение по Уралу в обозначенном выше участке, я не остановился бы пред такими затратами, лишь бы иметь гарантию в том, что другие не воспользуются плодами моих успехов. Поэтому я желал бы получить привилегию на 12 лет на исключительное право пароходства по реке Урал… По получении привилегии, я обязуюсь произвести исследование реки, очистить дно её, если окажется нужным, сделать другие приспособления, какие потребуются, и учредить пароходное движение в течение двух лет… Рейсы пароходства я обязуюсь производить во время навигации с ранней весны до совершенного упадка воды в Урале, если при всех стараниях нельзя будет ходить судам в течение всего лета. В противном случае, то есть если я не устрою пароходства в двухгодичный срок, то выданная мне привилегия должна считаться отмененною.

Письмо купца Минькова губернатору, цитата по порталу berdskasloboda.ru

Губернатор на это письмо ответил отказом – проект показался ему сомнительным и чреватым коммерческими правонарушениями.

Спустя 20 лет этот проект попытались осуществить братья Ванюшины – богатые купцы. Они пустили-таки по Уралу пароход, но тут возникла помеха – местные казаки. Они считали, что использование этих грохочущих, дымящих машин нанесет вред рыболовству – а Урал тогда был сказочно богат рыбой, казаки громадных осетров добывали, отправляли в Питер к императорскому столу… В общем, нормальное регулярное судоходство наладить так и не удалось, и до Орска судно так и не дошло.



Уральские казаки на выставке в столице. Фото uralkazak.ru

Но в 1914 году это все-таки случилось: пароход «Уралец», принадлежавший пароходству «Лайхно» (по другим источникам – «Лахно») прибыл из Уральска в Оренбург, а оттуда добрался до Орска. Загрузился товаром, взял пассажиров – и отправился обратно. За один сезон – весну-лето 1914 года – он совершил несколько рейсов. Но тут началась Первая мировая война, которая перетекла в Гражданскую, и про амбициозный проект забыли. Орские власти пытались реанимировать его в конце 30-х, но понимания в Москве не встретили.

 

Курорт на берегу «Горячки»

А еще местные власти решили возвести в Орске и его окрестностях два заведения для санаторно-курортного лечения.



Никельские шлакоотвалы могли стать курортной зоной...

Один из них должен был располагаться возле Никеля – людей предполагалось лечить «на отрабатывающих руду водах комбината». Очевидно, речь в данном случае идет о ручье «Горячка». Среди жителей поселков Никель и Первомайский принято говорить о его целебных свойствах в несколько ироническом ключе: мол, есть у нас такой чудотворный источник, окунешься в него – и до старости радикулита не знаешь, столько в воде всяких «полезностей»… А вот в 30-х об этом говорили без иронии. Более того – еще и денег в Москве просили на санаторий под дымящими трубами…



Панорама Никеля. Начало 50-х. Автор фото неизвестен

Однако Карловых Вар на Никеле не возникло. А вот курорт Гай существует и до сих пор – это санаторий, расположенный неподалеку от города с тем же названием. Причем название санаторию не город дал – все вышло ровно наоборот!

Заселение гайских окрестностей началось во второй половине 19 века. Туда прибыли переселенцы с Украины и основали села, поселки и хутора с «родными» названиями: Херсон, Новокиевка и так далее. Саму местность, покрытую березовыми рощами, прозвали Гаем, что по-украински значит «лесок». Потом там были обнаружены источники воды с необычными свойствами: проходя через залежи руды, она обогащалась металлами, которые эффективно лечили суставные и кожные болезни.



Гайская вода изумительно помогала от чешуйчатых лишаев...

В 1931 году Средне-Волжский крайздрав (Орск относился тогда не к Оренбургской области, а к огромному Средне-Волжскому краю, столица которого располагалась в Самаре) в Орском районе открыл курорт Гай местного значения. Города Гая тогда и в помине не было: его основали почти 30 лет спустя.

Но, считали орские власти, перспективный курорт не использовался по максимуму.

 — Находится курорт «Гай» в совершенно неблагоустроенном состоянии… Имеет всего 2 жилых дома на 100 человек, водолечебницу на 10 ванн, грязелечебницу на 4 койки и столовую на 100 человек. Этот курорт по целебности своего источника… оказывает весьма полезное действие на больных при заболевании ревматизмом, бруцульзом (очевидно, имеется в виду бруцеллез – прим. Урал56.Ру) и кожными болезнями – чешуйчатый лишай и др… Курорт имеет большое значение не только среди рабочих новостроек, но и для больных, прибывших со всех мест Союза. При недостаточном количестве мест многим больным с местных новостроек отказывается в приеме. На благоустройство этого курорта требуется 600 тысяч руб. при местном его значении; в случае его развития и перевода в курорт союзного значения потребуется затрата в сумме 1 млн. руб.

Из докладной записки председателя Орского горсовета СНК СССР

Храм «важнейшего из искусств»

А еще местные власти хотели построить в городе кинотеатр. Да не абы какой, а самый современный – звуковой!


Звуковое кино - настоящее чудо 30-х годов!

Известно, что первый в Орске кинотеатр был открыт 1912 году, и назывался он «Русь». Принадлежал очаг этот культуры частному лицу, располагался на улице Большой, то есть Советской, но в каком именно доме, неизвестно. Вероятно, после революции «Русь» национализировали и продолжили крутить кино – уже для простого люда – но здания этого катастрофически не хватало.

 — В настоящее время городское кино расположено в жилом доме, вместимость зала 250 человек… Население кинотеатром обслуживается на 50% спроса. Исходя из этого горсовет ходатайствует перед правительством о постройке в г. Орске звукового кинотеатра, стоимость которого с оборудованием (размер здания 6000 кв.м.) составит 400 тыс. руб.

Из докладной записки председателя Орского горсовета СНК СССР

Как в столице отнеслись к этому проекту, наверняка сказать нельзя – вероятно, дали принципиальное «добро», но существенно переработали. В итоге строительство свелось к тому, что было существенно расширено построенное еще в 1934 году здание первого «Дома соцкультуры» на улице Советской. 

Кинотеатр «Октябрь» в 70-х годах. Фото из архива КАиГ

В 1937 году в нем начал работу городской драматический театр имени Октябрьской революции. Параллельно в том же здании показывалось и кино – катушки с лентами хранились в подвальных помещениях. Ну, а после войны артисты перебрались в Новый город, на улицу Московскую, и только тогда в здании из церковного кирпича был обустроен полноценный кинотеатр, который стал называться «Октябрь»…

 



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей» и лично научного сотрудника Александра Фаварисова.




Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
13.08.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел